Урок-семинар "Итоги и уроки Второй мировой войны"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • Выявить основные итоги II мировой войны; установить общие черты, присущие обеим мировым войнам и определить особенности войны 1939–1945 гг/; акцентировать внимание учеников на роли СССР в разгроме фашизма; на конкретных примерах показать, что итоги IIмировой воны в значительной мере определили ход послевоенной истории и превратили войну и проблему мира в глобальную.
  • Закрепить умение детей оценивать исторических деятелей и события, анализировать их и делать самостоятельные выводы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своему Отечеству, народу на примерах героизма людей, биографии лучших военных полководцев.

Оборудование: карта «II мировая война»; портреты полководцев и государственных деятелей слайды «Хиросима», «Нюрнбергский процесс», «Сталинградская битва», «Битва за Берлин», музыкальные отрывки, выставка рефератов.

Предварительная работа: Написание рефератов на темы: «Битва под Москвой», «Москва военная– взгляд современников», «Развитие военного искусства в годы Второй мировой войны», «Полководцы и их роль во Второй мировой войне», «Коренной перелом во Второй мировой войне», «Сталин и война», «Моя семья в годы войны», «Битва за Берлин», «Ф.Рузвельт-политический портрет», «У.Черчилль-политический портрет».

Ход урока

I. Сегодня мы должны подвести итоги по теме «Вторая мировая война. Великая Отечественная война», установить общие черты, присущие обеим мировым войнам и сделать вывод, как итоги II мировой войны повлияли на ход послевоенной истории.

(Выдвигается рабочая гипотеза): считаю, что в итогах II мировой воны заключены истоки многих процессов и явлений современности. Для решения поставленных задач необходимо вспомнить и обобщить полученные знания.

1) Обобщение полученных знаний . Работа с интерактивной доской (выполнение тестовых заданий на выбор ответа, на соотнесение событий и дат, например:

Отметьте события: 1 – первого периода войны, 2 – второго периода войны, 3 – третьего периода войны.

  1. Нападение Германии на Польшу
  2. Крымская конференция
  3. Битва за Англию
  4. Сражение у атолла Мидуэй
  5. Высадка американских войск на о.Окинава
  6. Подписание Декларации Объединенных наций
  7. Тегеранская конференция
  8. Заговор против Гитлера
  9. Бомбардировка Перл-Харбора
  10. Сражение у Эль-Аламейна

2) Вопросы и задания для устной беседы:

А) Вспомните и назовите хронологические рамки II мировой войны, дату вступления СССР в войну и хронологические границы ВОВ?
Б) определите главные отличия IIмировой войны от I мировой войны. В чем сходство?

Сравните причины двух войн?

В) Назовите основные периоды II мировой войны? Какие события, на ваш взгляд отделяют один период от другого?
Г) Каких крупнейших военачальников II мировой войны вы можете назвать, кратко обоснуйте свое мнение.
Д) О каких спорных вопросах II мировой войны и Великой Отечественной войны вы знаете? Отчего, по вашему мнению, зависит позиция того или иного историка, исследующего эти события?

3) Цена победы (анализ данных о людских и материальных потерях воюющих стран)

«Нам не дано спокойно гнить в могиле –
Лежим на вытяжку и, приоткрыв гробы,
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог? Которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть
Что гибель нам? Мы даже смерти выше,
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть не думают,
Что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят».
(Николай Майоров)

– Из каких показателей складывается общая сумма людских потерь каждой страны?
– Какая из цифр, отражающих потери СССР в войне, кажется наиболее убедительной?
– Приведите примеры порожденных войной материальных разрушений в нашей стране?
– Почти ни одной семьи не осталось, которой бы не коснулась война.

(Сообщения учащихся «Моя семья в годы войны».)
(Исполнение музыкального отрывка из песни Б.Окуджавы «Мы за ценой не постоим»)

4) Обсуждение проблемы: насколько вероятна была победа фашизма?

– Что стало бы с миром, если бы победил фашизм? Какая участь была уготовлена СССР?

Вывод: победа в войне была достигнута совместными усилиями стран антигитлеровской коалиции. Главным итогом боевых действий стал разгром блока фашистских государств. Главная тяжесть войны легла на плечи советского народа: в течение 1941-1942годов СССР сражался фактически против Германии один на один.

5) Рассмотрение идеи справедливого возмездия над нацистскими преступниками.

– В ходе войны родилась идея справедливого возмездия над нацистскими преступниками за совершенные ими преступления.

(Сообщение учащихся с демонстрацией слайдов с фотоматериалами о работе международных трибуналов в Нюрнберге и Токио.)

– В чем значение этих процессов?

Обобщение:

Нюрнбергский процесс был призван способствовать предотвращению будущих войн, т.к. эти действия рассматривались как преступление. Между тем до сих пор в локальных масштабах совершаются многочисленные преступления против мира, и агрессивные действия остаются безнаказанными.

– Как можно предотвратить войны в мире?

6) Обсуждение проблемы: «В чем состоит опасность ядерного оружия»

(Сообщение учащихся с демонстрацией отрывков из фильмов о создании новых видов вооружения и боевой техники, о развитии военного искусства в годы II мировой войны.)

– Как достижения технические времен войны повлияли на политическое развитие послевоенного мира?

– В чем состоит опасность ядерного оружия? Приведите примеры применения ядерного оружия, ядерных взрывов?

Сообщение ученика по теме «Хиросима и Нагасаки».

Обобщение:

Появление ядерного оружия способствовало нарастанию конфронтации между бывшими союзниками. Изобретение ядерного оружия превратили проблему войны в глобальную, решить ее можно только совместными усилиями.

Мир спасен от угрозы порабощения. Победа СССР подняла международный авторитет нашей страны. Вся тяжесть войны ложится на плечи простого народа.

III. Закрепление, подведение итогов

– В чем состояли итоги и последствия Второй мировой войны?

В настоящее время сохраняется опасность войны. Предупреждение войн нуждается в единстве действий. Необходимо постоянно помнить о тех, кто погиб ради мира на земле. Давайте почтим минутой молчания память всех тех, кто сложил свои головы за мирное и светлое будущее народов всего мира.

Рефлексия:

Каждый должен оценить свою работу на уроке, указать, какой литературой пользовались при изучении тем, посвященных Второй мировой войне и ВОВ.

Что вы узнали нового и интересного на уроке? С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы?