В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
Дидактическая игра воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание, наблюдательность, интеллект и фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Так, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
В детском саду используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Так как использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании.
Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень. Информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Оно позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
Значимость данной работы состоит в том, чтобы активизировать использование информационно-коммуникативные технологии в игровой деятельности детей.
Работа основана на концептуальных положениях:
- Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
- Принцип охраны здоровья детей.
- Информационный подход к педагогическому процессу.
- Триединство образовательных целей.
- Педагогическая целесообразность.
- Принцип мультимедийности.
- Интерактивный характер.
Цель: Поиск и внедрение информационно-коммуникативных технологий в игровую деятельность детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Внедрить ИКТ в работу игровой деятельности детей дошкольного возраста;
- Создать и использовать в работе авторские пособия по дидактическим играм;
- Создать медиатеку электронных дидактических игр в ДОУ
Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, быстро и эффективно научить детей самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать образовательный процесс занимательным, повысить познавательную активность.
Электронное пособие несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Компьютер является отличным средством для решения задач обучения.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия на занятиях с группой детей и индивидуально с одним ребенком очень удобно, т.к. большое разнообразие заданий способствует в развитии их познавательных интересов.
В методическом кабинете нашего дошкольного учреждения создана медиатека электронных дидактических игр. В ней присутствуют игры как из сайтов, так и авторские дидактические игры. Вниманию педагогов – дошкольников предлагается большое количество познавательных игр: Это, например, игры из сайтов ВОЛЧОК и ИГРАЕМСЯ. Но чаще всего используются игры, сделанные самими педагогами.
В нашем дошкольном учреждении собрано более сотни дидактических игр по образовательным областям “Познание”, “Безопасность”, “Коммуникация”, “Художественная литература”, “Художественное творчество”. Из них более 20 авторских:
Образовательная область | Название электронных дидактических игр |
“Безопасность” | “Назови дорожный знак” |
“Познание” | “Узнай геометрическую фигуру” (2 варианта) |
“Что сначала, что потом” (4 варианта) | |
“Кто на кого похож” | |
“Зимние забавы” | |
“Явления природы” | |
“Достопримечательности города Якутска” | |
“Узнай профессию” | |
“С чем нельзя ходить в лес” | |
“Дикие и домашние животные” | |
“Дикие и домашние птицы” | |
“Коммуникация” | “Времена года” (4 варианта) |
“Один – много” (детёныши диких животных) | |
“Один – много” (овощи) | |
“Один – много” (фрукты) | |
“Художественная литература” | “Узнай сказку” |
“Литературная викторина” | |
“Художественное творчество” | “Узнай элемент узора” |
“Узнай роспись” (хохлома, дымка, гжель) |
Сделать игру с помощью программы Microsoft Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, мы руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность и интерес дошкольника. В игре с использованием ИКТ дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.
Используем дидактические игры на различных конкурсах, викторинах и развлечениях. Это позволяет на праздниках и развлечениях усилить эффект “Сюрпризных моментов”, полностью раскрыть задуманные темы конкурсов, викторин и вечеров.
Использование ИКТ с их огромным универсальными возможностями в обучении и является одним из таких средств. Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень Предъявление информации, на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использование методов ИКТ на занятиях улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к занятию всех детей. Активное внедрение разнообразных электронных дидактических игр является одной из задач педагогов дошкольного образования.
Медиатека электронных дидактических игр в ДОУ – это копилка всех дидактических игр по образовательным областям.
При организации медиатеки необходимо предусмотреть следующие условия для эффективной работы всех педагогов.
а) наличие помещения для хранения и успешного использования аппаратуры и информационных средств;
б) наличие фонда средств информации, аппаратуры и мебели;
в) наличие сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии и нормальную деятельность с нею всех педагогов ДОУ
д) финансирование, ориентированное на развитие медиатеки.
В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для содержания медиатеки. Она соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Все этапы создания медиатеки в дошкольном учреждении отражаются в годовом плане. Планы по созданию и совершенствованию медиатеки рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.
Вывод:
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада для обучения детей дошкольного возраста
Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, формирования духовного мира, поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к получению знаний.
(Презентацию “Кто на кого похож”
можно посмотреть, связавшись с автором статьи)