Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ – шаг в будущее дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактическая игра воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание, наблюдательность, интеллект и фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Так, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

В детском саду используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Так как использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании.

Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень. Информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Оно позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Значимость данной работы состоит в том, чтобы активизировать использование информационно-коммуникативные технологии в игровой деятельности детей.

Работа основана на концептуальных положениях:

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Принцип охраны здоровья детей.
  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Триединство образовательных целей.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.

Цель: Поиск и внедрение информационно-коммуникативных технологий в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Внедрить ИКТ в работу игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • Создать и использовать в работе авторские пособия по дидактическим играм;
  • Создать медиатеку электронных дидактических игр в ДОУ

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, быстро и эффективно научить детей самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать образовательный процесс занимательным, повысить познавательную активность.

Электронное пособие несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Компьютер является отличным средством для решения задач обучения.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия на занятиях с группой детей и индивидуально с одним ребенком очень удобно, т.к. большое разнообразие заданий способствует в развитии их познавательных интересов.

В методическом кабинете нашего дошкольного учреждения создана медиатека электронных дидактических игр. В ней присутствуют игры как из сайтов, так и авторские дидактические игры. Вниманию педагогов – дошкольников предлагается большое количество познавательных игр: Это, например, игры из сайтов ВОЛЧОК и ИГРАЕМСЯ. Но чаще всего используются игры, сделанные самими педагогами.

В нашем дошкольном учреждении собрано более сотни дидактических игр по образовательным областям “Познание”, “Безопасность”, “Коммуникация”, “Художественная литература”, “Художественное творчество”. Из них более 20 авторских:

Образовательная область Название электронных дидактических игр
“Безопасность” “Назови дорожный знак”
“Познание” “Узнай геометрическую фигуру” (2 варианта)
“Что сначала, что потом” (4 варианта)
“Кто на кого похож”
“Зимние забавы”
“Явления природы”
“Достопримечательности города Якутска”
“Узнай профессию”
“С чем нельзя ходить в лес”
“Дикие и домашние животные”
“Дикие и домашние птицы”
“Коммуникация” “Времена года” (4 варианта)
“Один – много” (детёныши диких животных)
“Один – много” (овощи)
“Один – много” (фрукты)
“Художественная литература” “Узнай сказку”
“Литературная викторина”
“Художественное творчество” “Узнай элемент узора”
“Узнай роспись” (хохлома, дымка, гжель)

Сделать игру с помощью программы Microsoft Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, мы руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность и интерес дошкольника. В игре с использованием ИКТ дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.

Используем дидактические игры на различных конкурсах, викторинах и развлечениях. Это позволяет на праздниках и развлечениях усилить эффект “Сюрпризных моментов”, полностью раскрыть задуманные темы конкурсов, викторин и вечеров.

Использование ИКТ с их огромным универсальными возможностями в обучении и является одним из таких средств. Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень Предъявление информации, на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использование методов ИКТ на занятиях улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к занятию всех детей. Активное внедрение разнообразных электронных дидактических игр является одной из задач педагогов дошкольного образования.

Медиатека электронных дидактических игр в ДОУ – это копилка всех дидактических игр по образовательным областям.

При организации медиатеки необходимо предусмотреть следующие условия для эффективной работы всех педагогов.

а) наличие помещения для хранения и успешного использования аппаратуры и информационных средств;
б) наличие фонда средств информации, аппаратуры и мебели;
в) наличие сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии и нормальную деятельность с нею всех педагогов ДОУ
д) финансирование, ориентированное на развитие медиатеки.

В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для содержания медиатеки. Она соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Все этапы создания медиатеки в дошкольном учреждении отражаются в годовом плане. Планы по созданию и совершенствованию медиатеки рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.

Вывод:

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада для обучения детей дошкольного возраста

Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, формирования духовного мира, поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к получению знаний.

Приложение 1

(Презентацию “Кто на кого похож”
можно посмотреть, связавшись с автором статьи)