Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Общепедагогические технологии


Многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, что позволяет сделать вывод о том, что данная проблема стала, по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития отечественного образования. Поэтому один из приоритетов на современном этапе в отечественном образовании, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей, ориентирован на решение задач по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Формирование здоровья: ценностей здорового образа жизни, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни осуществляется через содержание программ дополнительного образования, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, где формируются ценности здоровья и понимание определенных способов его достижения.

Сохранение здоровья обусловлено способностью организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребенка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.

Укрепление здоровья основывается на механизме наращивания, накопления здоровья, повышающего резервы адаптации, увеличения резервов здоровья (или укрепления здоровья). Реализация данного направления при организации занятий предполагает наличие способов повышения адаптивности воспитанников к стрессогенным факторам процесса обучения на на занятии. Образовательный процесс, направленный на обогащение нравственного опыта школьников, должен соответствовать цели укрепления социального компонента их здоровья. Условиями роста резервов здоровья детей и подростков следует считать правильную дозированность физиологически и психологически обоснованных стрессоров, максимальный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Здоровье – понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни – совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

  • профилактическим методикам: гимнастике для глаз (Приложение 1), дыхательной гимнастике (Приложение 2), самомассажу (Приложение 3) пальчиковой гимнастике (Приложение 4) и др.;
  • освоение элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка и т.д.);

При организации учебно-воспитательного процесса педагогу дополнительного образования важно уделять внимание:

  • использованию физкультминуток и перемен с подвижными играми;
  • проветриванию, влажной уборке помещений;
  • чередованию занятий с высокой и низкой активностью;
  • специально организованной двигательной активности ребенка (занятиям оздоровительной физкультурой, подвижным играм); массовым оздоровительным мероприятиям (тематическим праздникам здоровья, соревнованиям);
  • взаимодействию с семьей.

При организации занятий в учреждении дополнительного образования целесообразно уделять внимание таким аспектам как:

  • гигиенические условия в кабинете;
  • число видов деятельности, используемых педагогом (нормой считается не менее 4–7 видов за занятие);
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут);
  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ребенок в роли педагога, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.;
  • умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;
  • позы воспитанников и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
  • физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут занятия по 1–2 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у детей желания их выполнять;
  • положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • наличие у воспитанников мотивации к разным видам деятельности на занятии: интерес к изучаемому материалу, стремление узнать новое, радость от активности, и т.п/;
  • благоприятный психологический климат на занятии;
  • преобладающее позитивное выражение лица педагога;
  • момент наступления утомления воспитанников и снижения их активности;
  • темп и особенности окончания занятия;
  • состояние и вид детей, выходящих с занятия;

При подведении итогов занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. Важно не подавить инициативу, творческий потенциал каждого воспитанника.

Таким образом, для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.

Литература

  1. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2009.
  5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.