Проектная деятельность младших школьников как фактор личностно ориентированного подхода

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Основная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Я работаю по образовательной системе «Школа 2100».

Главная цель «Школы 2100» – научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

В своем классе составила воспитательную систему «Наша классная семья», цель которой: содействие формированию нравственно-ориентированной личности, стремящейся к раскрытию и реализации своих способностей и развитию индивидуальности, максимально используя возможности семьи. Один из путей достижения этой цели – организация личностно-ориентированного образования. Существенную роль в этом может сыграть проектная деятельность.

«Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамке имеющихся возможностей»{3}.

Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
  • Результатом работы над проектом является продукт.

Типология проектов:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • исследовательский,
  • практико-ориентированный,
  • ролево-игровой,
  • информационный,
  • творческий.

2. По профилю знаний:

  • монопроекты (по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.)
  • межпредметные проекты (как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта).

3. По характеру координации:

  • с открытой (явной) координацией (в таких проектах координатор проекта направляет работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников);
  • со скрытой координацией (в таких проектах координатор выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта)

4. По количеству участников:

  • личностные,
  • парные,
  • групповые.

5. По продолжительности:

  • краткосрочными,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные.

Наиболее удобной для педагога и приемлемой для ученика считаем следующую структуру проектного задания:

1. Название темы проекта.

2. Проблемная ситуация проекта

3. Перечень заданий, необходимых для разрешения проблемы, на:

  • выдвижения предположения по проблеме;
  • поиск информации по теме;
  • создание продукта проекта.

4. Рефлексия («Сформулируй выводы»).

Учитываются индивидуальные особенности младших школьников.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацелена не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. В проектной деятельности большую роль оказывают родители. Это сближает семьи школьников, развивает коммуникативные навыки, развивает партнерские отношения с семьей. Например, с целью развития интереса к истории семьи, семейным традициям, родословной, а также с целью сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей возникла идея проведения творческого проекта «Моя родословная». Исследование включало в себя три этапа:

1) В начале учебного года было проведено родительское собрание на тему «Имена, которыми я горжусь». На собрании родители рассказали о своих близких, которыми они гордятся, о семейных традициях, реликвиях.

2) Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогическое дерево своей семьи. Дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли генеалогическое дерево в виде творческих работ. Четыре семьи подготовили презентации своих семейных альбомов; оформили семейную фотовыставку.

3) Проведение праздника на тему «Я и моя семья».

Результаты проекта.

Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

Очень интересной получилась работа над проектом «Говорящая азбука». Этот проект готовили два класса: первый класс и четвертый класс, которые были шефами нашего класса. Выбор темы проекта « Говорящая азбука» был далеко не случаен. Актуальность выбранной темы объясняется поиском решений для создания условий адаптации детей первоклассников, а также формирования самооценки у младших школьников.

В чем заключалась организация совместной деятельности учащихся четвертого класса и первоклассников? Вся работа была разделена на 3 этапа:

1) В начале учебного года была создана «Почта открытий», через которую ученики четвертого класса передавали подобранный материал по данной теме или букве, а первоклассники знакомились с ним на уроке по обучению грамоте и устраивали выставки моделей букв, сделанные ими и их родителями. Первоклассники с удовольствием защищали свои проекты, объясняя, почему они так представили ту или иную букву.

2) Вместе с ребятами четвертого класса составили сценарий праздника «Прощание с Азбукой», в который включили собранный материал.

3) Провели совместный праздник, где первоклассники читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, а ребята четвертого класса выступили с театрализованным представлением «Буквы-помощники».

Использование данного проекта обеспечило развитие способностей детей, помогло увидеть личностные качества каждого ребенка и, что очень важно не лишило первоклассников интереса к обучению в школе, явилось успешным средством создания условий адаптации в первом классе. Для выпускников же начальной школы работа над данным проектом позволила находить стимулы для самостоятельного поиска, а также развивать коммуникативность, креативность, толерантность.

На уроках стараюсь создать условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах, умели творчески применять знания на практике, но самое главное – развивать духовное начало личности, прививать любовь к духовному наследию. На уроках литературного чтения после каждого раздела программой «Школа 2100» предусмотрены творческие работы. Так по инициативе моих учеников появился проект «Город сказочных человечков».Работа была проведена в 4 этапа.

I этап проекта – образование групп, определение подтем.

Всех детей разбили на 4 группы, каждая группа выполняла свое задание. Первая группа должна узнать из различных источников о добрых и злых героях из сказок разных народов. Вторая группа писала аннотацию к понравившемуся произведению. Третьей группе было дано задание: нарисовать рисунок или слепить из пластилина сказочного человечка и умей рассказать о нем. Четвертая группа готовила детали для сказочного замка. Замки были выполнены на уроках технологии.

II этап проекта – самостоятельное исследование.

III этап проекта – защита проекта.

IV этап проекта – презентация проекта.

Такая работа, в первую очередь, развивает личность, раскрывает творческий потенциал учеников, формирует индивидуальность, развивает интерес к творчеству.

Кроме коллективных проектов, готовим индивидуальные проекты. Кузина Ирина готовилась стать школьницей, у нее возникли перемены в ее жизни. Маленькую кроватку заменили на большую, появился письменный стол с настольной лампой, но комната у нее не большая, поэтому полки с игрушками придется убрать. Но расставаться с ними насовсем она еще не готова, и мама предложила ей сделать симпатичный веселый коврик. Так возникла идея создания проекта «Чудо– коврик». С этим проектом она выступила на районной конференции «Шаг в науку», заняла первое место и была награждена дипломом I степени.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка. На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. В рамках образовательно-воспитательной работы в нашей школе проводилась научно-практическая конференция, где ученики 2-б класса Терентьев Антон и Кузина Ира приняли участие. Их работы «Жевательная резинка: за и против» и «Мое любимое дерево» рекомендовали для участия в районной конференции. Обучая своих учеников, учимся у них, радуемся их каждой удачи, пусть даже маленькой, и не скрываем этого. Дети чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству. Мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников не следует забывать: дети все талантливы. Помнить всегда: не убить в каждом ученике Моцарта, Пушкина. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а ее результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Ранее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества.

Приложение 1

Библиографический список

  1. Горячев А.В. Проектная деятельность в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №5.
  2. Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
  4. Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №8.