Введение
Природа – замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника всё превращается в необыкновенные поделки, открывающие её красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности, поэтому такое художественное творчество привлекает людей всех возрастов и профессий – ведь каждый может выбрать материал по душе.
Поделки из природных материалов – это не только забава или просто игрушка, а настоящее произведение искусства. Сегодня во многих странах проводятся выставки работ из природных материалов, которые собирают мастеров, посвятивших свою жизнь благородной цели: «Открыть людям красоту и изысканность живой природы».
Программа предусматривает развитие собственных творческих способностей и художественного вкуса. Простота изготовления, несложные, выверенные столетиями приёмы обработки, сохранения и выявления красоты материала имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность. Эти народные традиции и особенности, а так же доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, в парке или на садовом участке, на морском побережье или дремучем лесу, представляющие реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме этого поделки тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны.
Всё выше сказанное позволяет утверждать, что образовательная программа: «Сказка Природы» отвечает принципам новизны, оригинальности, а так же соответствующей реальным запросам, в любом учреждении.
Археологические раскопки показывают, что во все эпохи развития цивилизации, начиная с неолита, человек создал обусловленные материалом и традицией изделия украшения. В этом проявилось желание людей не только украшать своё жилище или сделать подарок близкому человеку, но и воплотить свои эстетические потребности, свои замыслы с доступным материалом.
Следовательно, результат реализации программы заключается в развитии у детей творческих способностей мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Данная программа воспитывает у учащихся любовь к родной природе, бережное отношение к ней, поскольку её Величество Природа является главной сказочницей Вселенной. «Сказок» у неё превеликое множество: морские и лесные, плодовые и цветочные, каменные и ракушечные, песочные и пуховые… всё не перечислишь, да и не надо. Главное знать их и помнить о том, что «сказки» нужны всем, и взрослым, и детям, потому что душа без них пуста и никчёмна.
Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в бытовом искусстве. На занятиях декоративно прикладного искусства знакомятся с принципами декоративной обработки, осваивают простейшее художественное конструирование, а так же знакомятся с принципами технической эстетики. Традиционные акварель и гуашь дополняются аппликацией из природных материалов, коллажем, конструирование из различных материалов.
Занятия флористикой – новое перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер проводимый в этом направлении предопределяет предельное разнообразие содержание уровней обучения, предлагаемое детям.
Уже в самом сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях работы кружка «Флористика» по программе «Сказка Природы».
Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей детей в декоративно-прикладном творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семь.
Она рассчитана на работу с детьми 7–13 лет и состоит из следующих этапов:
Ознакомительно-конструированный, 1 год обучения (7–8 лет);
Развивающий, 2 год обучения (9–11 лет);
Творческий, 3 год обучения (12–13 лет).
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные декоративно-прикладные способности у детей.
Задачи:
- Формировать интерес к декоративно – прикладной деятельности;
- Знакомить детей с различными приёмами творческой деятельности, а именно обучать основам составления композиции, её последовательности, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
- Расширить кругозор биологических, исторических, экологических, литературологических знаний учащихся;
- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость;
- Воспитать бережное отношение к природе, здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих;
- Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, наблюдательность.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение объектов живой природы.
Итак, образовательная программа «Сказка Природы» предусматривает трёхгодичный курс обучения. Рассчитана на младший и средний школьный возраст детей от 7– 4 лет.
На первом году обучения предусматривается ознакомление с фитодизайном и творческое конструирование элементарных поделок.
Второй год обучения рассчитан на развитие базовых д-п-с детей.
В группы первого года принимаются все желающие дети. Декоративное творчество близко и понятно ребёнку, поскольку правдиво и просто передаёт красоту окружающей жизни.
Декоративная практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребёнка. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
В группу второго года обучения принимаются дети после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Характер деятельности детей второго года обучения имеет ряд качеств, отличных от деятельности младшей группы.
Процесс обучения направленный на всестороннее развитие личности, способствует так же изменению психических особенностей, влияющих на декоративную деятельность.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Третий год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Занятия – 2 раза в неделю по 3 час. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
В целях интенсификации обучения на занятиях декоративно-прикладного творчества необходимо осуществлять преемственность творческой деятельности детей начиная от младшего школьного возраста дойдя до среднего.
Во время занятий следует опираться и последовательно реализовать следующие психолого-педагогические и методические принципы:
- Учёт возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);
- Направленность обучения на раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);
- Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;
- Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребёнка;
- Принцип приоритета самооценки над конкурсно-соревновательной формой оценивания результатов деятельности (сравнивание своих сегодняшних результатов с прошлыми учебными достижениями.);
- Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребёнка («Сам придумал– самостоятельно исполни !»);
- Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приёмов:
- Репродуктивных (воспринимающих);
- Частично-поисковых;
- Проблемных;
- Эвристических (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детьми, имеющимися самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства флористики.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме беседы с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Итак, предлагаемые формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
- Зачеты по темам;
- Уроки-путешествия;
- Уроки-соревнования;
- Викторины, КВН;
- Контрольные упражнения;
- Уроки-практикумы;
- Коллективное творческое дело с элементами игры;
- Практикум по культуре общения и типам темперамента;
- Самотестирование «Особенности личности»;
- Психологический тренинг «Внимание и память»;
- Игры на взаимопонимание.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчёт по работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.
Учебно-тематический план
1. Ознакомительно-конструированный этап. 7–8 лет.
Для ребёнка 7–8 лет важно научиться замечать вокруг себя совершенно особые вещи и находить материалы для поделок, представляемые самой природой. Поэтому первый год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но так же воспитывает бережное отношение к природе и ко всему, что с ней связано. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение. Наиболее важно развитие двигательной ловкости и координации мелких движений рук, в этом помогают ряд упражнений для детей данного возраста.
Тематическая разработка занятий с детьми 7–8 лет
(216 часов, первый год обучения)
№ |
Содержание |
Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение | 6 | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Как копировать рисунки | 1 | 1 | |
3 | Как выдувать яйца | 1 | 1 | |
4 | Природные материалы | 2 | 1 | 1 |
Для детской комнаты и уголка игрушек. | 13 | |||
1 | Зверушки из камней. | 2 | 2 | |
2 | Жуки из грецких орехов | 2 | 2 | |
3 | Подвесные птичьи гнёзда. | 2 | 2 | |
4 | Школа из пробки для гномов. | 2 | 2 | |
5 | Железная дорога из пробок. | 2 | 2 | |
6 | Забавные тролли. | 2 | 2 | |
7 | Ксилофон. | 1 | 1 | |
Поделки к пасхе | 7 | |||
1 | Вводный урок. | 1 | 1 | |
2 | Картины и орнамент из яичной скорлупы. | 4 | 4 | |
3 | Панно «Гусята» | 2 | 2 | |
«Всё в подарок» | 18 | |||
1 | Вводный урок | 1 | 1 | |
2 | Сушенные цветы в сердечке. | 2 | 2 | |
3 | Сердечки из коры | 4 | 4 | |
4 | Украшение из кусочков кожи. | 5 | 1 | 4 |
5 | Ароматные подушечки | 4 | 1 | 3 |
6 | Поделки из лунника | 2 | 2 | |
Летнее солнце и радость каникул. | 39 | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Подсолнухи. | 4 | 1 | 3 |
3 | Украшения из раковин. | 4 | 1 | 3 |
4 | Рыбки из камушков. | 4 | 4 | |
5 | Рыбы из ракушек на подвесном креплении. | 10 | 1 | 9 |
6 | Панно из трав | 4 | 4 | |
7 | Кораблики из коры и пиратский плот | 4 | 1 | 3 |
8 | Пейзаж в миске. | 2 | 2 | |
9 | Цветы из ракушек | 6 | 1 | 5 |
Время сбора урожая | 26 | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Рыночная палатка | 2 | 1 | 1 |
3 | Весёлые зверушки из фруктов и овощей. | 4 | 1 | 3 |
4 | Панно из цветов | 3 | 1 | 2 |
5 | Открытки с орнаментом из листьев | 2 | 2 | |
6 | Сливовые человечки | 2 | 2 | |
7 | Панно из зёрен | 10 | 1 | 9 |
8 | Фонарь из тыквы | 2 | 2 | |
Когда падают листья. | 22 | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Панно «Дерево» | 6 | 1 | 5 |
3 | Панно из листьев | 7 | 1 | 6 |
4 | Фигурки из шишек | 6 | 1 | 5 |
5 | Осенняя почта | 2 | 1 | 1 |
Рождество на носу | 82 | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Сюрпризы на ёлке | 12 | 2 | 10 |
3 | Зверушки из мандаринов | 4 | 1 | 3 |
4 | Рождественская птичка | 4 | 1 | 3 |
5 | Овечки из натуральной шерсти | 10 | 2 | 8 |
6 | Плетёные сердечки | 10 | 2 | 8 |
7 | Санта Клаусы из яблок | 3 | 1 | 2 |
8 | Рождественские открытки. | 10 | 2 | 8 |
9 | Рождественская икебана | 6 | 1 | 5 |
10 | Ёлочные украшения из шишек. | 6 | 1 | 5 |
11 | Ёлочные украшения из орехов | 6 | 1 | 5 |
12 | Звёзды из соломы | 10 | 2 | 8 |
Отчет выставочных работ | 3 | |||
1 | Подготовка экспонатов | 3 | 3 |
2. Развивающий этап 9–11 лет.
Тематическое планирование
(216 часов, второй год обучения)
№ | Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
Аппликация из листьев | 10 | 2 | 10 | |
1 | Принцип составления композиций | 2 | ||
2 | Аппликация из целых форм растений. | 2 | ||
3 | Составление миниатюр из отдельных частей растений. | 2 | ||
4 | Вырезание и составление миниатюр из засушенных растений и других природных материалов. | 3 | ||
5 | Оформление работ | 2 | ||
6 | Зачет по теме | 1 | ||
Лесная миниатюра | 20 | 3 | 17 | |
Поделки из грецких орехов | 1 | |||
1 | Композиция «Домашний зоопарк» | 2 | ||
2 | Композиция «Скалалазы» | 2 | ||
3 | Композиция «Караван в пустыне» | 2 | ||
4 | Композиция «Лесной мир» | 2 | ||
5 | Подделки и игрушки из шишек | 1 | ||
6 | Коллективная работа «Птичий базар» | 3 | ||
7 | Композиция «Цветы мне нежно улыбаются» | 3 | ||
8 | Оформление работ. | 3 | ||
9 | Урок – практикум по теме (обобщение) | 1 | ||
Композиция из семян | 40 | 4 | 36 | |
1 | Композиция из семян | 2 | ||
2 | Панно «Декоративная ветка» | 2 | ||
3 | Панно «Мир грибов» | 6 | ||
4 | Панно «Чудесные замки» | 6 | ||
5 | Панно «Юная фея» | 1 | 2 | |
6 | Картины из семян по выбору | 1 | 19 | |
7 | Обобщение. Игра «А вам, слабо?» | 1 | ||
Поделки из чешуи шишек | 17 | 3 | 15 | |
1 | Поделки из чешуи шишек | 2 | ||
2 | Панно «Богатыри» | 4 | ||
3 | Панно «Черепахи и крокодилы» | 4 | ||
4 | Панно «Дракоша» | 3 | ||
5 | Оформление работ | 2 | ||
6 | Урок – соревнование «Богатырские забавы. | 1 | 1 | |
Композиция из раковин, чешуи и плавников рыб. | 20 | 3 | 17 | |
1 | Композиция из раковин, чешуи и плавников рыб. | 2 | ||
2 | Панно «Разговор рыб» | 4 | ||
3 | Панно «Подводный мир» (рыбы, водоросли, морские коньки, морские звёзды и др.) | 12 | ||
4 | Урок – путешествие: «Команда Кусто» | 1 | 1 | |
Поделки из птичьих перьев | 40 | 5 | 35 | |
1 | Поделки из птичьих перьев | 3 | ||
2 | Декоративное панно «Цветы и бабочки» | 6 | ||
3 | Декоративное панно «Многообразие птиц» (павлин, страус и др.) | 10 | ||
4 | Самостоятельный выбор сюжета из птичьих перьев | 14 | ||
5 | Оформление работ | 4 | ||
6 | Зачёт по теме | 1 | 1 | |
Композиция из пуха (камыша, осота, тополя и т.д.) | 46 | 6 | 41 | |
1 | Композиция из пуха | 2 | ||
2 | Панно «Домашние животные» | 4 | ||
3 | Панно «Дикие животные» | 5 | ||
4 | Оформление работ | 3 | ||
5 | Самостоятельный выбор сюжета картины с использование пуха. | 28 | ||
6 | Лабораторный практикум | 1 | ||
Игрушки из яичной скорлупы, лука, яблок и картофеля | 11 | 2 | 9 | |
1 | Игрушки из яичной скорлупы, лука, яблок и картофеля | 1 | ||
2 | Игрушки из скорлупы (домик, вертолёт, свинья, рыбки, вазочка, пьеро) | 3 | ||
3 | Игрушки из яблок и картофеля (младенец с пустышкой, девочка, Буратино, синьёр Помидор, птица, котёнок) | 2 | ||
4 | Композиция из лука «На базаре», «За самсоваром» | 1 | ||
5 | Оформление работ | 1 | ||
6 | Обобщение. Игра «Сувенирный театр» | 1 | ||
Результаты работ. (резервное время в зависимости от сроков назначаемых выставок) | 10 | 10 | 10 | |
1 | Выставка внутри группы | 4 | ||
2 | Районная выставка в ДДТ | 4 | ||
3 | Отбор экспонатов на областную выставку «Сибирская ярмарка» | 2 |
3. Творческий этап 12–13 лет.
Тематический план
(216 часов, третий год обучения)
№ | Содержание | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Из сучка да с задоринкой | 25 | 3 | 22 | ||
1 | Всё пригодится | 2 | |||
2 | Рамки для панно и картин | 4 | |||
3 | Подставки из древесных спилов | 4 | |||
4 | Шкатулки для лесных сувениров | 4 | |||
5 | Подсвечники для семи свечей | 4 | |||
6 | Ваза с листочками | 4 | |||
7 | Дополнительные элементы оформления | 1 | 1 | ||
8 | Зачёт по теме | 1 | 1 | ||
Мини-скульптура | 20 | 3 | 17 | ||
1 | Всё про шишки, жёлуди, каштаны | 2 | |||
2 | Мини-скульптура «Эх, ухнем!» | 1 | |||
3 | «Добрый леший» | 1 | |||
4 | «Весёлый ёжик» | 1 | |||
5 | «Уточка» | 1 | |||
6 | «Оленёнок Бемби» | 1 | |||
7 | «Индюк и журавль» | 2 | |||
8 | «Лесовичок» | 1 | |||
9 | «Белка песенки поёт» | 2 | |||
10 | «Шаловливые обезьянки» | 2 | |||
11 | «Бравый моряк» | 1 | |||
12 | «Маленькие львята» | 1 | |||
13 | «Танцовщицы» | 1 | |||
14 | «Попрыгунья» | 1 | |||
15 | Урок-путешествие «Путаница» | 1 | 1 | ||
Птичьи подарки | 20 | 3 | 17 | ||
1 | Сборный материал (яичная скорлупа, перья, пух, картон) | 2 | |||
2 | Панно «Лебедь» | 1 | |||
3 | Панно «Павлин» | 1 | |||
4 | «Курочка-ряба» | 2 | |||
5 | «Лягушка-квакушка» | 2 | |||
6 | Контрольные упражнения | 1 | |||
7 | Контрольный выбор сюжета | 10 | |||
«На поиски сказки» | 60 | 6 | 54 | ||
1 | Коллекция «В мире сказок» | 3 | |||
2 | «Кумушка лиса» | 2 | |||
3 | «Змей Горыныч» | 3 | |||
4 | «Теремок» | 5 | |||
5 | «Колобок» | 4 | |||
6 | «Лиса и журавель» | 2 | |||
7 | «Замок Русалочки» | 2 | |||
8 | Викторина «В мире сказок» | 1 | |||
9 | Свободный выбор композиции | 35 | |||
Мультикопилка с элементами флористики | 24 | 4 | 20 | ||
1 | Элементы флористики | 4 | |||
2 | «Банифаций» | 2 | |||
3 | «Малыш и Карлсон» | 2 | |||
4 | «Крокодил Гена и Чебурашка» | 2 | |||
5 | «Ну, погоди!» | 2 | |||
6 | «Леопард» | 2 | |||
7 | «Русалочка» | 2 | |||
8 | «В Простаквашино» | 3 | |||
9 | «Маугли» | 2 | |||
10 | «Слонёнок и удав» | 2 | |||
11 | Соревнование на лучший мультсюжет | 1 | 1 | ||
«Басни дедушки Крылова» | 22 | 5 | 17 | ||
1 | Басни дедушки Крылова | 4 | |||
2 | «Квартет» | 4 | |||
3 | «Лиса и виноград» | 3 | |||
4 | «Стрекоза и муравей | 3 | |||
5 | «Лебедь, щука и рак» | 3 | |||
6 | «Мартышка и очки» | 3 | |||
7 | КВН «Когда в товарищах согласья нет» | 1 | 1 | ||
Готовимся к празднику | 35 | 3 | 32 | ||
1 | Подготовка к празднику | 3 | |||
2 | Панно «Когда часы 12 бьют» | 3 | |||
3 | Свободный выбор сюжеты | 20 | |||
Результаты работы (резервное время) | 10 | 10 | |||
1 | Выставка внутри группы | 3 | |||
2 | Районная выставка в ДДТ | 5 | |||
3 | Отбор экспонатов на областную выставку. | 2 |
Содержание тем первого года обучения
№ | Название раздела | Приложение |
1 | Введение | Знакомство с детьми, обсуждение плана работы на год. Техника копирования рисунка, выдувания яиц. |
2 | Для детской комнаты и уголка игрушек. | Изготовление поделок из камней, грецких орехов, пробок. |
3 | Поделки к пасхе | Провести беседу о православном празднике – Пасхе. Подготовить поделки к Пасхе, используя пасхальные яйца и скорлупу от них. |
4 | Всё в подарок | Заготовка материала, техника засушивания, составление композиций и её последовательность. |
5 | Летнее солнце и радость каникул | Сбор материала, сортировка, подбор композиций, последовательность выполнения работ, их оформление. |
6 | Время сбора урожая | Сбор урожая, изготовление весёлых зверушек из овощей и фруктов. Составление композиций из семян, подбор цветов, форм и размеров для композиций. |
7 | Когда падают листья | Творческая работа с использование осенних листьев. Сбор материала, засушивание. |
8 | Рождество на носу | Подготовка любимому детскому празднику – Новому году. Изготовление новогодних ёлочных игрушек, сюрпризов, открыток, икебан и т.д. творческие занятия. |
Содержание тем второго года обучения. | ||
1 | Вводное занятие | Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета, мини практикум. |
2 | Аппликация из засушенных листьев. | Аппликация – как вид изобразительной техники. Заготовка материала, техника засушивания, составление композиций и её последовательность. Фон, оборудование окантовка. Творческое занятие. Составить композиции: «Жар – птица», «Сова с птенцами», «Декоративные цветы» и т.д. |
3 | Лесная миниатюра (поделки из грецких орехов и земляных орехов, поделки и игрушки из шишек) | Информационные вопросы о местах произрастания растений дающих орехи, а так же косточки фруктов и ягод (биологическая справка). Техника безопасности при работе с данным материалом. Сбор, сушка, особенности составления миниатюр. Практикум: «Составление миниатюр». Знакомство с великолепным миром растений хвойных пород. Особенности заготовки, хранения, изготовление поделок и их оформление. Практикум по теме. |
4 | Композиции из семян | Классификация семян дикорастущих и культурных растений. Сбор, приобретение круп. Богатая цветовая гамма и подбор цветов, форм и размеров для композиций. Составление композиций. Обобщение. Урок – игра «А, вам слабо!» (выявление теоретических и практических навыков) |
5 | Поделки из чешуек шишек | Особенности технологии среза чешуек (техника безопасности), правила наклеивания. Сочетание с другими видами природного материала. Урок – соревнование «Богатырские забавы», учитывается быстрота и качество выполняемого практического задания, а так же прочность теоретических знаний. Эстетическое воспитание. |
6 | Композиция из чешуи, раковин, плавников рыб. | Характеристика морских, речных экосистем, природных материалов собираемых в них. Особенности его сбора, хранение, технология выполнения работ, их оформление. Урок – путешествие: «Команда Кусто» (выявление теоретических и практических знаний). |
7 | Поделки из птичьих перьев | Многообразие поделок украшенных перьями (панно, открытки, закладки для книг). Особенности работы с ними (наклеивание, сочетание цветов, раскраска и т.д.). Лекция «Мир пернатых». Зачёт: «Практические и теоретические навыки по теме». Охраняемые птицы. |
8 | Композиции из пуха (осота, камыша, тополя и т.д.) | Виды аппликаций (предметная, сюжетная, декоративная). Заготовка пуха, хранение, приёмы работы, оформление. Творческое задание: «Деревья в инеи», «Зайка» и др. (связь с литературой, подобрать стихотворения к сюжетной аппликации». |
9 | Игрушки из яичной скорлупы, лука, яблок, картофеля. | Подготовка данных видов материала к работе, особенности изготовления игрушек, их закрепление, оформление. Работа над фантазией, наблюдательностью детей. Выставка работ. «Сувенирный подарок» |
10 | Результаты работы | В течении года принимать участие в выставках внутригрупповых, районных и по мере возможности в областных. Оценить лучшие работы. |
Содержание тем третьего года обучения. | ||
1 | Вводное занятие | Знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета, мини – практикум. |
2 | Из сучка, да с задоринкой. | Научить красиво, самостоятельно оформить сделанные поделки. Используя дары природы научить элементарным азам изготовления рамок, подсвечников, ваз шкатулок. Учить видеть прекрасное, уникальное в природе и в то же время благородно использовать щедрость её Величества. Охарактеризовать 4 времени года при этом использовать музыкальную композицию и художественное произведение по данной теме. |
3 | Мини – скульптура | Историческая справка о зарождении скульптуры в России и в мире в целом. Лекция: «Семь чудес света». Определение мини – скульптуре. Подготовка к работе, запас материала и инструментов. Техника выполнения и оформления. Урок – путешествие (связь истории,, биологии, ИЗО и флористики) |
4 | Птичьи подарки. | Комбинированная работа с различными природными материалами требует тщательного отбора, художественного вкуса и фантазии. Вспомнить правила работа с различным природными материалами. Творческое (по выбору) задание и выставка работ, отбор лучших работ. |
5 | На поиски сказки | Продолжить творческий поиск, сказки героев. Направление поиска: готовый образ и отдельные детали. Связь литературы и художественного творчества. Выбор сказок – обосновать! Подбор материала для работы, техника выполнения композиции, оформление. Викторина по сказкам. |
6 | Мультикопилка с элементами флористики | Продолжение творческого поиска героев мультфильмов. Объявить конкурс на лучший мультсюжет и защитить свою работу. Знать имена известных мультипликаторов. |
7 | Басни дедушки Крылова | Познакомить с творчеством И.А. Крылова. Дать объяснения к термину – басня. В чём суть басни. Свободный выбор работы и подбор подходящего материала. КВН с элементами, цитатами из басен, а так же выставка работ, подведение итогов. |
8 | Готовимся к празднику | Сделать сувенирный подарок к любимому детскому празднику – Новому году. |
9 | Результаты работы. | В течении года принимать участие в выставках: в районных, областных. Оценить лучшие работы. |
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые первого года обучения должны знать:
- Термины: аппликация, композиция, флористика, конструирование;
- Последовательность ведения работы по декоративному конструированию;
- Материалы и технологические приёмы оформления;
- Название инструментов и приспособлений.
Должны уметь:
- Пользоваться инструментами: ножницами, кистью, пикой;
- Пользоваться материалами.
- Проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при создании проектов и при сборе материала;
- Передавать в композициях своё эмоциональное отношение к работе.
Обучаемые второго года обучения должны знать:
- Особенности материалов, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
- Анализируемые на уроках произведения, народное творчество родного края;
- Систему элементарных теоретических основ работы с природным материалом;
- Последовательность ведения работы по декоративной композиции.
- Разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в д-п-т, уметь с ними работать;
- Термины: флористика, панно, миниатюра, аппликация, декоративность.
Должны уметь:
- Составлять аппликационные композиции из разных материалов;
- Соблюдать последовательность выполнения работ;
- Применять навыки декоративного оформления в аппликациях;
- Видеть прекрасное в предметах и явлениях в действительности, в произведениях;
- Объединить в индивидуально-коллективной работе творческое усилие по созданию проектов, украшения интерьера ДДТ или других декоративных работ.
Обучаемые третьего года обучения должны знать:
- Значение понятий: пейзаж, коллаж, фитодизайн, дизайн;
- Основы дизайна;
- Правила создания экспозиций, основы прикладного творчества;
- Различные виды декоративного творчества: цветоделие, флористика;
- Тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства ;
Должны уметь:
- Высказывать суждения о картинах и предметах д-п-т;
- Использовать декоративно-прикладные знания, умения, навыки на других предметах;
- Самостоятельно комбинировать различные приёмы работы с природным материалом;
- Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом.
Модель выпускника
В идеале выпускник должен:
- Иметь разносторонние личные качества;
- Уметь адаптироваться к жизни в обществе и быть при этом творчески активной личностью;
- Усвоить содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях;
- Выработать профессиональное самоопределение ;
- Владеть культурой общения, воспринимать красоту, гармонию на основе эстетического отношения и восприятия родной природы.
Методическое обеспечение программы:
- Фотографии;
- Рисунки;
- Альбомы;
- Энциклопедии;
- Открытки;
- Поделки, иллюстрации;
- Панно образцовое.
Условия реализации программы.
«Природа не только подарила человеку возможность.
Любоваться её красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом.
Она наградила нас удивительной способностью фантазировать,
Творить необычайное из её даров.
А для осуществления замыслов понадобятся лишь
Простые инструменты и собственные руки!»
Прежде чем приступить к работе необходимо заготовить природный материал. Лучшее время для заготовки – лето, начало осени.
Понадобятся следующие материалы: шишки, жёлуди, каштаны, орехи, косточки, древесные грибы, ветки, кора, луковицы, клубни, кожура, семена, соломка, цветы, раковины, рыбная чешуя, кожура, плавники, перья птиц, мхи, лишайники. Далее следует приготовить инструменты и дополнительные материалы: тисочки, нож – резак, шило, кусачки, пинцет, циркуль, иглы, ножницы.
Для изготовления поделок понадобятся: клей ПВА, клей столярный, лак бесцветный, кисть для клея и лака, краски, мел, речной песок, проволока, фанера, картон, бумага цветная, копировальная бумага., цветные нитки, скотч, карандаши простые, ластики, линейки, круглые трубочки, шкурка, щётка и тряпочки для уборки.
Подготовка к занятию.
За каждым учащимся закрепляется постоянное рабочее место – стол или парта. К занятию учащиеся готовятся заранее: застилают бумагой стол, ставят стакан с ножницами, кистями для клея, линейкой. Рядом клей и необходимый природный материал. В конце каждого занятия записывают, что нужно принести для работы над новой темой, по окончанию занятия приводят в порядок свои столы и помещение.
Работа над аппликацией, композицией или панно выполняется в определённой последовательности:
- Выбор сюжета;
- Составление эскиза;
- Подбор материала;
- Вырезание деталей и наклеивание на фон;
- Высушивание;
Оформление.
Создавать сказки не так – то легко. Отдельные вредные персонажи так и норовят улизнуть, подставить вместо себя под острый ножницы или иглу руки фантазёра. Поэтому нужно заучить назубок все правила техники безопасности.
Учителем и наставником является не только непосредственно педагог, но и учебные пособия. И ещё два важных условия реализации программы.
Во-первых, необходимо приучить ребёнка к самостоятельности – Сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил (в то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности).
Во-вторых, нужно учить детей бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить своё дело до конца, не бросать начатую работу.
План воспитательной работы
№ | Месяц | Мероприятия |
1 | Сентябрь | Игра – эксперимент «Какой мы коллектив» |
2 | Октябрь | Брей – ринг «Интеллектуальные забавы» |
3 | Ноябрь | Конкурс – аукцион «Час творчества» Родительское собрание: «Детей воспитываем вместе» |
4 | Январь | Праздник «Народные игры и традиции» |
5 | Февраль | Интеллектуально – спортивное соревнование «Сильные,
смелые, ловкие, умелые» Родительское собрание: «Умение владеть эмоциями» |
6 | Март | Праздник красоты. |
7 | Апрель | Коллективное творческое дело «Юморина» |
8 | Май | Конкурс «Мистер творчества» Родительское собрание: «Глазами ребёнка» |
План методической работы.
№ | Месяц | Сбор и подготовка материала | |||
методический | психолого-педагогический | демонстрационный | раздаточный | ||
1 | Сентябрь | Конспекты Разработки уроков |
Вопросы практикума «Типы темперамента» | Открытки Альбомы Вырезки из журналов и газет |
Элементы композиции, детали |
2 | Октябрь | Конспекты взаимопонимание |
Игры на взаимопонимание | Поделки, иллюстрации поделок | Орехи, шишки |
3 | Ноябрь | Конспекты Поисково-игровые занятия |
Тест: «Особенности личности» | Иллюстрации поделок и панно | Коллекция семян, перьев, ракушек и т.д. |
4 | Декабрь | Конспекты Творческий отчёт – выставка |
Анкета «Как на духу» | Открытки иллюстрации | Чешуйки шишек и др. природный материал |
5 | Январь | Конспекты Литература о водных экосистемах |
Тренинг «Внимание и память» | Фотографии, Рисунки, Альбомы, энциклопедии |
Раковины, чешуя, плавники рыб |
6 | Февраль | Конспекты Зоологические справочники |
Тренировка творческого соображения | Фотографии иллюстрации | Перья, пух |
7 | Март | Карточки Лабораторный практикум |
Тест для проверки наблюдательности | Пух сложноцветковых растений, тополей, камыша и т.д. | |
8 | Апрель | Конспекты
Игровые и контрольные занятия |
Динамика работоспособности | Разнообразный природный материал | |
9 | Май | Творческий отчёт | Тест – опросник «Особенности вашего поведения» | Сбор материала за год, демонстрация лучших работ. |
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей.
- Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977.
- Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Дёмина И.Г. Поделки из природных материалов. Смоленск: Русич, 2001.
- Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Список литературы используемый для учителя.
- Арбат Ю.Л. Путешествия за красотой. М.: Искусство 1996.
- Василенко В.М. Русское прикладное искусство Истоки и становление. М.: Искусство 1997.
- Владимирова Г.В. Домашние забавы: развитие в часы досуга. Тверь, 1992.
- Ионова Н.А. Сто великих чудес света. М.,1998.
- Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии Учебное пособие. М.: Просвещение, 1989.
- Кочергина Г.Д. Ключи творчества:суждения, примеры. Смоленск, 1995.
- Краснопевцев В.П. Братья меньшие, вчера и сегодня Л. 1991, под ред. Петрусинского В.В. Игры, обучение, тренинг, досуг. М., 1994.
- Платов К.К. Занимательная психология. М., 1986.
- Федотов Г.Я. Узоры разнотравия Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
- Шиаков С. Безбородова Н От игры к самовоспитанию. М., 1993.