Внеклассное мероприятие "Будьте добрыми и человечными"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи

  • познакомить детей с понятием толерантность
  • формирование навыков толерантных отношений
  • вырабатывать у учащихся такие качества как терпимость, сострадание, отзывчивость, сопереживание

Приложение 1, (слайд 1)

Ход мероприятия

Звучит запись песни «Твори добро»

1 ведущий.

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе.
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Эдуард Асадов.

2 ведущий: Наш час общения называется «Будьте добрыми и человечными». Ребята, а как вы понимаете эти слова?

1 ведущий: Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, благотворить, чувствует себя счастливым!

2 ведущий: Если человек любит только себя, он не имеет друзей и когда в жизни ему приходиться трудно, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Любовь к окружающим, семье, отдельному человеку определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

1 ведущий: Вот сейчас прозвучали слова (слайд 2): доброта, милосердие, доброжелательность, человечность, благотворить, внимание друг к другу. Как вы их понимаете?

Ведущие (по очереди).

Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Благотворить
– значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.
Человечность – достойно человека, отзывчиво, гуманно.
Внимание друг к другу – заботливое отношение.

1 ведущий: Уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим, бережно относиться ко всему живому на нашей планете – это значит быть толерантным. Все слова, о которых мы сейчас говорили, можно назвать одним словом – толерантность. (Слайд 3)

2 ведущий: Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

1 ведущий: В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Ведущие (по очереди):

Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите желтый кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе (слайды 4, 5, 6, 7, 8)

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

2 ведущий: Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его проблемам, переживаниям (слайд 9)

1 ученик: Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками. Помните: родителям дороги любовь, участие, доброе слово детей. В сочувствии, добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже пожилые, часто немощные. Цените их.

2 ученик:

Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добросвет!
Но проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то…
Поругает сына мама,
Пожалеет, как никто.
Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Все от мамы, все она!

3 ученик:

Две руки – как это мало!
Десять рук имел бы я –
Вот тогда бы не хромала
Успеваемость моя.
Но на бабушкины руки
Ненароком я взглянул.
У нее же их не десять,
А всего лишь две руки –
Шьют, стирают, тесто месят,
Начиняют пирожки…
Вяжут кофту, чинят брюки,
Варят кашу и компот…
Все в морщинах руки эти
От бесчисленных забот.

4 ученик:

«Дай-ка, бабушка, тебе я
По хозяйству помогу!»
И добавил, чуть робея:
«Вот увидишь, я смогу…»
Так она и просияла,
Удивленья не тая!
И украдкой наблюдала,
Как вовсю старался я.
Хоть устал, держался стойко,
И подумалось мне вдруг:
«Десять рук – зачем их столько?
Мне вполне хватило двух».

5 ученик: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить. Пусть примером для вас станет отношение поэта Сергея Есенина к животным: «… и зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове».

Сценка «Грустный щенок Кузя»

Кузя:

Какое солнышко теплое!
И утро чудесное! А мне грустно…
А почему – сейчас поймете.
Я об этом песенку сочинил.
(Поет песенку.)
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его.
И не бросали – только всего.

А беда в том, что я не очень красивый… Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный… Лохматый… Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили… Почесали мне за ушком… Просто позвали: «Кузя!» Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень-очень буду любить.

Появляется девочка. Кузя сначала настораживается, затем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки.

Мама: Ты что?! С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может, он бешеный? Идем отсюда скорей! (Тащит девочку за руку.)

Кузя: Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!

По сцене из одного угла в другой идет прохожий с палкой. Останавливается недалеко от Кузи.

Прохожий: Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе бы я их всех, всех…

Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку.

Голос: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может, любите рыбок?

Прохожий: Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? (Уходит, стуча палкой.) Развели тут собачье! Всех их надо…

Кузя выглядывает из-за скамейки. Появляется мальчик с фотоаппаратом.

Мальчик: Ах, какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка, стой! (Щелкает затвором.)

Подходит мама мальчика.

Мама: Нашел, кого снимать! Бродячего пса! Фу!

Мальчик: Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он все понимает. Возьмем его?

Мама: Кого? Этого страшилу?

Мальчик: Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх, другое вниз…

Мама: Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе породистого щенка с медалью.

Мальчик: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.

Мама: Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем! (Тащит за собой упирающегося мальчика)

Голос: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!

Мама: А вы чего ввязываетесь в наш разговор?

Голос: Да, трудный случай! Смотрите, бедняга Кузя и не лает больше! Не просит, чтобы его взяли.

Кузя: А зачем? Все равно я никому не нужен… Никому!

Появляется слепой старик, которого ведет за руку внучка.

Внучка: Садись, дедушка, отдохни на скамейке. Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?

Кузя: Я ничей…

Внучка: Дедушка слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!

Дедушка: А уроки когда делать будешь? Тебе со мной хлопот хватает… Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!

Кузя: Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.

Дедушка: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну раз ты ничей – будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем. Ты будешь верным другом, я знаю.

1 ученик:

Жил-был на свете добрый щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали – только всего.
Пес наш хозяев хороших нашел,
В дом вместе с внучкой и дедом пришел.
Будет им долго и верно служить,
Дедушку сам на прогулку водить!

1 ведущий: Чей поступок вам понравился? Но только ли к животным надо относиться бережно? Правильно, надо заботиться не только о животных, но и о птицах.

2 ученик:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.

3 ученик:

А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А.Яшин «Покормите птиц»)

4 ученик: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует душу каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.

5 ученик:

Гляжу не нагляжусь на русское раздолье,
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли,
И детства боль, и в небе журавли…
Россия, Россия – нет слова красивей.
Любуюсь я тобой, дыханье затая.
Россия, Россия, Отчизна милая моя!

6 ученик:

В ромашковом снегу широкая дорога –
По ней отец ушел в свинцовую пургу.
И памятник ему, торжественный и строгий,
Стоит теперь на волжском берегу.
Гляжу не нагляжусь на русскую безбрежность
И кланяюсь моим лесам, полям, лугам.
Возьми, моя земля, мой труд, любовь и нежность,
А в трудный час я жизнь тебе отдам!
(Ф.Лаубе)

7 ученик:

Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбой…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобой.
Ты оглянись, ты окунись
В её рассветы и закаты,
В её лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.

8 ученик:

Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями –
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!
А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода.
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.

9 ученик:

И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!
Опять в жару горят леса
И раскалено дышит полночь.
Опять в жару горят леса
И раскалено дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.
В час верной гибели своей
Оно мне все простить готово:
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: «Человек,
Спаси! Ты можешь все на свете!»

10 ученик:

В светлом доме этом стоквартирном нашем
Мы порой с соседом не знакомы даже.
– Здравствуйте, – скажите, – честь нам окажите,
Сторониться бросьте, приходите в гости!
Лучше не с пакетом, лучше не с букетом,
А зато с улыбкой, а зато с приветом.
Не с коварным зельем, что вредит здоровью,
А зато с весельем, а зато с любовью.
Серебра и злата нет в чертоге нашем,
Чем душа богата, тем вас и уважим.

11 ученик:

За чайком с печеньем ласковым почтеньем,
Тихою беседой, дружеством согретой.
С родственным доверьем, с искренним участьем
Поровну поделим горести и счастье.

12 ученик:

Дружат пусть под светлым небосводом
И сосед с соседом, и народ с народом.
И живут, как братья, без войны и злости.
В гости приглашайте, приходите в гости!

2 ведущий: Ребята, кто взял для себя что-то полезное из нашего часа общения, прикрепите зеленые листочки к нашей веточке. А кто в чем-то не уверен, сомневается – желтые.

1 ведущий: Посмотрите, какая у нас получилась веточка. Сейчас на улице замечательное время года – весна. Природа оживает, появляется очень много новых ростков. Пусть и наша веточка будет новым росточком в мире добра, милосердия, душевной красоты.

Мы в детстве были намного откровенней
– Что у тебя на завтрак?
– Ничего.
– А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего.
Года прошли, и мы иными стали.
Теперь никто не спросит никого:
– Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего. (слайд 10)

2 ведущий: На этом наш час общения закончен. Всего вам доброго (слайд 11)