Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.

Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Снегирёк» за три года показал, что многие воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью, и число таких детей имеет тенденцию к увеличению.

Рис. 1. Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста за три года.

Принимая во внимание такую ситуацию, основным направлением в работе дошкольного образовательного учреждения является именно развитие мелкой моторики руки у воспитанников.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки

Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами.

Задачи:

  • Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.
  • Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
  • Развивать пространственное воображение – учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.

Ожидаемый результат

  1. Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки.
  2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки способом оригами.
  3. У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.
  4. Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Гризик Т.И. и Тимощук Л.Е.

В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правиламии нормативами САНПИН, Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.

Принципы построения программы:

  • Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.
  • Преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
  • Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
  • Наглядность.
  • Деятельностный принцип – задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность
  • Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Направления работы

  1. Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников ДОУ за три последних года.
  2. Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.
  3. Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.
  4. Реализация плана работы в воспитательно-образовательном процессе
  5. Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития

Содержание работы по развитию мелкой моторики руки через работу с бумагой (оригами)

Работа проводится вне занятий, в совместной деятельности с педагогом, индивидуальным и подгрупповым способом, по 5–10 минут ежедневно на первом этапе. Последующее проведение занятий увеличивается до 20–25 минут.

Условия реализации опыта

  1. Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.
  2. Бумага должна быть мягкой,
  3. У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.
  4. Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
  5. Ребенок должен получать радость от того, что у него все получилось.
  6. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы:

  • 1 этап. Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами, происхождением этого способа работы с бумагой, готовыми работами.
  • 2 этап. Организационно-подготовительный – подготовка необходимого материала, знакомство с разными сортами бумаги, её подбор для изготовления поделок.
  • 3 этап. Деятельностно-обучающий – обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка, воздушный змей, дверь, квадрат)
  • 4 этап. Продуктивно-творческий – самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.

Структура занятия:

  • Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о предмете
  • Повторение правил техники безопасности
  • Повторение базовых форм
  • Показ и рассматривание образца
  • Чтение схемы поэтапного выполнения
  • Практическая часть
  • Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество)

Методы используемые при проведении органично сочетаются. Используется наглядный метод – демонстрация способов действий, показ образца, словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

В работе с детьми используются следующие приемы:

  • мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);
  • обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»,
  • комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;
  • совместные действия (или «пассивные), рука ребенка в руке педагога;
  • художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;
  • вопросы к детям;
  • выполнение работы небольшими частями;
  • использование музыки;
  • физкультурно-оздоровительные паузы;
  • приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.

Мониторинг

Система мониторинга развития мелкой моторики руки включает в себя упражнения и задания для старшей группы, предложенные Т.И. Гризик в программе «Из детства в отрочество»

Достигнутые результаты

Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих результатов:

  • Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки на 38%.
  • Отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело.
  • Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами
  • Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.

Диаграмма 2. Результаты обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь 2009 год.

Диаграмма 3. Результаты обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Май 2010 .

Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста старшая группа «В». Сентябрь 2009-2010 .

Вывод

Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с бумагой, в частности способом оригами, способствуют развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Приложение 1, Приложение 2

Список литературы

  1. Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
  4. Баранов Н.В. «Искусство стран и народов мира», изд., М., 1989.
  5. Банк оригами – искусство складывания денег, «Центральный банк России».
  6. Быстрова А.Н. «Основы культурологии», изд., М., 1995.
  7. Белим С.Н. «Задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»).
  8. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению» «Академа» изд., М., 1999.
  9. Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд., Ташкент, 1988.
  10. Даванова В.Н. Уроки труда для начальной школы. Пособие для учащихся, изд., Москва-Ставрополь 2000.
  11. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, изд., М., 1989.
  12. Долженко И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития».
  13. Журналы «Оригами» (за период с 1998 по 2003 год)
  14. Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
  15. Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах, изд., М., 1998.
  16. Соколов И. «Искусство», изд., М., 1988.
  17. Сундара Р. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса, 1973.
  18. Чудаков Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия, изд., АСТ 1999.
  19. «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М., 1997.
  20. «Энциклопедия для среднего и старшего возраста», Том 12 (Искусство), 3-е издание, изд., М., 1987.