Актуальность
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения.
Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «Снегирёк» за три года показал, что многие воспитанники не обладают достаточной ручной умелостью, и число таких детей имеет тенденцию к увеличению.
Рис. 1. Сравнительный анализ по развитию тонкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста за три года.
Принимая во внимание такую ситуацию, основным направлением в работе дошкольного образовательного учреждения является именно развитие мелкой моторики руки у воспитанников.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.
Поэтому, работа с бумагой была выбрана для развития у детей мелкой моторики руки
Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей старшего возраста средствами ознакомления с техникой работы оригами.
Задачи:
- Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.
- Учить концентрации внимания, стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям.
- Развивать пространственное воображение – учить читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Ожидаемый результат
- Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки.
- Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять разные поделки способом оригами.
- У воспитанников сформируются навыки планирования индивидуальной и коллективной деятельности, умения самостоятельно действовать и осуществлять контроль.
- Дети будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Теоретической основой данной программы являются работы Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Гризик Т.И. и Тимощук Л.Е.
В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правиламии нормативами САНПИН, Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.
Принципы построения программы:
- Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.
- Преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
- Возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
- Наглядность.
- Деятельностный принцип – задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность
- Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Направления работы
- Сбор информации, анализ результатов обследования по развитию мелкой моторики руки у воспитанников ДОУ за три последних года.
- Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников.
- Составление плана работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами, разработка конспектов занятий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики руки.
- Реализация плана работы в воспитательно-образовательном процессе
- Анализ достигнутых результатов. Определение дальнейших перспектив развития
Содержание работы по развитию мелкой моторики руки через работу с бумагой (оригами)
Работа проводится вне занятий, в совместной деятельности с педагогом, индивидуальным и подгрупповым способом, по 5–10 минут ежедневно на первом этапе. Последующее проведение занятий увеличивается до 20–25 минут.
Условия реализации опыта
- Должно быть хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой.
- Бумага должна быть мягкой,
- У ребёнка должен быть стимул для выполнения определённых операций с бумагой.
- Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Ребенок должен получать радость от того, что у него все получилось.
- Взаимодействие с родителями.
Этапы работы:
- 1 этап. Информационно-мотивационный – знакомство детей с оригами, происхождением этого способа работы с бумагой, готовыми работами.
- 2 этап. Организационно-подготовительный – подготовка необходимого материала, знакомство с разными сортами бумаги, её подбор для изготовления поделок.
- 3 этап. Деятельностно-обучающий – обучение ориентировке на листе бумаги, работа со схемами, знакомство с базовыми формами ( косынка, воздушный змей, дверь, квадрат)
- 4 этап. Продуктивно-творческий – самостоятельное выполнение детьми индивидуальных и коллективных работ.
Структура занятия:
- Создание мотивации. Загадки, стихи, интересные истории о предмете
- Повторение правил техники безопасности
- Повторение базовых форм
- Показ и рассматривание образца
- Чтение схемы поэтапного выполнения
- Практическая часть
- Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество)
Методы используемые при проведении органично сочетаются. Используется наглядный метод – демонстрация способов действий, показ образца, словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.
Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
В работе с детьми используются следующие приемы:
- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);
- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»,
- комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;
- совместные действия (или «пассивные), рука ребенка в руке педагога;
- художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;
- вопросы к детям;
- выполнение работы небольшими частями;
- использование музыки;
- физкультурно-оздоровительные паузы;
- приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки .
Мониторинг
Система мониторинга развития мелкой моторики руки включает в себя упражнения и задания для старшей группы, предложенные Т.И. Гризик в программе «Из детства в отрочество»
Достигнутые результаты
Развивающая работа на основе предложенного опыта позволила добиться следующих результатов:
- Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики руки на 38%.
- Отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело.
- Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами
- Повысился интерес родителей к развитию творчества детей.
Диаграмма 2. Результаты обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь 2009 год.
Диаграмма 3. Результаты обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста. Май 2010 .
Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов обследования мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста старшая группа «В». Сентябрь 2009-2010 .
Вывод
Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с бумагой, в частности способом оригами, способствуют развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Артемов А.В