Модель занятия «НАШ ДРУГ – ГНОМ»
Цель: Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и]. Развитие модуляции голоса. Продолжать формировать фонематическое восприятие на основе различения оппозиционных согласных звуков по твердости и мягкости. Развивать общую моторику, координацию движений.
Оборудование: игрушки: гном, кукла, поезд, мишка, конь; эмблемы-символы больших и маленьких колокольчиков по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Сегодня в гости к нам обещал прийти наш друг – гном, но что-то гость наш
задерживается.
– Наверное, нам надо его позвать.
– Давайте его тихонько позовем – шепотом.
– Теперь погромче – не слышит.
– Давайте позовем громко.
– Вот теперь он нас услышал.
– Посмотрите, он опять пришел не с пустыми руками. Это его любимые игрушки.
– Давайте их посмотрим.
– Подойдите все ко мне.
2. Игра «Что как звучит?»
Дети стоят перед столиком, на котором разложены игрушки. Дефектолог просит показать, где кукла, а потом объясняет, что кукла плачет: «А-а-а!». Затем предлагает детям всем вместе показать, как плачет кукла. Потом дети делают это по одному.
Далее дети показывают, где мишка. Дефектолог предлагает послушать, как рычит мишка: «О-о-о!» (низким колосом). Дети повторяют хором, а потом – по одному.
Затем дети показывают, где поезд. Дефектолог предлагает послушать, как гудит поезд: «У-у-у». Дети повторяют сначала хором, потом – по одному.
В заключение дети показывают, где конь. Дефектолог предлагает послушать, как ржет конь: «И-и-и!» (высоким голосом). Дети повторяют хором, потом – по одному.
3. Динамическая пауза. Игра «Гном»
Дефектолог говорит, что гномик тоже хочет чтобы с ним поиграли. Произносит текст и выполняет движения, дети подражают ему.
Дождик, дождик за окном. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.)
Под дождем остался гном. (Приседают.)
Поскорей кончайся, дождик. (Встают, смотрят вверх, тянут руки вверх.)
Мы гулять идти не можем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
4. Игра «Колокольчики»
А еще гном принес для вас колокольчики. Посмотрите: это – большой колокольчик, он звенит «Дынь-дыннь-дынь», а это – маленький колокольчик, он звенит «Динь-динь-динь». Теперь я буду звенеть колокольчиками, а вы постарайтесь узнать, какой колокольчик звенит большой или маленький. Повторяется 3–4 раза.
Теперь девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь». Детям предлагаются эмблемы. Дефектолог предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
5. Итог занятия
Гномик хвалит всех ребят и остается у них в группе, чтобы дети запомнили игрушку и поиграли с ней.
Модель занятия «ЛЕСНОЙ ГОСТЬ»
Цель: Формирование грамматического строя речи (понимание конструкций с предлогами: на, в, под, с). Продолжать работу над умением различать правильно и дефектно произнесенные слова. Развивать координацию речи с движением. Закреплять названия диких животных.
Оборудование: имитация лесной поляны из природного материала, игрушка – медвежонок. Картинки с изображением лесных животных. Картинки с изображением слона, елки, зайца, птицы, собаки, белки.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Чтобы угадать, кто сегодня придет к вам в гости, нужно вспомнить всех лесных жителей. Дефектолог называет описание животного:
– «Это шустрый, ловкий зверек, любит скакать по деревьям, а живет в дупле» и т.д.
Если дети затрудняются назвать животное, Дефектолог показывает соответствующие картинки. Последняя загадка про медвежонка. Вот наш гость лесной. Он пришел сегодня к нам и хочет поиграть.
2. Игра «Лесные прятки»
Больше всего медвежонок любит играть в прятки. Прятаться он будет на лесной полянке. Давайте с ним поиграем. Медвежонок хочет спрятаться за деревом. Дефектолог говорит: «Никита, спрячь медвежонка за деревом». Потом обращается ко всей группе: «Где же спрятался медвежонок?». Дети отвечают хором вместе с дефектологом: «Медвежонок спрятался за деревом». Предлагаются различные варианты: на дереве, под кустом, в траве и т.д.
3. Динамическая пауза. Игра «Медвежонок»
Дефектолог: «Теперь медвежонка надо накормить. Скорее вставайте в круг». Один ребенок стоит в кругу с медвежонком.
Медвежонок наш простужен, (идут по кругу, взявшись за руки.)
Мед ему сегодня нужен. (останавливаются, протягивают к ребенку руки «ковшиком».)
Мед дадим ему на ужин,
Потому что мы с ним дружим. (Берут ребенка в круг, идут все вместе.)
3. Игра «Непутевый Мишка»
Дефектолог объясняет, что медвежонок очень любит смотреть картинки. Медвежонок будет называть, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы исправьте его, научите говорить правильно.
- «лочка» – дети поправляют елочка.
- «оник» – слоник.
- «ичка» – птичка.
- «бака» – собака.
- «елочка» – белочка.
- «айка» – зайка.
После обучения медвежонок начинает называть все предметы правильно.
4. Итог занятия
Медвежонок благодарит детей за помощь и просится остаться с ними в группе, чтобы они еще с ним поиграли. Дети забирают медвежонка в группу.
Модель занятия «ИГРАЕМ С ПЕТРУШКОЙ»
Цель: продолжать работу над формированием умения различать неречевые звуки: соотносить звуки с предметами, которые их издают, соотносить неречевые звуки со звуками речи, различать тихое и громкое звучание предмета, развивать мелкую моторику рук и речевое дыхание.
Оборудование: перышки по количеству детей, игрушка Петрушка, игрушки – пила, молоток, топор, трещотка, ширма.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети встают в круг, дефектолог раздает им перышки. Предлагает подуть на перышки, произнося «Фу-у-у», – и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие перышки. Упражнение повторяется 5-6 раз.
– Посмотрите ребята, кто у нас сегодня в гостях. Это Петрушка – веселая игрушка. Давайте поздороваемся с Петрушкой тихо. Нет, он не услышал, давайте поздороваемся громко. Вот теперь он все услышал и приглашает нас сесть на стульчики.
– Раз к нам в гости пришел Петрушка, то сегодня будет много интересных игр. Расскажи, Петрушка, какие игры ты сегодня принес.
П: Нет сегодня никаких игрушек. У меня есть только инструменты, и сегодня мне нужно построить дом для зайчиков и для белочек.
Д: Петрушка, покажи нам свои инструменты.
П: Вот пила, она звенит вот так. Вот топор, он стучит вот так. Вот молоток, он стучит вот так.
Д: Петрушка, а если мы тебе поможем построить дом, ты с нами поиграешь?
2. Игра «Чудо-инструменты»
П: Конечно поиграю. Ведь других важных дел на сегодня у меня больше нет. Только давайте сначала научимся работать с инструментами. Топор стучит: – «БУХ, БУХ» – послушайте. Давайте вместе попробуем поработать топором. Молоток стучит: – «ТУК-ТУК, ТУК-ТУК» – послушайте. Поработаем молотком. Пила звенит: – «ЗИ-ЗИ, ЗИ-ЗИ» – послушайте. Поработаем пилой. Запомнили? А теперь я спрячу инструменты, буду работать ими так, чтобы вы их не видели, а только слышали, а вы попробуйте угадать, чем я сейчас работаю. Петрушка за ширмой издает звуки инструментами, а дети угадывают, какой инструмент звучит. После того, как назван инструмент, дети имитируют его звучание и работу на нем. Ответы групповые и индивидуальные.
3. Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Д: Научились мы работать инструментами, а теперь и дом можно построить. Приготовьте ребята свои молоточки. Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».
4. Динамическая пауза. Игра «Тихо-громко»
П: Отлично! Замечательный дом получился! Сделал дело – гуляй смело! Теперь можно и поиграть. Выходи скорее друг, становись в наш круг. Поиграем мы в игру «Тихо-громко». Есть у меня веселая трещотка. Если трещотка трещит громко, то можно прыгать высоко, а если трещотка трещит тихо, то нужно тихонько шагать, да так, чтобы нас никто не услышал.
5. Игра «Подарок Петрушки»
П: Очень весело с вами играть, и помогли вы мне так хорошо. Я решил вам сделать подарки. Только я их покажу, если вы догадаетесь сами что это такое. А чтобы вам было легче, подскажет звук, который издают эти предметы. Слушайте. Петрушка за ширмой звенит колокольчиком. Дети называют предмет. Индивидуальные ответы.
6. Итог занятия
Петрушка раздает всем детям колокольчики. Прощается с ними.
Модель занятия «ПРИГЛАШАЕТ КУЗЯ»
Цель: Организовывать внимание детей. Учить детей сосредотачивать свое внимание на неречевых звуках, окружающих их в группе. Развивать слуховое внимание, память. Обогащать словарный запас словами-действиями: капает, гремит, стучит, звенит. Формировать у детей бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: кукла – домовенок Кузя, картонные домики по количеству детей, звучащие игрушки – барабан, погремушка, колокольчик – по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дефектолог приветствует детей.
– Посмотрите, ребята, кто пришел к нам в гости. Это Кузя – он домовой. Давайте поздороваемся с Кузей.
– Здравствуй, Кузя! Все дети здороваются с Кузей по очереди.
– Кузя – домовой, а домовые живут в домах и приглядывают за хозяйством. Только мы их никогда не видим, потому что они очень стеснительные. Кузя приглядывает за хозяйством в нашей группе. А какое у нас хозяйство?
– У нас не только игрушки есть. Кузя пришел к нам в гости не просто так. Он пришел рассказать про свою работу. Он приглашает нас в группу на экскурсию. Только Кузя сразу предупреждает, что шуметь нельзя, потому что все самое интересное пропустить можно.
– Как мы пойдем в группу? (Тихо).
2. Беседа.
Дети переходят в группу. Садятся на коврик.
– Присаживайтесь ребята на коврик, а Кузя расскажет вам, чем он занимается.
Кузя рассказывает.
– У меня много дел. Нужно все успеть сделать, пока вы дома отдыхаете: игрушки в порядок привести, кроватки поправить, цветы полить и еще много разных дел. Но за всем разве уследишь? Поэтому я научился внимательно слушать. Послушаю и узнаю, где нужна моя помощь. Когда здесь никого нет, в группе стоит тишина, и я могу услышать множество разных звуков. Хотите послушать эти звуки и сказать мне, какие дела меня ждут? А вы умеете внимательно слушать?
3. Игра «Что звучит вокруг»
Д: Ребята, давайте попробуем послушать с вами, что может услышать Кузя в группе. Давайте сядем тихо и прислушаемся. Что мы слышим?
Слышите, как капает вода из крана, как Тамара Васильевна в спальне чистит ковер, как шумит воздух в аквариуме, как за стеной идет занятие у других ребят, как щелкает лампочка. Все слышите? Дима, что ты услышал, а ты, Алена?
– Видишь, Кузя, наши ребята тоже очень хорошо могут слушать, очень много интересного услышали, и тебе работы прибавилось: надо кран починить, лампочку поменять. Почему, ребята? (Вода капает. Лампочка щелкает.)
4. Динамическая пауза. Игра «Найди свой домик».
К: Очень хорошо послушали, а теперь и поиграть можно. Поиграйте со мной в игру «Найди свой домик». Посмотрите, какие я вам домики приготовил. Каждый выбирает себе домик, садиться в него, а я буду звенеть колокольчиком. Пока звенит колокольчик, можно поиграть на улице, немножко побегать, но как только колокольчик замолкает, нужно сразу бежать в свой домик. Всем понятно? Дети играют в игру 3-4 раза.
Д: Хорошо, Кузя, ты ребят развеселил. А теперь можно посмотреть, что у тебя в коробочке лежит.
К: Конечно. Там лежат предметы, которые тоже могут шуметь. Посмотрите, это – погремушка – она гремит. Вот так. Это – барабан – он стучит. Вот так.
Это – колокольчик – он звенит. Вот так. Давайте с вами перечислим все предметы, а чтобы не сбиваться, будем пальчики загибать.
5. Игра «Что гремит, а что стучит»
– А хотите попробовать сами пошуметь немного, сделать звуки? Выбирайте себе
по одной игрушке.
– Катя, что ты себе взяла? (колокольчик).
– Что он делает?
– Покажи, как он гремит?
Опрашивается каждый ребенок.
К: Ой, ребята, кажется, мне пора уже идти, столько дел накопилось. Только вы напомните мне, какие звуки вы сегодня слышали в группе. (Ответы детей.) Замечательно. А за то, что вы мне помогли, я оставлю вам свои звуковые игрушки поиграть, только аккуратно. До свидания, ребята.
6. Итог занятия
Ребята, давайте дружно скажем Кузе до свидания. Дети прощаются с Кузей, приглашают его еще в гости.
Модель занятия «ПОМОГАЕМ ТОЛЕ»
Цель: познакомить детей с правильной артикуляцией звука Т; учить выделять звук Т из ряда других согласных звуков; формировать фонематическое восприятие посредством определения наличия или отсутствия заданного звука в слове; закреплять понятия инструменты, одежда и предметный словарь по данным темам.
Оборудование: инструменты: пила, молоток, рубанок, отвертка, ключ; картинки по теме: одежда; кукла-мальчик Толя.
Ход занятия
1. Организационный момент
Пришел к нам в гости мальчик Толя. Принес свои инструменты. Давайте их назовем. Кто правильно называет, может сесть за стол.
– Пила, молоток, топор, рубанок, отвертка, ключ.
2. Упражнение «Угадай инструмент»
Толя – умелый мастер.
Пила у него жужжит – ж-ж-ж.
Топор гремит – бам–бам-бам.
Рубанок шумит – ш-ш-ш.
Молоток стучит – т-т-т.
– А теперь не зевай – поскорее угадай, каким инструментом работает Толя.
3. Знакомство со звуком Т.
Толя очень любит свои инструменты, но больше всего ему нравится работать молотком. Молоток стучит – т-т-т, а имя – Толя, тоже начинается со звука Т.
– Языком, передним краем,
– В десны верхние ударим,
– Т! – и выдохнем сильнее,
– Чтобы было всем слышнее.
4. Игра «Поработай молоточком».
Наши кулачки превратились в молоточки, когда услышите , что я произношу звук Т, стукните кулачками-молоточками друг о друга.
Звуковой ряд: К, Т, Д, Т, П, М, Т, Л, Д, Т, Ш, Т, Р, Д, Т.
5. Динамическая пауза. Игра «Трудимся на славу».
Давайте представим, что мы пилим пилой, работаем молотком, рубим топором. (Имитация движений).
6. Игра «Сложим одежду в шкаф».
Толя сделал красивый шкаф. Но в этот шкаф можно положить одежду, в названии которой есть звук Т. Помогите мне выбрать эту одежду.
Платок, шуба, шорты, сарафан, халат, юбка, кофта, колготки, рубашка, футболка, плащ, куртка.
Сначала задание выполняется совместно с детьми, затем часть слов дети выбирают самостоятельно. Индивидуальные ответы.
6. Итог занятия
Я думаю, что Толя остался доволен вашей работой, и он разрешит вам поиграть своими инструментами. Только отнеситесь к ним бережно.