Познавательно-исследовательская деятельность (экология) для детей подготовительной группы. Тема: "Вода"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

Образовательные:

  • Ознакомление детей со свойствами воды. Закрепить знания о том, что вода может находиться в трёх состояниях жидком, газообразном и твердом.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
  • Формировать представления о круговороте воды в природе.

Воспитательные: развивать социальные навыки: учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.

Развивающие: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Где в природе есть вода», «Как вода «работает» на человека», «Вода в природных явлениях».
  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки», «Путешествие капельки»
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдение за облаками, тучами, дождём, туманом, росой, радугой во время прогулок.
  • Прослушивание музыкальных произведений. А.Филипенко «Дождик», Н.Кувшинникова «Гроза»
  • Экскурсия к озеру Байкал
  • Эксперименты «Как сделать лёд», «при каких условиях быстрее растает снег»

Материал для занятий:

  • Прозрачные, стеклянные сосуды разной формы.
  • Блюдце
  • Чайные ложки
  • Стакан с молоком и с водой
  • Гвоздь
  • Гуашь, кисти.
  • Два листа бумаги
  • Фломастеры
  • Пластмассовый стакан со льдом.
  • Стёкла небольшого размера.

Ход занятия

Воспитатель: Дети сегодня к нам в гости пришел Незнайка

Незнайка: Здравствуйте ребята, у меня проблема, вы мне поможете?

Дети: Да.

Незнайка: Я не могу загадку отгадать, помогите, пожалуйста.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды–
Жить нельзя нам без… (воды).

Воспитатель: А у нас Незнайка и запись есть, как вода шумит, хочешь послушать?

Аудиозапись: звуки воды.

– Наши дети хорошо знакомы с водой. Кто, ребята хочет рассказать, где нам встречается вода?

(Ответы детей.)

– А сегодня я хочу, чтобы мы пригляделись к ней получше и познакомились со свойствами этого необычного вещества. И ты Незнайка оставайся, тоже узнаешь много нового.

А что такое вещество? (Ответы детей.) Правильно песок, вода, глина, лед и т.д. – это всё вещества.

Много свойств у каждого вещества можно обнаружить, если быть внимательными. Внимательность и терпение необходимы людям, которые делают опыты. Давайте и мы с вами проведём опыты с водой. Для этого подойдём к столу.

Опыт 1

Возьмём самую узкую баночку и наполним её водой. Перельём в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?

А теперь поставим на блюдце маленький пузырёк и ложкой нальём в него воды до самого края. Что вы видите? (Ответы детей.)

Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость.

Незнайка: Я знаю ёщё одну жидкость. Это песок. Когда я играл в песочнице и пересыпал песок из формочки в ведёрко песок тоже менял форму.

Воспитатель: Прав ли Незнайка? (Ответы детей.)

– Ребята, давайте докажем Незнайке, что он ошибается. Но в споре не будем обижать, а будем убеждать его.

Если опрокинуть ведро с водой ложиться горкой или растекается? (ответы детей)

А если опрокинуть ведро с песком, что происходит? (ответы детей)

Значит, вещества эти разные. Вода – жидкая. Песок – сыпучий: лежит кучкой и не растекается.

Итак, мы определили первое свойство воды. Это жидкость.

Теперь давайте посмотрим, какого цвета вода.

Незнайка: Я знаю, вода – белая.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята?

Для сравнения показать белый лист бумаги и стакан воды.

У воды нет собственного цвета. Про такие вещества говорят, что они без цвета – бесцветные.

Давайте на примере опыта убедимся, что вода бесцветная, прозрачная.

Опыт2

– У вас на столах два стакана один с водой, другой с молоком. На листе бумаги нарисуйте фломастером цветочек. А теперь поставьте на этот лист сначала стакан с водой, а потом с молоком, что вы обнаружили? (Ответы детей.)

Незнайка: А я знаю еще одно прозрачное вещество это стекло.

Воспитатель: Да, правильно. А сейчас возьмите стёклышко положите его на свою картинку. Прозрачное? Поверните стекло ребром. А теперь что-нибудь видно? Нет. Так и вода небольшое количество прозрачно. А на глубине? Вы, наверное, не раз бывали на берегу реки. И замечали, что там вода не такая прозрачная, как из крана. Если зачерпнуть воду баночкой и дать ей постоять, прозрачность воды увеличится, а на дне появиться осадок. Это опустились на дно вещества, которые замутили воду. А можно ли прозрачную воду сделать непрозрачной?

Опыт 3

– В стакан с водой положите гвоздик. Теперь макните кисточку в краску, а потом в воду, добавляйте краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Заметьте момент, когда гвоздика станет невидимкой.

Какое свойство воды вам удалось уменьшить? Почему это произошло? (ответы детей)

Ребята, недавно мы с вами ездили на экскурсию на озеро Байкал. Это озеро считается одним из самых чистых в мире. А чтобы оно оставалось таким же чистым, что мы должны делать? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, – (Присели.)
Плывет лодочка-краса –
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Незнайка: Ребята, послушайте, что случилось со мной однажды летом. Решил я порисовать красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу краски. Только устроился у открытого окошка, а друзья на улице в футбол играть начали. Я бросил все свои приготовления и побежал на улицу. А когда вернулся, глянул, а воды в блюдце нет. И не знаю, куда вода делась? Пропала? Исчезла?

Воспитатель: Испарилась. Превратилась в пар. Вот теперь мы добрались ещё до одного свойства воды – она испаряется. Превращается из видимого жидкого вещества в вещество невидимку. Пар.

Вода стала газообразным веществом.

У всех дома есть чайник, вы видели, как закипает в нем вода. Сначала слышен слабый шелест. Это крошечные пузырьки пара собираются около дна и по стенкам пробираются наверх. А когда их становиться много они выходят из носика чайника как маленькое облачко.

Незнайка: А можно это облачко потрогать?

Воспитатель: Дети, как вы думаете можно или нет?

(Ответы детей.)

– Вода в виде пара есть везде и в комнате и на улице. Вы замечали, как летним утром. Даже если не было дождя, на траве бывает роса. Её оставляет туман.

А что такое туман?

Вы уже знаете что вода-жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который её налили. А если мороз, что тогда произойдет с водой? Я принесла стакан, который поставила 2 часа назад в холодильник. Что случилось с водой. Правильно она превратилась в лёд. Значит, вода бывает в жидком газообразном и твёрдом состоянии.

Вспомним, при каких условиях испаряется вода. Верно при любых. Но чем выше будет температура, тем быстрее будет испарение. Мы уже проводили такие опыты. Значит и днём и ночью с поверхности рек или любого другого водоёма поднимается пар – вода невидимка.

Как вы думаете, а с земли идёт испарение, вспомните опыт с цветами? (Ответы детей.)

Да и с поверхности земли тоже испаряется вода и поднимается верх. Капельки тяжелеют. Образуются облака, а из них на землю выпадают осадки. Какие осадки вы знаете? (Снег, дождь, град.)

Послушайте сказку Д. Родари.

Я отвечу вам только в том случае. Если вы пообещаете не смеяться. Дождь идёт от того, что светит солнце! Это чистая, правда. Солнце превращает воду морей, рек и озер в лёгкий прозрачный пар. Водяной пар преспокойно гуляет по воздуху до тех пор, пока на него не обрушиться холодный ветер. Повстречавшись с ветром, пар собирается в крошечные капельки. Тучи летят изо всех сил. Стараясь улизнуть от ветра. Но холодный ветер гонится за ними, настигает. Испугавшись капельки, сливаются друг с другом. Растут. Становятся тяжелее. Вот они уже не могут держаться в воздухе и падают вниз, на землю…

Воспитатель: Ты, всё понял, Незнайка?

Незнайка: Я, не знаю.

Воспитатель: Послушай ещё раз ответы детей.

Почему не переполняются огромные водоёмы? Из чего состоят облака и тучи? Какие свойства воды вы знаете? (Ответы детей.)

– Но, чтобы ты ещё лучше всё запомнил, мы с ребятами нарисуем тебе плакат «Путешествие капельки воды»

(Коллективное рисование.)

Список используемой литературы.

  1. Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию.
  2. «Большая книга экспериментов». М.: Росмен, 2007.
  3. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М., 1997.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1997.
  5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир.
  6. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. М., 1992.