Цель: расширить представление обучающихся по теме; сформировать познавательные, творческие умения; развить общепредметные умения.
Оборудование: урок сопровождается презентацией, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.
Тип урока: Урок обобщения изученного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели урока.
III. Вступительное слово.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, посетим древнее государство Египет. Начальные сведения о нём вы получили на уроках истории.
IV. Устная работа.
Древний Египет – государство глубокой древности. (Через проектор на экран подаются задания на устный счёт в виде пирамиды). Древние египтяне были замечательными инженерами. Вы слышали о пирамидах – огромных гробницах египетских фараонов. В Египте насчитывается около 80 пирамид, расположенных неровной полосой на западном берегу Нила. Ещё в древности говорили: “Всё боится времени, но само время боится пирамид”. Поднимемся на вершину пирамиды по её ступенькам.
- 29 + 34 = 63
- 90 – 21 = 69
- 70 : 5 = 14
- 17 · 3 = 51
- 5 · 12 · 2 = 120
- 32 + 23 = 17
V. Развитие вычислительных навыков.
Решив эти примеры, вы получите слово, оно непосредственно связано с Египтом.
- 347 · 23 – 247 · 23;
- 157 · 2 · 5;
- 3248 – (248 + 700);
- 93 · 8;
- (547 + 389) – 247;
- 4 · 189 · 25.
Е | И | М | С | Ф |
1570 | 689 | 2300 | 18900 | 744 |
Итак, какое слово вы получили? (Мемфис)
Мемфис – столица древнего Египта. Это
государство образовалась 3000 лет до нашей эры…
Сколько лет прошло с тех пор до нашего
времени? 3000 + 2011 = 5011
VI. Решение уравнений. (Работа у доски)
Решив уравнения, назовите профессию, которая была распространена в Египте. (Через проектор на экран подаются задания).
х – 18 = 93
50х = 350
30 : х = 2
х : 25 = 50
471 – х = 29
475 + х = 526
А | Г | Н | О | Р | Ч |
442 | 111 | 15 | 7 | 51 | 1250 |
Получилось слово – гончар. Расскажите о профессии гончара.
А какие ещё профессии были распространены в Египте? (Строитель: сооружения, построенные в Древнем Египте, удивляют до сих пор мир; земледелец: люди возделывали земли, выращивали хлеб; скотовод: разводили скот; ювелир: до сих пор находят в гробницах красивые ювелирные изделия).
VII. Решение задач.
А какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись, при этом, на пять тысяч лет назад.
- (самостоятельно) Вычислите площадь основания пирамиды Хеопса – крупнейшей из египетских пирамид, единственное из “Семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. Предполагается, что её строительство продолжалось двадцать лет. В основании пирамиды – квадрат со стороной 230 м.
- 230 · 230 = 52900 (м2)
- (у доски) Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л, и 15 сосудов по 30 л каждый?
(25 · 20 + 15 · 30) : 5 = 190
VIII. Самостоятельная работа под копирку.
Выполните задания по вариантам и разгадайте зашифрованное слово.
Вариант I
- 23 + 5 · 3;
- 35 – 52;
- 98 : 72;
- 33 + 24 : 24
Р | К | И | А |
28 | 23 | 2 | 10 |
Вариант II
- 32 + 22;
- 72 – 62;
- 180 : 9 – 42;
- (3 + 2)2.
А | К | Р | И |
13 | 13 | 25 | 4 |
Какое слово у вас получилось? (Каир – современная столица Египта, а также крупнейший город Арабского мира. Египтяне его часто называют – Маср).
Самооценка работ:
“5” - нет ошибок;
“4” - одна ошибка;
“3” - две ошибки;
“2” - три-четыре ошибки.
IX. Итоги урока.
X. Дома. №785, 789.
Дополнительно: с. 117, № 764.