Обобщающий урок по теме "Натуральные числа" "Древний Египет и математика"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: расширить представление обучающихся по теме; сформировать познавательные, творческие умения; развить общепредметные умения.

Оборудование: урок сопровождается презентацией, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы.

Тип урока: Урок обобщения изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели урока.

III. Вступительное слово.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, посетим древнее государство Египет. Начальные сведения о нём вы получили на уроках истории.

IV. Устная работа.

Древний Египет – государство глубокой древности. (Через проектор на экран подаются задания на устный счёт в виде пирамиды). Древние египтяне были замечательными инженерами. Вы слышали о пирамидах – огромных гробницах египетских фараонов. В Египте насчитывается около 80 пирамид, расположенных неровной полосой на западном берегу Нила. Ещё в древности говорили: “Всё боится времени, но само время боится пирамид”. Поднимемся на вершину пирамиды по её ступенькам.

  1. 29 + 34 = 63
  2. 90 – 21 = 69
  3. 70 : 5 = 14
  4. 17 · 3 = 51
  5. 5 · 12 · 2 = 120
  6. 32 + 23 = 17

V. Развитие вычислительных навыков.

Решив эти примеры, вы получите слово, оно непосредственно связано с Египтом.

  1. 347 · 23 – 247 · 23;
  2. 157 · 2 · 5;
  3. 3248 – (248 + 700);
  4.  
  5. 93 · 8;
  6. (547 + 389) – 247;
  7. 4 · 189 · 25.
Е И М С Ф
1570 689 2300 18900 744

Итак, какое слово вы получили? (Мемфис)

Мемфисстолица древнего Египта. Это государство образовалась 3000 лет до нашей эры…

  1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? 3000 + 2011 = 5011
  2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительности жизни равным 60 годам? 5011 : 60 = 83 (ост. 31)

VI. Решение уравнений. (Работа у доски)

Решив уравнения, назовите профессию, которая была распространена в Египте. (Через проектор на экран подаются задания).

х – 18 = 93

50х = 350

30 : х = 2

х : 25 = 50

471 – х = 29

475 + х = 526

А Г Н О Р Ч
442 111 15 7 51 1250

Получилось слово – гончар. Расскажите о профессии гончара.

А какие ещё профессии были распространены в Египте? (Строитель: сооружения, построенные в Древнем Египте, удивляют до сих пор мир; земледелец: люди возделывали земли, выращивали хлеб; скотовод: разводили скот; ювелир: до сих пор находят в гробницах красивые ювелирные изделия).

VII. Решение задач.

А какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись, при этом, на пять тысяч лет назад.

  • (самостоятельно) Вычислите площадь основания пирамиды Хеопса – крупнейшей из египетских пирамид, единственное из “Семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. Предполагается, что её строительство продолжалось двадцать лет. В основании пирамиды – квадрат со стороной 230 м.
  • 230 · 230 = 52900 (м2)
  • (у доски) Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л, и 15 сосудов по 30 л каждый?

(25 · 20 + 15 · 30) : 5 = 190

VIII. Самостоятельная работа под копирку.

Выполните задания по вариантам и разгадайте зашифрованное слово.

Вариант I

  1. 23 + 5 · 3;
  2. 35 – 52;
  3. 98 : 72;
  4. 33 + 24 : 24
Р К И А
28 23 2 10

Вариант II

  1. 32 + 22;
  2. 72 – 62;
  3. 180 : 9 – 42;
  4. (3 + 2)2.
А К Р И
13 13 25 4

Какое слово у вас получилось? (Каир – современная столица Египта, а также крупнейший город Арабского мира. Египтяне его часто называют – Маср).

Самооценка работ:

“5” - нет ошибок;

“4” - одна ошибка;

“3” - две ошибки;

“2” - три-четыре ошибки.

IX. Итоги урока.

X. Дома. №785, 789.

Дополнительно: с. 117, № 764.