Цель: Развитие речевой деятельности детей и совместный поиск новых знаний.
Задачи:
- Обучение поэтапному написанию сочинения.
- Стимулировать творческое воображение детей.
- Формировать умение использовать сравнение для создания собственных текстов.
- Учить сопоставлять точки зрения разных авторов на одну тему.
- Развивать наблюдательность, мышление, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, воспитание любви к этому времени года.
Форма: Творческая мастерская.
Оборудование: таблички «День рождения зимы», листы чистой бумаги, картинки для самооценки, клей, ватман, таблички: деревья – снежные, мохнатые, тяжёлые, волшебные, сказочные; снег – пушистый, серебристый, лёгкий, крупный, холодный. Напечатать фразы начала сочинений.
Ход урока
1. Организационный момент. Знакомство.
– Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня мы с вами побываем на необычном уроке. Уроке развития речи.
Здравствуй, гостья – зима
Просим милости к нам
Песни с севера петь,
По лесам и лугам.
Есть раздолья у нас, где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
– Какое время года описано в стихотворении?
– И так мы с вами отправляемся в гости к матушке – зиме, потому что у неё сегодня «День рождения». Но на день рождения положено ходить с подарками.
– Что же мы ей сегодня подарим, ведь у нас ничего нет.
А давайте подарим ей небольшие сочинения, которые мы сегодня напишем на уроке.
– Сегодня нам предстоит задуматься над словом «зима».
Словарь В. И. Даля: (стр.66)
– У каждого человека с этим, словом связаны свои ощущения.
– А какие ощущения у вас вызывает это слово? (Ответы детей.)
– У меня спокойствие, чистоту, свежесть, тишину в лесу, детский смех на горке.
– Сейчас мы попытаемся эти зимние ощущения перенести на лист бумаги. Перед вами лист. Как вы думайте, почему он белый?
– Да основной цвет зимой – белый.
Разделите мысленно лист на две части. В левой части нарисуйте снежинку – символ зимы, а в правой осенний листик – символ ушедшей осени. На доске записаны слова, вы должны из них выбрать те, которые, вы считаете, по состоянию души близки к зимним.
Слова: солнце, туман, снег, метель, листопад, иней, снежинки, дождь, заснули, зелень, пороша, мороз, узоры.
Можете дополнить своими 2–3 словами.
– Ребята, а какие вы знаете стихи о зиме?
– Да, зиме посвящено очень много стихов. Это удивительное время года любили А. С. Пушкин, Никитин, Есенин.
– А какой вы представляете себе зиму?
– А сейчас мы заглянем в разные уголки нашей Родины и услышим, как описывают эту красавицу разные поэты. Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы будете выбирать, и записывать те слова и выражения, которые вам очень понравились, тронули струнки вашего сердца.
Пришла, рассыпалась клаками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Брега с недвижною рекою,
Среди полей, вокруг холмов.
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
А.С. ПушкинЗаколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. А. ЕсенинМороз – воевода дозором
Обходит владенья свои
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины
Красив ли узор на дубах
И крепко ли скованы льдины
В великих и алых водах.
Н. А. НекрасовПоёт зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
С. А. ЕсенинМороз и солнце, день чудесный.
Вечор ты помнишь, вьюга злилась
На лунном небе мгла носилась
Луна, как бледное пятно
Сквозь тучи мрачные желтела
И ты печальная сидела
А нынче погляди в окно
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленее
И речка подольдом блестит.
– Давайте побываем в зимнем лесу.
(Я читаю) Идут слайды зимнего леса.
В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли, и стали кружевными арками.
– Как опишем деревья. Какие они? (Прилагательные)
– снежные
– мохнатые
Карточка.
Деревья
– волшебные
– сказочные
– А почему часто лес представляется зимой спящим?
– Что ещё можно описать в зимнем лесу? (Снег)
Физкультминутка:
Встаньте все и подставьте свои ладошки этому чуду природы. И вы чувствуйте, как снег падает вам на ладошки. Какой он?
Выполняем действия.
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.
– пушистый
– серебристый
– лёгкий
Карточка.
Снег
– крупный
– узорчатый
– холодный
– А сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу.
1 р. Что я вижу
2 р. Что я слышу
3 р. Что я чувствую
– А сейчас возьмите в руки ручки и напишите 5–6 предложений на тему «Зимняя сказка леса»
– Для подсказки у вас на парте лежат не оконченные фразы, которые могут быть началом вашего мини – сочинения. Мини значит небольшое
(Тихо звучит музыка, и дети пишут сочинения)
(Детям даётся начало сочинений)
– Зима – прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу…..
– Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима….
– Зима – необыкновенное время года.
– Почему снежинки бывают разные?
– Я очень люблю зиму….
– Зимний сказочный день…
(Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима»)
Трудные слова
Волшебница
Пушистые
Белоснежным ковром
Сковал
Снежными кружевами
Великолепный вид
Итог урока:
– Сегодня вы увидели, в чём заключается письменное творчество, увидели, что все вы способны писать и рассуждать и работа в нашей мастерской способствовала этому.
– А как же подарок?
На доске ватман, а на столе лежат картинки зимы, если вам урок понравился, то вы приклеиваете картинку к ватману, но будьте внимательны, что бы у вам получилось картина, если нет, то ничего не приклеиваете.
Вот и получился подарок.
– А кому ещё хочется сделать подарок можете нарисовать хозяюшку зиму, или продолжить свои сочинение.
– А на прощания я хочу сказать вам большое спасибо за труд. Мне было с вами очень приятно работать.