Урок развития речи. Творческая мастерская. Подготовка к сочинению. Мини-сочинение "День рождения зимы"

Разделы: Начальная школа


Цель: Развитие речевой деятельности детей и совместный поиск новых знаний.

Задачи:

  • Обучение поэтапному написанию сочинения.
  • Стимулировать творческое воображение детей.
  • Формировать умение использовать сравнение для создания собственных текстов.
  • Учить сопоставлять точки зрения разных авторов на одну тему.
  • Развивать наблюдательность, мышление, обогащение словарного запаса, развитие устной и письменной речи, воспитание любви к этому времени года.

Форма: Творческая мастерская.

Оборудование: таблички «День рождения зимы», листы чистой бумаги, картинки для самооценки, клей, ватман, таблички: деревья – снежные, мохнатые, тяжёлые, волшебные, сказочные; снег – пушистый, серебристый, лёгкий, крупный, холодный. Напечатать фразы начала сочинений.

Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство.

– Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня мы с вами побываем на необычном уроке. Уроке развития речи.

Здравствуй, гостья – зима
Просим милости к нам
Песни с севера петь,
По лесам и лугам.
Есть раздолья у нас, где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

– Какое время года описано в стихотворении?

– И так мы с вами отправляемся в гости к матушке – зиме, потому что у неё сегодня «День рождения». Но на день рождения положено ходить с подарками.

– Что же мы ей сегодня подарим, ведь у нас ничего нет.

А давайте подарим ей небольшие сочинения, которые мы сегодня напишем на уроке.

– Сегодня нам предстоит задуматься над словом «зима».

Словарь В. И. Даля: (стр.66)

– У каждого человека с этим, словом связаны свои ощущения.

– А какие ощущения у вас вызывает это слово? (Ответы детей.)

– У меня спокойствие, чистоту, свежесть, тишину в лесу, детский смех на горке.

– Сейчас мы попытаемся эти зимние ощущения перенести на лист бумаги. Перед вами лист. Как вы думайте, почему он белый?

– Да основной цвет зимой – белый.

Разделите мысленно лист на две части. В левой части нарисуйте снежинку – символ зимы, а в правой осенний листик – символ ушедшей осени. На доске записаны слова, вы должны из них выбрать те, которые, вы считаете, по состоянию души близки к зимним.

Слова: солнце, туман, снег, метель, листопад, иней, снежинки, дождь, заснули, зелень, пороша, мороз, узоры.

Можете дополнить своими 2–3 словами.

– Ребята, а какие вы знаете стихи о зиме?

– Да, зиме посвящено очень много стихов. Это удивительное время года любили А. С. Пушкин, Никитин, Есенин.

– А какой вы представляете себе зиму?

– А сейчас мы заглянем в разные уголки нашей Родины и услышим, как описывают эту красавицу разные поэты. Я буду читать отрывок из стихотворения, а вы будете выбирать, и записывать те слова и выражения, которые вам очень понравились, тронули струнки вашего сердца.

Пришла, рассыпалась клаками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Брега с недвижною рекою,
Среди полей, вокруг холмов.
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
А.С. Пушкин

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. А. Есенин

Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли.
Пушисты ли сосен вершины
Красив ли узор на дубах
И крепко ли скованы льдины
В великих и алых водах.
Н. А. Некрасов

Поёт зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
С. А. Есенин

Мороз и солнце, день чудесный.

Вечор ты помнишь, вьюга злилась
На лунном небе мгла носилась
Луна, как бледное пятно
Сквозь тучи мрачные желтела
И ты печальная сидела
А нынче погляди в окно
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленее
И речка подольдом блестит.

– Давайте побываем в зимнем лесу.

(Я читаю) Идут слайды зимнего леса.

В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли, и стали кружевными арками.

– Как опишем деревья. Какие они? (Прилагательные)

– снежные
– мохнатые

Карточка.

Деревья

– волшебные
– сказочные

– А почему часто лес представляется зимой спящим?

– Что ещё можно описать в зимнем лесу? (Снег)

Физкультминутка:

Встаньте все и подставьте свои ладошки этому чуду природы. И вы чувствуйте, как снег падает вам на ладошки. Какой он?

Выполняем действия.

Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
И на землю тихо
Падает, ложиться.

– пушистый
– серебристый
– лёгкий

Карточка.

Снег

– крупный
– узорчатый
– холодный

– А сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу.

1 р. Что я вижу
2 р. Что я слышу
3 р. Что я чувствую

– А сейчас возьмите в руки ручки и напишите 5–6 предложений на тему «Зимняя сказка леса»

– Для подсказки у вас на парте лежат не оконченные фразы, которые могут быть началом вашего мини – сочинения. Мини значит небольшое

(Тихо звучит музыка, и дети пишут сочинения)
(Детям даётся начало сочинений)

– Зима – прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу…..

– Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима….

– Зима – необыкновенное время года.

– Почему снежинки бывают разные?

– Я очень люблю зиму….

– Зимний сказочный день…

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Зима»)

Трудные слова

Волшебница
Пушистые
Белоснежным ковром
Сковал
Снежными кружевами
Великолепный вид

Итог урока:

– Сегодня вы увидели, в чём заключается письменное творчество, увидели, что все вы способны писать и рассуждать и работа в нашей мастерской способствовала этому.

– А как же подарок?

На доске ватман, а на столе лежат картинки зимы, если вам урок понравился, то вы приклеиваете картинку к ватману, но будьте внимательны, что бы у вам получилось картина, если нет, то ничего не приклеиваете.

Вот и получился подарок.

– А кому ещё хочется сделать подарок можете нарисовать хозяюшку зиму, или продолжить свои сочинение.

– А на прощания я хочу сказать вам большое спасибо за труд. Мне было с вами очень приятно работать.