Звучит Гимн города
Ведущий 1.
70-летию открытия Ледовой дороги жизни посвящается…
Ведущий 1.
Опять война, опять блокада,
– А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: "Не надо,
не надо раны бередить.
Ведь это правда,
что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
стихов достаточно вполне".
И может показаться:
правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна.
Сегодня для нас – детей, внуков и правнуков Героев великого Города Памятный день. 1941год. Ноябрь.
Ведущий 2.
Из воспоминаний ленинградцев: "Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь". В ноябре 1941 года, вероятно, умерло от голода11 085 человек, (Презентация) (Слайд 1–3)
Ведущий 1.
(Слайд 4–10) Чтобы не допустить полного прекращения выдачи хлеба и предотвратить паралич города, Военный совет в третий раз в ноябре уменьшает нормы. С 20 ноября рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы и дети – 125, войска первой линии – 500, тыловых частей – 300 граммов. Теперь суточный расход муки (вместе с примесями) составлял 510 тонн, то есть был самым минимальным за все время блокады.Ведущий 2.
(Слайд 11) Для населения в 2,5 миллиона человек расходовалось всего 30 вагонов муки, но и за них пришлось жестоко бороться с врагом и стихией. По указанию Государственного Комитета Обороны Военный совет Ленинградского фронта начал всестороннюю длительную подготовку к строительству через Ладожское озеро военно-автомобильной дороги. (Слайд12) 19 ноября Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, ее охране и обороне. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101.Ведущий 1.
(Слайд 13) Лед был еще тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по Ладоге пошел санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осажденный город были доставлены первые 63т муки.(Слайд 14) 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия.
(Слайд 15) Тонкий лед не мог еще выдержать полностью нагруженных машин, а гонять их с половинным грузом было невыгодно. Тогда приняли оригинальное решение: половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялись к автомашинам.
Ведущий 2
(Слайд 16–19) Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые недели фашистские летчики почти безнаказанно расстреливали с бреющего полета автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лед на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулеметов. Была также привлечена истребительная авиация фронта.
Ведущий 1.
(Слайд 20)(Слайд 21)О да – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно, и со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
(Слайд 22–24) Ведущий 2: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни". (Слайд 25–26)
Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.
Ведущий 1:
За время блокады в Ленинграде погибло около1000000 человек
Давайте почтим минутой молчания всех, кто ценой собственной жизни отстоял НАШ ГОРОД, чей ПОДВИГ БЕССМЕРТЕН.
Минута молчания.
Звучит Песня о Ладоге.