Структура урока чтения в коррекционном классе VIII–VII-го вида (СКК VIII–VII-го вида) с методическими рекомендациями

Разделы: Администрирование школы, Коррекционная педагогика


I. Орг. момент. (Четкое начало урока, организация класса)

II.Речевая гимнастика. (2-4 минуты, но не более 4 минут)

Виды речевых зарядок:

  • Чтение на дифференциацию сходных слогов, слов

па – ба   палка – балка

са – за    роса – роза

то – до    точка - дочка

  • Чтение слов с подготовкой

ла – пла – платок

ру – тру – струна

ри – три – стрижи

  • Чтение слов по подобию (когда в читаемых словах повторяется трудночитаемая часть слова)

рыбачья, беличья, волчьи и т.д.

  • Чтение слов, имеющих одну приставку или корень

чертил    

вы

шёл

ото

на   

мёл

при

шёл    

дел

пере    

резал

подо

  • Чтение родственных слов с постепенным нарастанием сложности

вода

водный

водичка

водопровод

водопроводчик

III.Проверка домашнего задания. (Не более 1/3 времени всего урока)

Варианты проверки домашнего задания:

  • Чтение
  • Пересказ
  • Беседа
  • Чтение наизусть (разрешается предварительно прочитать стих-е по учебнику)
  • Чтение + пересказ
  • Чтение + беседа по содержанию
  • Беседа + пересказ содержания
  • Выборочное чтение + пересказ
  • Чтение всего текста + выборочный пересказ (с 3 класса)
  • Чтение текста + краткий пересказ (с 5 класса)

Затем подводят итог работы класса и ориентируют учащихся на возможность получения той или иной оценки в конце урока.

IV.Сообщение темы и цели урока.

Название темы, инициалы автора записываются на доске.

V.Подготовительная работа.

Завершается этап словарной работой.

VI.Первичное чтение произведения учителем.

Основная цель этапа – познакомить детей с фактическим содержанием и эмоциональной направленностью текста.

Рекомендуется читать рассказ полностью, т.к. для художественного произведения характерна образная форма отображения действительности и наличие сюжета.

Первичное чтение проводит учитель, т.к. произведение должно произвести яркое впечатление на детей, вызвать у них соответствующий эмоциональный отклик.

Учащиеся могут читать первый раз научно-популярные статьи.

Первичное чтение необходимо целенаправить. Для этого ставится установочный вопрос репродуктивного характера. В младших классах вопрос записывается на доске. Перед первичным чтением необходимо сделать начальную психологическую паузу.

В процессе этого чтения книги у учащихся должны быть закрыты, т.к. темп чтения учеников не соответствует темпу чтения учителя. Поэтому они не могут проследить текст и воспринять его на слух.

Заканчивается первичное чтение финальной психологической паузой, чтобы дать уч-ся возможность побыть в эмоциональной атмосфере произведения, разобраться в своих ощущениях.

VII.Беседа по первичному восприятию или ориентировочная беседа.

Проводится с целью выяснения правильности понимания фактического содержания. Ставится 3-4 вопроса репродуктивного характера.

VIII.Предварительное чтение текста уч-ся вполголоса.

Этап способствует правильности чтения.

IX.Аналитическое чтение.

Для организации этого чтения учитель заранее делит текст на законченные смысловые части.

Это чтение проводится с целью понимания уч-ся подтекста произведения, взаимоотношения персонажей.

После зачитывания части ставятся вопросы репродуктивного характера, затем причинно-следственного характера, выясняются мотивы поведения героев, взаимоотношения между ними и даётся элементарная нравственная оценка героям.

Можно озаглавить смысловые части. Уточняются ранее объяснённые словарные слова.

X.Повторное чтение.

Цель этапа – обобщить сведения выявленные в процессе анализа текста; совершенствование техники чтения.

Виды повторного чтения:

  • Чтение с заданием (озаглавливание, деление на части, словесное рисование, работа с иллюстрацией).
  • Выборочное чтение.
  • Чтение по ролям.

Уточняется характеристика героев и т.д. в зависимости от этого определяется интонация, тембр чтения.

XI.Пересказ.

Виды пересказов:

  • По словесному оформлению: - близкие к тексту;

- свободные.

  • По полноте передачи содержания: - подробные;

- выборочные;

- краткие.

  • Творческие пересказы: - пересказ с изменением времени повествования, с изменением лица рассказчика;

- пересказ от второстепенного персонажа при этом обязательно уточняется позиция этого персонажа к главному герою;

- пересказ с продолжением сюжетной линии.

Рекомендации к пересказу:

  • Если изучается объемное произведение, то пересказать можно 1 или 2 части или вообще пропустить пересказ.
  • Во время пересказа не следует перебивать ученика, даже если он допустил какие-либо неточности. Все поправки после пересказа.
  • В 1-2 классах (1-3 кл. КРО) рекомендуется проводить коллективный пересказ, т.е. когда каждый пункт плана раскрывает другой ученик.
  • Следует добиваться выразительности речи ученика при пересказе.

Критерии оценки качества пересказа:

  • Полнота пересказа.
  • Точность пересказа.
  • Последовательность передачи содержания.
  • Выразительность речи при пересказе.

XII. Заключительная беседа.

Уточняется, над каким произведением работали. Кто автор? Герои?

Формируем связь между содержанием, названием и фамилией автора.

В заключительную беседу включаем вопросы синтетического характера, ведущие к обобщению содержания и выделению главной мысли, выясняется отношение детей к герою, дается элементарная оценка.

XIII. Домашнее задание.

Должно быть посильным по объёму (дифференцированным в классах СКК).

XIV. Оценки за урок.

Оценки суммируют качество работы ученика в течение всего урока. Комментирование обязательно.