I. Орг. момент. (Четкое начало урока, организация класса)
II.Речевая гимнастика. (2-4 минуты, но не более 4 минут)
Виды речевых зарядок:
- Чтение на дифференциацию сходных слогов, слов
па – ба палка – балка
са – за роса – роза
то – до точка - дочка
- Чтение слов с подготовкой
ла – пла – платок
ру – тру – струна
ри – три – стрижи
- Чтение слов по подобию (когда в читаемых словах повторяется трудночитаемая часть слова)
рыбачья, беличья, волчьи и т.д.
- Чтение слов, имеющих одну приставку или корень
чертил |
вы |
||
шёл |
ото |
||
на |
мёл |
при |
шёл |
дел |
пере |
||
резал |
подо |
- Чтение родственных слов с постепенным нарастанием сложности
вода |
водный |
водичка |
водопровод |
водопроводчик |
III.Проверка домашнего задания. (Не более 1/3 времени всего урока)
Варианты проверки домашнего задания:
- Чтение
- Пересказ
- Беседа
- Чтение наизусть (разрешается предварительно прочитать стих-е по учебнику)
- Чтение + пересказ
- Чтение + беседа по содержанию
- Беседа + пересказ содержания
- Выборочное чтение + пересказ
- Чтение всего текста + выборочный пересказ (с 3 класса)
- Чтение текста + краткий пересказ (с 5 класса)
Затем подводят итог работы класса и ориентируют учащихся на возможность получения той или иной оценки в конце урока.
IV.Сообщение темы и цели урока.
Название темы, инициалы автора записываются на доске.
V.Подготовительная работа.
Завершается этап словарной работой.
VI.Первичное чтение произведения учителем.
Основная цель этапа – познакомить детей с фактическим содержанием и эмоциональной направленностью текста.
Рекомендуется читать рассказ полностью, т.к. для художественного произведения характерна образная форма отображения действительности и наличие сюжета.
Первичное чтение проводит учитель, т.к. произведение должно произвести яркое впечатление на детей, вызвать у них соответствующий эмоциональный отклик.
Учащиеся могут читать первый раз научно-популярные статьи.
Первичное чтение необходимо целенаправить. Для этого ставится установочный вопрос репродуктивного характера. В младших классах вопрос записывается на доске. Перед первичным чтением необходимо сделать начальную психологическую паузу.
В процессе этого чтения книги у учащихся должны быть закрыты, т.к. темп чтения учеников не соответствует темпу чтения учителя. Поэтому они не могут проследить текст и воспринять его на слух.
Заканчивается первичное чтение финальной психологической паузой, чтобы дать уч-ся возможность побыть в эмоциональной атмосфере произведения, разобраться в своих ощущениях.
VII.Беседа по первичному восприятию или ориентировочная беседа.
Проводится с целью выяснения правильности понимания фактического содержания. Ставится 3-4 вопроса репродуктивного характера.
VIII.Предварительное чтение текста уч-ся вполголоса.
Этап способствует правильности чтения.
IX.Аналитическое чтение.
Для организации этого чтения учитель заранее делит текст на законченные смысловые части.
Это чтение проводится с целью понимания уч-ся подтекста произведения, взаимоотношения персонажей.
После зачитывания части ставятся вопросы репродуктивного характера, затем причинно-следственного характера, выясняются мотивы поведения героев, взаимоотношения между ними и даётся элементарная нравственная оценка героям.
Можно озаглавить смысловые части. Уточняются ранее объяснённые словарные слова.
X.Повторное чтение.
Цель этапа – обобщить сведения выявленные в процессе анализа текста; совершенствование техники чтения.
Виды повторного чтения:
- Чтение с заданием (озаглавливание, деление на части, словесное рисование, работа с иллюстрацией).
- Выборочное чтение.
- Чтение по ролям.
Уточняется характеристика героев и т.д. в зависимости от этого определяется интонация, тембр чтения.
XI.Пересказ.
Виды пересказов:
- По словесному оформлению: - близкие к тексту;
- свободные.
- По полноте передачи содержания: - подробные;
- выборочные;
- краткие.
- Творческие пересказы: - пересказ с изменением времени повествования, с изменением лица рассказчика;
- пересказ от второстепенного персонажа при этом обязательно уточняется позиция этого персонажа к главному герою;
- пересказ с продолжением сюжетной линии.
Рекомендации к пересказу:
- Если изучается объемное произведение, то пересказать можно 1 или 2 части или вообще пропустить пересказ.
- Во время пересказа не следует перебивать ученика, даже если он допустил какие-либо неточности. Все поправки после пересказа.
- В 1-2 классах (1-3 кл. КРО) рекомендуется проводить коллективный пересказ, т.е. когда каждый пункт плана раскрывает другой ученик.
- Следует добиваться выразительности речи ученика при пересказе.
Критерии оценки качества пересказа:
- Полнота пересказа.
- Точность пересказа.
- Последовательность передачи содержания.
- Выразительность речи при пересказе.
XII. Заключительная беседа.
Уточняется, над каким произведением работали. Кто автор? Герои?
Формируем связь между содержанием, названием и фамилией автора.
В заключительную беседу включаем вопросы синтетического характера, ведущие к обобщению содержания и выделению главной мысли, выясняется отношение детей к герою, дается элементарная оценка.
XIII. Домашнее задание.
Должно быть посильным по объёму (дифференцированным в классах СКК).
XIV. Оценки за урок.
Оценки суммируют качество работы ученика в течение всего урока. Комментирование обязательно.