Естественно-научное образование – один из компонентов подготовки старших школьников к самостоятельной жизни. Знания и умения нужны человеку, чтобы выстраивать отношения с окружающим миром. Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся, развитию их коммуникативных способностей, формированию социально необходимых знаний и навыков, общей экологической культуры и экологической ответственности. Эффективным средством для создания условий, способствующих решению этих задач, а также стимулирующих творческое мышление учащихся, способствующих пробуждению их инициативной активности, являются деловые игры, пресс– конференции, дискуссии.
Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности, о роли физики в совершенствовании существующих и создании альтернативных технологий на основе рационального использования природных ресурсов. Углубить и расширить знания учащихся о перспективах развития ядерной энергетики, экологической ядерной безопасности, о создании и удержании высокотемпературной плазмы в установках типа «Токамак», о возможностях использования возобновляемых источников энергии. Помочь ученикам в формировании умения свободно ориентироваться в поле информации, выбирать и обосновывать свой выбор, самостоятельно решать познавательные проблемы средствами информации и коммуникации. Оказать помощь в приобретении учащимися навыков публичного выступления, в развитии коммуникативной культуры.
Имитационная модель игры. В городе происходит проблемная конференция различных специалистов, на которой рассматриваются проблемы современной энергетики, важнейшие направления её дальнейшего развития, экологически чистые технологии получения энергии. В конференции принимают участие следующие группы «специалистов»: физики, энергетики, экологи, инженеры, радиобиологи, медики, психологи. Каждая группа делает сообщение по своему разделу обсуждаемой темы. Выступления представителей групп специалистов составляют единый рассказ по теме конференции. На конференции присутствуют также представители «Гринписа» и журналисты. Обсуждение проблем происходит в форме открытой публичной дискуссии. Участники конференции и гости дополняют докладчиков, задают им вопросы, приводят аргументы «за» и «против». Группа «экспертов» в конце конференции принимает компетентное решение по обсуждаемым проблемам.
Подготовка к уроку. Общая тема разбивается на следующие подтемы:
- Растущие мировые потребности в использовании энергии. Проблемы современной мировой энергетики.
- Состояние современной энергетики России. Выбор в пользу ускоренного развития атомной энергетики России для решения энергетических проблем.
- Мировая атомная энергетика. Перспективы её развития.
- Проблемы ядерной и радиационной безопасности и возможности их решения.
- Последствия Чернобыльской катастрофы.
- Перспективы использования возобновляемых альтернативных источников энергии.
- Водородная энергетика – один из возможных путей решения энергетических проблем человечества.
- Освоение энергии звёзд.
Класс разбивается на группы, состав их и численность продумываются учителем заранее. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся, уровень их ответственности, их собственное мнение и интересы. Для каждой группы учитель составляет подробный план содержания выбранного раздела, рекомендует литературу, помогает распределить обязанности, дифференцирует задания для учащихся с различным уровнем развития творческих способностей, сообщает требования к докладам: убедительное и интересное изложение материала, чёткое выделение главного, подготовка компьютерной презентации. Задание выдаётся за две недели до конференции. Члены группы занимаются поиском информации с использованием различных источников: информационных сетей, медиотеки, книг, научно-популярных журналов, видеофильмов; осмысливают и обобщают полученную информацию; создают компьютерные презентации. Учитель контролирует и регулирует деятельность учащихся, проводит консультации отдельно с каждой группой и помогает им проанализировать полученную информацию, и составить порядок и логику выступления. Для групп журналистов и представителей «Гринписа» совместно продумываются вопросы, которые будут задаваться ими различным специалистам в ходе конференции.
Ход урока
1. Выступления представителей групп (продолжительность выступлений 2–5 минут)
Очерёдность докладов указана в плане конференции, вывешенном на доске. Их количество было определено в ходе подготовки к уроку в зависимости от объёма подготовленной информации, и её актуальности.
Занятие начинается с выступлений представителей группы «энергетиков» посвящённых: 1 – грядущему мировому энергетическому кризису, 2 – нарастающему дефициту электроэнергии в России, его причинам и обоснованию решения государства об ускоренном развитии атомной энергетики. Следующий выступающий, от той же группы, знакомит участников конференции с цифрами, отражающими долю атомной энергетики в производстве электроэнергии экономически развитых стран, приводит доказательства её преимущества перед традиционной энергетикой.
В ходе обсуждения уже состоявшихся выступлений основных докладчиков «журналисты» приводят данные том, что с начала эксплуатации атомных станций в 14 странах мира произошло более 150 инцидентов и аварий различной степени сложности, и дают информацию об аварии на Чернобыльской АЭС.
Выступление «журналистов» дополняют «медики», которые рассказывают о непосредственном отрицательном влиянии больших доз радиации на человека и об отдалённых последствиях этого влияния. «Психологи» информируют участников конференции о результатах обследований «ликвидаторов» показавших насколько радиация опасна для нейронов мозга.
Представители «Гринписа» выступают с сообщением о современных проблемах хранения радиоактивных отходов.
Далее радиобиологи в своём докладе знакомят присутствующих с тем, каким образом, возможно, достичь минимизации радиационного воздействия на человека и среду его обитания. В выступлении инженеров рассказывается о существующих способах и разработке новых проектов захоронения радиоактивных отходов.
Экологи в своём докладе предлагают шире использовать альтернативные возобновляемые источники энергии. В выступлениях физиков рассказывается о проблемах и перспективах термоядерной и водородной энергетики. Все участники имеют право дополнить докладчика, привести свои аргументы «за» и «против», задать вопросы. Учитель корректирует действия участников, следит за регламентом, помогает группе «экспертов» подвести итоги обсуждения.
Ожидаемые результаты обсуждения. Энергетика, основанная на ископаемом топливе, создаёт много экологических проблем и существующие традиционные источники энергии ограничены. Необходимо перейти на новые, экологически чистые источники энергии. Одним из таких источников может стать водород, но сегодня развитие водородной энергетики сдерживается экономическими соображениями. Имеющаяся перспектива использования энергии термоядерного синтеза заставляет думать, что эта технология когда-нибудь сможет решить все энергетические проблемы человечества, но это дело будущего. Экономически оправданное использование термоядерной энергии начнётся не раньше 70–80 годов нашего века. Несомненно, при наличии государственной поддержки будет развиваться использование возобновляемых источников энергии, но только как дополнительное звено в общей энергосистеме. Атомная энергия гораздо чище энергии сжигания топлива. Выбросы атомных электростанций на порядки меньше загрязняют окружающую среду, чем выбросы обычных тепловых станций. Альтернативой истощающимся запасам нефти и газа может быть ядерная энергия, экологически чистая при нормальной эксплуатации, исключающей ошибки персонала, которые привели к трагедии Чернобыля.
В заключение учитель констатирует достигнутые результаты и оценивает действия участников по пятибалльной шкале.
Список литературы
- «Ядерная энергетика и техника». Санкт-Петербург, 2007.
- «Наука и жизнь» № 3, 2006. Б.Руденко «Энергетика России: когда наступит завтра?»
- Журнал « Проблемы энергетики» ч. 3–4, 2004.
- Журнал « Наука и жизнь» № 2, 2004, с.16–19.
- Актуальные вопросы атомной энергетики». Санкт-Петербург, 2008.
- Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах. В.М. Симонов. Волгоград, 2003.
- Журнал «Наука и жизнь». № 9, 1989, с. 11–15.
- Журнал «Атомная техника за рубежом». № 7, 2002, с.16–19.