Мы рождены, “чтоб сказку сделать былью”
Нам, на Планете, всё для этого дано.
Должны творить, дерзать,
И мы должны быть сильными,
Не падать вниз, не оседать на “дно”.
Есть в жизни много разного соблазна.
Наркотик – вот тот самый страшный грех.
Ты должен прокричать, что это грязно,
Да так, чтобы твой крик дошёл до всех.
А если кто-то, крик твой не услышит,
То не поможет никакой запрет.
Пусть закричит Вселенная как может:
“Война наркотикам, и на Земле им места нет!”.
Лель
Еще со времен Аристотеля школа, призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни. Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от “пагубных привычек” берет на себя именно она.
Наркомания, алкоголизм, дети... За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, искалеченная жизнь, мучительная боль. Никто об это не мечтает и отказывается верить в то, что это может случиться с нами и нашими близкими. Попытаемся изобразить картину нашей современной жизни, используя всю палитру красок природы. Всё чаще мы замечаем подростков, идущих навстречу с тоскливыми, потухшими, недобрыми глазами, в которых отражается пустота, мрачность и серость. Каждый раз при виде шприцев, которые валяются в наших подъездах, невольно ёжимся, и думаем про себя “Спаси и сохрани”, и подъезды наших жилищ приобретают заунывные оттенки. А уж историй, о которых так много говорят все вокруг, придают нашему жизненному холсту ещё более мрачные тона чёрных мазков и вот уже наша картина превращается в “Чёрный квадрат” Малевича.
Оберегая себя и своих близких, прикрываясь рутиной повседневной жизни, мы становимся безразличными, отодвигаем чужие проблемы подальше в коридоры сознания, дабы не накликать беду. Но потом, растерянно оглядываясь, уже не можем подавить страшную в своей безысходности мысль: а ведь это случилось …
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как, ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить в сложные периоды кризиса. Зачастую они не желают вникать в детские проблемы, считая, что у детей их нет.
Иными словами, на хрупкие плечи учителя государство возложило еще одну непосильную ношу – профилактику наркомании.
Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от 5 февраля 2002 г. № 330, “при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников”.
Перед школой возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Возможно, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
- информация СМИ о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения будет предоставлена объективная;
- источники информации, будут строить ее с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с умением правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- результативность борьбы с наркоманией будет достигнута лишь тогда, когда школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Задачи:
1) выявить социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) создание условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разработка системы педагогических средств, направленных на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя и социального педагога;
5) привлечь круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Принципы.
Комплексности:
- органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
- специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора
- подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
- органов управления образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровне).
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений);
- профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.
Систематичности:
- работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
Своевременности:
- вряд ли удастся остановить волну наркомании силами одной педагогики. Для этого необходимы жесткая законодательная база, обширная сеть специальных медицинских учреждений, служба психологической поддержки, активная пропаганда в средствах массовой информации и многие, многие другие составляющие защитного барьера. На смену эпизодичной работе должна прийти целостная профилактическая система, квалифицированные специалисты, научный и, самое главное, своевременный подход.
Основных направления работы гимназии по профилактике наркомании.
1) Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми “группы риска”;
· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
· работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2) Работа с педагогическим коллективом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно-методическая антинаркотическая работа.
3) Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
· психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
· поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Этапы работы
I этап: Диагностирующий. (Время проведения: сентябрь - начало уч. года).
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
- определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
- выделить факторы и причины, влияющие на употребление наркотиков;
- сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
- изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
- проведение мониторинга (анкетирования) учащихся (анонимное) с целью изучения состояния проблемы с наркоманией в гимназии.
Примечание. Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
Анкета – набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, что должно обеспечить получение достоверной и значимой информации по теме.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
· подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
· подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
· подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
II этап: Организационно-практический. (Время проведения: на протяжении уч.года).
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о средствах ПАВ;
2) способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с ПАВ;
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и специализированными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) проектная деятельность;
14) социологический опрос;
15) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Возможная тематика мероприятий:
1. Спортивное ток-шоу “Наркомания – эпидемия века”.
2. Соревнования по массовым видам спорта:
· “Спорт против наркотиков”
· “Будущее за нами”
· “Я выбираю жизнь без наркотиков!”
3. Классные часы:
· “Школа без наркотиков”
· “Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании”
· “Умей сказать нет наркотикам”
· “Пивной алкоголизм”
· “Волшебная страна здоровья”
· “Мир без табачного дыма”
· “Мир без наркотиков”
· “Мир в наших руках”
4. Беседы со школьниками:
· “СПИД – чума ХХ века”
· “Курение и здоровье”
· “Алкоголь и здоровье”
· “В чем вред курения?”
· “Опасность “пассивного курения”
· “Эффективные методы отказа от курения”
· “Программа малых шагов”
· “Препараты, применяемые против курения”
· “Здоровый образ жизни – школа выживания”
· “Профилактика вредных привычек”
· “Войдем в мир здоровья”
· “Наркоманам скажем “НЕТ!”
· “От чего мы зависим”
5. Общешкольные мероприятия:
· “День без вредных привычек”
· “Молодежь против наркотиков”
· “День добрых дел”.
6. Научно-исследовательские работы:
· “Психология общения”,
· “Конфликт. Пути выхода из конфликта”
· “Стресс и способы борьбы с ним”
7. Подготовка стенгазет :
· “Исправь свое настроение сам”
· “Как стать сильным и привлекательным”
· “Как стать красивой и привлекательной”
· “Мир увлечений”.
· “Как прекрасна жизнь”
Значение этапа:
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
III этап: Заключительный. (Время проведения: май - конец уч. года).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
3) определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) мониторинг (анонимное анкетирование).
Примечание. Сравнение результатов первичного и заключительного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
3) на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
Основные составляющие системы
профилактики наркомании в гимназии и их
взаимосвязь
Администрация школы: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т.д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Школьный врач:
- обеспечивает активную работу медицинских кабинетов учебных заведений – одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей (источник специальных знаний и сведений, центр производства оригинальных идей по проведению целевых акций разного масштаба).
Школьный психолог:
- обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
- психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
- психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
- выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
- организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.
Социальный педагог:
- несет ответственность за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
- организацию досуга учащихся как внутри школы, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
- систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления:
- создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного мниторинга
Библиотека:
- обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Система дополнительного образования:
- обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для “ничегонеделания”.
Общественные организации,
- такие как Российский благотворительный фонд “Нет алкоголизму и наркомании” (“НАН”), “Матери (или родители) против наркотиков” и др. Филиалы этих организаций очень активно и плодотворно работают сегодня во многих регионах и городах (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Казань, Самара и т.д.), развивают широкую профилактическую деятельность, выходят в школы, на телевидение, проводят массовые антинаркотические акции.
Районная и городская наркологическая служба:
- организует информационно-просветительскую работу со школьниками о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
- лекционную работу с педагогическим составом школы по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
- консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
Институты повышения квалификации работников образования:
- организует обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по вопросам профилактики наркомании в детско-подростковой среде.
Правоохранительные органы:
- работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
- осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
- проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в школе;
- обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе школы групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
- организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.
СМИ и Интернет:
- оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:
- увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;
- обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети “Интернет” путем создания тематических сайтов;
- подключить к работе службу анонимного консультирования “Телефон доверия”.
Семья:
- оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
- консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.
- психологическая поддержка семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
- проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
- родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
- организация родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
- организация родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для “трудных” семей данной школы;
- работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
- семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;
Значение системы работы школы по профилактике наркомании:
1) воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
2) включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
3) развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
4) формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
5) развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
Памятка классному руководителю
Правило первое.
Прежде всего, приступая к работе по профилактике наркомании, постарайтесь получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы, в том числе:
· что такое наркотики и наркомания;
· ситуация в мире, стране, городе (данные статистики, актуальность проблемы);
· механизм и особенности воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности;
· характерные проявления и последствия употребления наркотических веществ;
· причины, толкающие на употребление наркотиков;
· мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде; как они формируются и как их развеять;
· роль влияния группы на начало приема наркотиков среди подростков, стратегии противодействия давлению сверстников;
· наркомания и закон, как государство пытается бороться с распространением наркомании, результативность подобных методов борьбы;
· современные методы лечения и реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса;
· первичная и вторичная профилактика наркомании (суть, различия).
Правило второе.
Не начинайте вашу работу с угроз и запретов. Подумайте, ведь Адам и Ева ослушались самого Бога, ради того чтобы вкусить “запретный плод”. Так почему современные “Адам и Ева” не станут нарушать запреты родителей и учителей, священников и милиционеров? Кроме того, риск оказаться “белой вороной”, стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, и особенно для подростка, согласитесь, куда более веский довод, чем угроза рака легких через двадцать лет. Прежде чем читать нотации, задайте себе вопрос:
· Откуда я знаю, что это правильно?
· Имею ли я право так глубоко вторгаться в человеческую жизнь?
· Кто дал мне право решать судьбу людей, находящихся под моей опекой?
Не делайте из информации о наркотиках сенсацию. Само слово “наркотик”, к сожалению, сегодня прочно вошло в нашу жизнь, стало привычным и обыденным. Дети уже не раз слышали и о вреде курения, и о риске заражения СПИДом. Слышали настолько часто, что невольно перестали слушать.
Будьте готовы к тому, что вам предстоит ответить на самые разнообразные вопросы: начиная с истории появления наркотиков, их качества и стоимости, и заканчивая рассказом об эффективности существующих сегодня методов лечения наркомании.
Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. На практике скорость формирования зависимости определяется целым рядом факторов. Среди них: степень устойчивости организма, тип наркотика, способ его введения и т. д. В частности, при курении “крэка” (курительная смесь кокаина) привыкание, действительно, возникает практически мгновенно. Достаточно покурить 1–2 сигареты. С другой стороны, при эпизодическом (1–2 раза в неделю) употреблении наркотиков, приготовленных из различных частей конопли (марихуана, гашиш, анаша), привыкание может развиться только через год.
Среди ваших подопечных, скорее всего, уже есть те, кто неоднократно пробовал коноплю и на деле испытал ее относительную “безвредность”. Такие знатоки обязательно постараются “блеснуть” своим опытом, опровергнув миф о “мгновенном привыкании” и тем самым обрекая на провал все ваши дальнейшие попытки информирования.
Чтобы избежать подобной ситуации, постарайтесь, во-первых, получить как можно больше научной информации по теме. Это придаст уверенность. Во-вторых, если вы не знаете ответа, лучше откровенно в этом признаться. Дайте ребенку высказать свое мнение и уточните информацию к следующему занятию.
Не выходить за рамки представлений, которые уже есть у учащихся. Для этого перед началом работы желательно провести анкетирование, результаты которого помогут определить дальнейшее направление работы и отобрать необходимые материалы.
Не следует упоминать названия неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Кроме того, в предлагаемом учащимся материале не должно быть конкретных руководств и правил по выращиванию соответствующих растений, указаний по способам получения и употребления наркотических средств.
Избегайте информации о положительных моментах, которые могут возникать на первых этапах употребления наркотических препаратов, и таких терминов как “непередаваемые ощущения”, “состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу”, “состояние особенной одухотворенности, блаженства и покоя”, “удовольствие” и т. п.
Не стоит ссылаться на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов и прочих “кумиров” молодежи, страдавших наркоманией или употреблявших наркотики, даже если приводятся негативные последствия от их приема. Не приводите на встречу бывших наркоманов.
Как говорится, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Если перед тобой внешне вполне нормальный, хорошо одетый, преуспевающий человек, разве можно поверить в то, что “наркомания приводит к деградации личности”, или в то, что “мало кому удается избавиться от этой зависимости”, или, наконец, в то, что “эффективных путей лечения от наркомании не существует”?
Сделайте акцент на том, что:
· даже разовое употребление наркотика может существенно отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление половых функций);
· употребление наркотиков требует огромных денег: на героин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин – более ста;
· ни один из существующих сегодня методов лечения наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;
· лечение наркомании стоит очень дорого. Цена проведения дезинтоксикации в частных клиниках Москвы не опускается ниже полутора тысяч долларов. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, немалые деньги.
Правило третье.
При организации работы с родителями, помните:
· родители считают, что их дети слишком малы для того, чтобы пробовать курить, употреблять алкогольные напитки или экспериментировать с наркотиками. В результате проводимая вами работа может быть расценена, как преждевременная;
· родители не верят в то, что их дети вообще могут начать курить, пить или принимать наркотики и, тем более, отрицают всякую возможность того, что у ребенка уже есть одна из этих вредных привычек. Отсюда точка зрения, что профилактическая работа вообще не должна затрагивать их ребенка;
· родители считают, что единственный способ защитить ребенка: ни на минуту не выпускать его из поля зрения, осуществлять непрерывный и жесткий контроль. Все остальные меры – бездейственны, а значит, на них не стоит тратить время;
· родители не всегда представляют опасность приобщения ребенка, например, к алкоголю, подталкивая сделать первый шаг;
· родители в большинстве случаев ничего не знают о внешних признаках наркотического опьянения, что затрудняет своевременное обнаружение проблемы.
Памятка для родителей
Дорогие родители! Вы нередко заблуждаетесь, когда думаете, что все в порядке. Наша практика и сведения, полученные при опросах самих наркоманов, показали, что значительная часть родителей ничего не ведала о проблемах своих детей, а правда открывалась часто лишь спустя несколько лет, когда их сын или дочь попадали в больницу. Не тешьте себя надеждой, присмотритесь к своим детям внимательнее.
Если:
· ваш ребенок становится скрытным, часто задерживается допоздна на прогулках, не отвечает на вопросы о том, где был, лжет без видимых на то причин, например, говорит, что был у приятеля, который давно живет в другом городе;
· увеличиваются финансовые запросы, которые он пытается удовлетворить любым способом, включая очистку родительских кошельков и вынос из дома вещей, не принадлежащих ему. Иногда, напротив, вы замечаете у ребенка наличие значительных сумм денег без постоянного источника;
· без очевидной причины резко меняется его настроение: то не в меру болтлив и весел, то выглядит измученным, апатичным, бледным. Наблюдаются нарушения памяти, неспособность логически мыслить, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы уколов, расширенный или суженный и не реагирующий на свет зрачок, не по возрасту испорченные зубы, бледность, дряблость, землистый цвет кожи;
· вы замечаете резкие перепады аппетита у ребенка: то он целый день ничего не ест, а на ночь съедает все, что лежит в холодильнике, или если подросток отказывается от еды несколько дней подряд, а потом неожиданно начинает нормально питаться, хотя вроде бы не был болен;
· у ребенка, не отличавшегося раньше никакими дарованиями, периодически развивается неожиданная жажда творчества. Его вдруг начинает захватывать процесс рисования, писания или музицирования при очевидном отсутствии интереса к плодам своей деятельности (“плоды” обычно больше похожи на мазню, графоманию и невнятный набор звуков);
· на одежде ребенка появляются необычные пятна, в том числе пятна крови; от вещей исходит странный запах;
· в доме появляются незнакомые предметы: шприцы, дешевые папиросы, марки, не похожие на почтовые, различного вида трубочки, скатанные в трубочку денежные купюры, аккуратной формы стеклянные пластинки, скатанные из фольги шарики, таблетки с рисунками непонятного назначения, различного вида порошки, измельченные растения, растворители, тюбики с клеем, неизвестные пузырьки бытовой химии (например жидкости для чистки труб “Крот”, растворитель, ацетон и т.п.);
· резко снижается успеваемость, теряется интерес к спортивным и другим внеклассным мероприятиям, ребенок часто говорит о бессмысленности жизни;
· ребенок часто похож на пьяного (говорит, растягивая слова, качается при ходьбе, избегает встреч со старшими), но при этом от него не пахнет спиртным...
то настало время поинтересоваться его состоянием более серьезно. Если вы нашли в перечисленном списке основание для констатации более чем 10 признаков, существует необходимость обращения за консультацией.
Конечно, признаки употребления различных наркотиков отличаются друг от друга. Более того, признаки употребления одного и того же наркотика на разных стадиях зависимости и в период абстинентного синдрома (состояние “ломки”) различны. Они описаны в специальной литературе. Но, на наш взгляд, родителям нелишне будет в общих чертах узнать о том, какие бывают наркотики, чтобы не выглядеть совершенно не просвещенными перед собственным ребенком, и знать, к каким опасностям надо подготовиться, если ребенок стал употреблять наркотики или сильно интересуется этой темой. Может быть, грамотное описание симптомов, последствий и осложнений убережет его от этой беды.
Что делать, если Вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики?
Независимо от ситуации ведите себя достойно. Вы – взрослый человек, и при возникновении беды не имеете права на панику или истерику. Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам, каждые две минуты пить валокордин или успокоительные таблетки и звонить во все спасательные службы подряд. Разберитесь в ситуации, ведь бывают случаи, когда ребенок начинает принимать наркотики под давлением, ему могут угрожать, бить, “подлавливать” на улице.
Сохраните доверие: если ребенок признался вам, значит, ищет поддержки. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к крикам, угрозам, запугиванию. Это, скорее всего, оттолкнет подростка, заставит его замкнуться. Найдите в себе силы и постарайтесь в дальнейшем стать своему ребенку союзником, а не врагом.
Перестаньте винить во всем себя. Поймите, ваш ребенок – взрослый человек. Он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. Значит, ответственность за принятое решение он тоже должен нести сам. День, когда вы узнали, что он принимает наркотики, должен стать последним днем вашего безграничного доверия и опеки.
Ограничьте финансовую поддержку. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги – это их деньги. Немедленно дайте понять, что это не так. С этого момента ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получают от вас: никаких денег на расходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой и, если у молодого человека уже есть своя семья, никакой материальной помощи его семье.
Никогда не поддавайтесь на шантаж. А шантажа в вашей жизни возникнет много: “Если вы купите мне машину, то мне будет чем заняться и я брошу колоться”, “Если ты не дашь мне денег и я не отдам долги, то меня убьют”, “Если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой – прямо сию секунду в ванной”.
На все эти “если... то” может следовать один спокойный ответ: “Нет”.
“Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь героин, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины”.
“Пусть тот человек, которому ты должен, придет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе”.
“Иди в ванную и кончай там с собой. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой”.
Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который способен на такой шантаж, крайне редко бывает способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого результата.
Не занудствуйте. Бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только обратный эффект. Любое, даже отрицательное упоминание о наркотике, вызывает воспоминание о нем. Как только ребенок начал лечение, все разговоры о наркотиках в вашей семье должны быть прекращены (исключая случаи, когда ребенок сам хочет с вами что-то обсудить).
Не злоупотребляйте угрозами. Молодой человек давно привык, что вы грозите, обещаете “сдать” его в больницу принудительно, “засадить всех его друзей за решетку”, “лишить его денежного довольствия”. Он заранее уверен, что вы этого не сделаете, а потому спокойно пропускает все сказанное мимо ушей. А потому после каждого вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим угрозам, пока вы не найдете в себе силы и не исполните то, чем грозили. Только после этого он сразу станет гораздо более управляемым.
Разрешите вашему ребенку прекратить прием наркотиков самостоятельно. Если ваш ребенок впервые признался вам, что употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью самому. Не надейтесь на чудо. Без квалифицированной медицинской помощи это невозможно, но пусть ваш ребенок поймет это сам.
Помогите ребенку найти лечащего врача.
Это единственное одолжение, которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу “сдаваться” бывает страшно и стыдно. Вам следует поддержать решение обратиться к врачу, присутствовать в качестве моральной поддержки на первом приеме, консультироваться с врачом в дальнейшем. Пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.
Сохраняйте постоянную систему родительского контроля на всем протяжении лечения и еще как минимум год после его окончания. Но контроль не должен быть абсолютным. Примерно через 2–3 месяца после прекращения приема наркотиков у вашего ребенка должна появиться некоторая степень свободы. Вы должны разрешить ему находиться в течение хотя бы 1–2 часов вне вашего контроля.
Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики. С самого начала лечения вы должны быть готовы, что он может “сорваться”. При первых подозрениях посоветуйтесь с врачом. Понаблюдайте за ребенком несколько дней. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьезные основания. Если вы и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотиков, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь на экспертизу.
Будьте осторожны с наркологическими препаратами и с советами друзей. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у собственного ребенка и покупать ему лекарства, которые помогают Васе и Пете избавиться от “ломок”. Прежде чем использовать какой-либо препарат, посоветуйтесь с лечащим врачом.