Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо нельзя
без первых уроков научиться последней.
Сенека.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирование культуры поведения.
Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида. Главное другое - как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движение, осанка. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие: жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. Поэтому, вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Формирование у детей навыков поведения, воспитание сознательного, активного отношения к порученному делу, чувства товарищества, нужно начинать с дошкольного возраста. Детский сад для этого - идеальная среда. В процессе повседневного общения со сверстниками и взрослыми дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Ежедневно в детском саду дети здороваются и прощаются, аккуратно под грамотным руководством педагога убирают после игры игрушки, осваивают культурно-гигиенические навыки. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, которая выражается в добре, справедливости, человечности. Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Очень важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к людям с добром. Как этого добиться? В этом, безусловно, помогут специально организованные виды деятельности по формированию культуры поведения у дошкольников.
В дошкольном образовательном учреждении "Оленёнок" г. Мичуринска-наукограда разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у старших дошкольников для детей старшего возраста. Курс методических рекомендаций получил творческое название "Уроки профессора Этикета", одобрен и рекомендован к внедрению в муниципальных дошкольных учреждениях Экспертным Советом управления народного образования г. Мичуринска-наукограда в 2011 году.
Конспект одного из игровых занятий курса "Уроки профессора Этикета" разработан с учетом интеграции образовательных областей: художественная литература, коммуникация, социализация, физическая культура, познание, художественное творчество и направлен на воспитание у детей доброжелательности, умения дружно играть в коллективе.
Дорога добра
Цель:
- Учить быть сдержанными и доброжелательными;
- Воспитывать дружеские отношения в коллективе;
- Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о добре и зле.
Предварительная работа:
- Чтение произведение В.Катаева "Цветик-семицветик
Оснащение:
- цветок цветик-семицветик с отрывными лепестками,
- запись песни Ю.Энтина "Дорога добра",
- цветная бумага, ножницы, клей.
Совместная деятельность.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Возьмитесь крепко за руки, посмотрите в глаза соседу и улыбнитесь.
- Какие чувства испытывал каждый из вас, когда улыбался другу?
- Я знаю, что вы очень добрые дети. Давайте поделимся добром с другими. Приложите свои ладошки к сердцу, наполните их своим добром, закройте ладошки и теперь осторожно, чтобы не уронить и не разбить, передайте соседу. Приложите ладони к своему сердцу, пусть добрые чувства, переданные товарищем, поселятся и в вашем сердце.
- Что вы чувствовали, когда получили подарок от соседа?
- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте, добрым словам и добрым поступкам.
Доброта... Что означает это слово?
(высказывания детей)
Доброта - вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких, и чужих.
И радости, порой, не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И, все же, посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...
- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Как можно сказать про человека, который делает добро? Он какой?
(Добродушный, доброжелательный, добродетельный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный)
- Ребята, вспомните ситуацию, когда вас, вашего друга или родственника кто-то обидел. Какие чувства вы испытывали в тот момент? Как вы считаете, справедливо с вами поступили?
(Высказывания детей)
- А сейчас, расскажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами обидели кого-то? А сейчас поставьте себя на место обиженного и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
(Высказывания детей)
- Есть одно очень важное правило: "Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, относились к нам с пониманием и уважением. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать добро. Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: "Спешите делать добро". Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают и только у такого есть верные и надежные друзья.
- Ребята, в нашей группе расцвел цветик-семицватик. Но злая волшебница Бастинда опять напустила сильный ураганный ветер и листочки облетели. Она сказала, что лепесточки могут прикрепить на место только добрые дети, и для каждого лепесточка придумала испытание. Ну что, справимся с заданием? Тогда за дело.
Первое задание "Доскажи словечко".
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день)
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите ... (простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду ... (помоги ему)
- Решай споры словами, а не ... (кулаками)
- Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
Первый лепесток прикрепили на место.
Второе задание "Пройти препятствие".
Дети проходят определенный маршрут препятствий, при этом они должны держаться за руки. Это необходимое условие.
- Молодцы. И с этим заданием справились. Вы доказали, что вы очень дружные ребята и получаете второй лепесток.
Третье задание "Назови ласково".
Дети становятся в круг и называют соседа справа по имени ласково.
Получают третий лепесток.
Четвертое задание "Пословицы и поговорки о добре и зле".
- Твори добро и тебе добро будет.
- Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
- Добро сеять, добро и пожинать.
- Учись доброму, худое на ум не пойдет.
- Доброта без разума пуста.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Добрый человек добру и учит.
- Добра желаешь - добро и делай.
Дети получают четвертый лепесток.
Пятое задание "Сказки о добре и зле".
- Ребята, а в каких сказках добро побеждает зло?
(Ответы детей)
- Чему учат нас русские народные сказки?
(Ответы детей)
- Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
- Пусть намеков в сказке много, не судите ее строго.
- Сказка учит всех людей быть мудрее и добрей.
- Сказка - не обман, а тайна, не напутайте случайно.
- Сказка - кладезь, ясный свет, на любой вопрос ответ.
- Добрый молодец, давай, книгу сказок открывай!
- Ты получишь наслажденье за волшебным этим чтеньем.
Дети получают пятый лепесток.
Шестое задание "Подарок для Вити".
- Ребята, а какой подарок можно сделать своими руками для больного мальчика Вить из сказки "Цветик-семицветик".
- Давайте сделаем воздушнее шары для мальчика и загадаем все вместе для него желание.
Дети вырезают воздушные шары и с пожеланием крепят рисунки на фланелеграфе.
Получают шестой лепесток.
- Дети, нам осталось прикрепить последний лепесток.
Седьмое задание песня "Дорога добра" сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова. дети исполняют под фонограмму.
Дорога добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(2р.)Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет не как сестра
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
(2р.)Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(2р.)
Подведение итогов.