Формирование культуры поведения у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо нельзя
без первых уроков научиться последней.
Сенека.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирование культуры поведения.

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида. Главное другое - как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры - мимика, жесты, движение, осанка. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие: жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. Поэтому, вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Формирование у детей навыков поведения, воспитание сознательного, активного отношения к порученному делу, чувства товарищества, нужно начинать с дошкольного возраста. Детский сад для этого - идеальная среда. В процессе повседневного общения со сверстниками и взрослыми дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Ежедневно в детском саду дети здороваются и прощаются, аккуратно под грамотным руководством педагога убирают после игры игрушки, осваивают культурно-гигиенические навыки. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, которая выражается в добре, справедливости, человечности. Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Очень важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к людям с добром. Как этого добиться? В этом, безусловно, помогут специально организованные виды деятельности по формированию культуры поведения у дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении "Оленёнок" г. Мичуринска-наукограда разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у старших дошкольников для детей старшего возраста. Курс методических рекомендаций получил творческое название "Уроки профессора Этикета", одобрен и рекомендован к внедрению в муниципальных дошкольных учреждениях Экспертным Советом управления народного образования г. Мичуринска-наукограда в 2011 году.

Конспект одного из игровых занятий курса "Уроки профессора Этикета" разработан с учетом интеграции образовательных областей: художественная литература, коммуникация, социализация, физическая культура, познание, художественное творчество и направлен на воспитание у детей доброжелательности, умения дружно играть в коллективе.

Дорога добра

Цель:

  • Учить быть сдержанными и доброжелательными;
  • Воспитывать дружеские отношения в коллективе;
  • Продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками о добре и зле.

Предварительная работа:

  • Чтение произведение В.Катаева "Цветик-семицветик

Оснащение:

  • цветок цветик-семицветик с отрывными лепестками,
  • запись песни Ю.Энтина "Дорога добра",
  • цветная бумага, ножницы, клей.

Совместная деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Возьмитесь крепко за руки, посмотрите в глаза соседу и улыбнитесь.

- Какие чувства испытывал каждый из вас, когда улыбался другу?

- Я знаю, что вы очень добрые дети. Давайте поделимся добром с другими. Приложите свои ладошки к сердцу, наполните их своим добром, закройте ладошки и теперь осторожно, чтобы не уронить и не разбить, передайте соседу. Приложите ладони к своему сердцу, пусть добрые чувства, переданные товарищем, поселятся и в вашем сердце.

- Что вы чувствовали, когда получили подарок от соседа?

- Наша сегодняшняя встреча посвящена добру, доброте, добрым словам и добрым поступкам.

Доброта... Что означает это слово?

(высказывания детей)

Доброта - вещь удивительная.
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких, и чужих.
И радости, порой, не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И, все же, посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...

- Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Как можно сказать про человека, который делает добро? Он какой?

(Добродушный, доброжелательный, добродетельный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный)

- Ребята, вспомните ситуацию, когда вас, вашего друга или родственника кто-то обидел. Какие чувства вы испытывали в тот момент? Как вы считаете, справедливо с вами поступили?

(Высказывания детей)

- А сейчас, расскажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы сами обидели кого-то? А сейчас поставьте себя на место обиженного и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

(Высказывания детей)

- Есть одно очень важное правило: "Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". Ребята, пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый из нас, живущих на земле, хочет, чтобы окружающие люди любили нас, относились к нам с пониманием и уважением. Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать добро. Один известный человек (Ф.П.Гааз) очень давно сказал такие слова: "Спешите делать добро". Пусть эти слова станут правилом, девизом вашей жизни. Только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают и только у такого есть верные и надежные друзья.

- Ребята, в нашей группе расцвел цветик-семицватик. Но злая волшебница Бастинда опять напустила сильный ураганный ветер и листочки облетели. Она сказала, что лепесточки могут прикрепить на место только добрые дети, и для каждого лепесточка придумала испытание. Ну что, справимся с заданием? Тогда за дело.

Первое задание "Доскажи словечко".

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите ... (простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду ... (помоги ему)
  • Решай споры словами, а не ... (кулаками)

- Молодцы, ребята, справились с первым заданием.

Первый лепесток прикрепили на место.

Второе задание "Пройти препятствие".

Дети проходят определенный маршрут препятствий, при этом они должны держаться за руки. Это необходимое условие.

- Молодцы. И с этим заданием справились. Вы доказали, что вы очень дружные ребята и получаете второй лепесток.

Третье задание "Назови ласково".

Дети становятся в круг и называют соседа справа по имени ласково.

Получают третий лепесток.

Четвертое задание "Пословицы и поговорки о добре и зле".

  • Твори добро и тебе добро будет.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Добро сеять, добро и пожинать.
  • Учись доброму, худое на ум не пойдет.
  • Доброта без разума пуста.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Добрый человек добру и учит.
  • Добра желаешь - добро и делай.

Дети получают четвертый лепесток.

Пятое задание "Сказки о добре и зле".

- Ребята, а в каких сказках добро побеждает зло?

(Ответы детей)

- Чему учат нас русские народные сказки?

(Ответы детей)

  • Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.
  • Пусть намеков в сказке много, не судите ее строго.
  • Сказка учит всех людей быть мудрее и добрей.
  • Сказка - не обман, а тайна, не напутайте случайно.
  • Сказка - кладезь, ясный свет, на любой вопрос ответ.
  • Добрый молодец, давай, книгу сказок открывай!
  • Ты получишь наслажденье за волшебным этим чтеньем.

Дети получают пятый лепесток.

Шестое задание "Подарок для Вити".

- Ребята, а какой подарок можно сделать своими руками для больного мальчика Вить из сказки "Цветик-семицветик".

- Давайте сделаем воздушнее шары для мальчика и загадаем все вместе для него желание.

Дети вырезают воздушные шары и с пожеланием крепят рисунки на фланелеграфе.

Получают шестой лепесток.

- Дети, нам осталось прикрепить последний лепесток.

Седьмое задание песня "Дорога добра" сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова. дети исполняют под фонограмму.

Дорога добра.
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(2р.)

Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет не как сестра
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
(2р.)

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(2р.)

Подведение итогов.