Тип урока: объяснение нового материала на ознакомительном уровне
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о причинах возникновения войн на земле; создать представления о героизме, смелости, подвиге;
- продолжить работу по формированию понятий «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу», «духовный подвиг», «ратный подвиг» на основе традиционных для России православных культурных ценностей;
- познакомить с отношением православной церкви к войне; совершенствовать умение работать в группах;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают.
- воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну.
Учебное пособие: Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
Задействованные педагогические технологии:
- традиционная,
- компьютерная технология,
- технология межпредметных связей,
- проблемные технологии
Межпредметные связи: история, литература, ИЗО
Форма организации деятельности:
- фронтальная,
- групповая
- индивидуальная
Методы
- словесные,
- наглядные,
- практические
Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь
- объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества
- называть имена воинов, защитников Отечества
- иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация опорных знаний учащихся. Подготовка к активному усвоению новых знаний.
- Ознакомление с новым материалом (восприятие, осмысление, закрепление)
- Обобщение и систематизация изучаемого материала
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация, (Приложение 1)
- презентации детей (мини-проект)
- учебное пособие «Православная культура» 5 год часть 2
- рабочий лист (Приложение 2)
- карточки с пословицами
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
- Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?
- Что являлось причиной ваших ссор?
- Что вы чувствовали?
- А чем заканчивались ваши ссоры?
- Что произойдет, если поссорятся между собой страны? (происходят войны)-Что означает слово “война”? (Война – это вооружённая борьба; Война – это гибель миллионов невинных людей.)
- Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
3. Усвоение новых знаний
Работа в парах: “Почему люди воюют?”. (Обсуждение)
- Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите причины войн.
Учащиеся высказывают предположения.
желание присвоить |
|
чужие богатства |
|
|
|
желание иметь |
|
власть над людьми |
|
- Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, Земля устала от нашей жестокости, ненависти! Когда же на Земле закончатся войны.
- Как должен вести себя православный человек, если начнется война?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О защитниках Отечества) (Приложение 1, слайд №1-2)
Запишем тему урока на рабочих листах. (Приложение 2)
-Кто такие защитники (заступники) Отечества? Что они защищают?
-Что такое Отечество? (родина)
-Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. (слайд №3)
- А что на войне самое страшное?
- Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? (заповедь - не убий). (Приложение 1, слайд №4)
- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».
Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.
Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным. (Приложение 1, слайд №5)
В 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию. Посмотрите на карте, где находится Франция, а где – Россия, и вы поймете, что его вторжение не было случайной ссорой из числа тех, что нередко случаются между соседями. Он шел через всю Европу, чтобы войти в Москву.
Народы России – русские, украинцы, калмыки, татары и другие, восприняли эту войну как Отечественную и встали на защиту.
С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.
Напротив, нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник - не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «вы должны преследовать других во имя Мое».
Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
- Какими качествами должен обладать защитник? (Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает, Святой.)
- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.
- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Во время Великой Отечественной войны погибло более 20 млн.)
- Среди православных святых было много воинов.
- Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.
(Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.)
- Давайте поговорим об этом подробнее
Работа с учебником
Откройте учебники на стр.52
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Георгий Победоносец (Приложение 1, слайд №6-9)
В первые века нашей эры православные христиане подвергались нападениям со стороны противников Христианской Веры. В Риме жил юный воин Георгий. Он верил в Иисуса Христа. Противники Христианской веры хотели чтобы, Георгий отрёкся от Христа, пытали его.
Измученный воин обратился с молитвой к Богу. Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: « не бойся, Георгий, я с тобой!» Появилось сияние, и с небес спустился Ангел в образе прекрасного юноши. Он протянул руку Георгию и сказал: « Радуйся». Когда Ангел исчез, Георгий встал, и его раны исчезли. При виде такого чуда, все вокруг пришли в ужас. Много мучений претерпел Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил противников и они убили Георгия.
Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.
Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.
Мини- проект о Илье Муромце (презентация учащихся)
Александр Невский (Приложение 1, слайд №10-14)
(рассказ учителя, просмотр отрывка из худ. фильма «Александр Невский». Приложение 3)
- Какие самые главные слова произнёс Александр Невский навсегда вошедшие в историю нашей страны?)
Дмитрий Донской (Приложение 1, слайд №15-18) (сообщения детей)
- Почему эти люди стали святыми? ( Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество).
- Кто такие святые? (признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере).
- Вспомните, с чего начинались сражения Александра Невского, Дмитрия Донского? (с обращения к Богу).
-Что делали полководцы после окончания сражения? (Благодарили Бога за помощь).
В самые трудные времена Бог посылает в помощь людям героев
Задание №2 в рабочих листах.
Найдите толкование к каждому слову.
Смелость |
|
Героизм |
|
Подвиг |
|
Беседа по итогам работы в парах
Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за орудие. Но при этом не становится машиной для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.
- Какие поступки недопустимы даже на войне?
(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )
-Какая разница между личными врагами и врагами Отечества? (Приложение 1, слайд №19-20)
Работа с учебником (стр. 59)
Прочитать текст (Христианин должен терпеть обиды, принесенные ему лично, но друзей своих, братьев, Отечество, должен защищать, жертвуя жизнью)
Задание №3
Подчеркни слова, которые определяют характер защитника Отечества, воина: смелый, трусливый, храбрый, мужественный, предатель, робкий, верный.
4. Обобщение и систематизация изучаемого материала
- Сегодня на уроке вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.
- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?
- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)
(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).
- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)
- Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?
- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.
Работа с пословицами.
-Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания, объясните смысл пословиц. (по рядам, по 5 пословиц)
Жизнь дана… (на добрые дела)
Добро творить -… (себя веселить)
Доброе дело … (без награды не останется)
Добра желаешь, … (добро и делай)
Доброго человека … (в красный угол сажают)
Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)
Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)
Умелый воин не … (дрогнет в бою)
За край родной иди … (бесстрашно в бой)
Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)
-Как приведённые пословицы соотносятся с темой нашего урока, с поступками наших предков?
Задание №4 и №5 на листах
Выполнить и проверить работу, обменявшись листами. (Приложение 1, слайд №21)
5. Итог урока
-Как православная церковь относится к воинам? Почему?
-Назовите воинов-героев, ставшими святыми.
Обсуждение пословицы «Худой мир лучше доброй ссоры» (Приложение 1, слайд №22)
6. Домашнее задание.
Тема 5 (прочитать)
-Сегодня мы говорили о людях, которые отдали жизни за свое Отечество. Скоро наша страна будет отмечать праздник День Победы. Предлагаю вам составить устное письмо солдатам, в котором расскажем им о том, что узнали сегодня на уроке .
-Здравствуйте, ...
-сегодня на уроке мы говорили о ...
-теперь мы знаем...