Цель:
- приобщение младших школьников к ценностям художественной литературы;
- расширять знания о творчестве А.С. Пушкина;
- расширение словарного запаса детей;
- совершенствование выразительности чтения и умения слушать;
- развитие внимания, памяти, воображения, смекалки и находчивости;
- развитие артистических способностей детей;
- воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревнованиях, чувство коллективизма в работе;
Материалы и оборудование:
- Портрет А.С. Пушкина;
- Рисунки детей на доске по мотивам сказок А.С.Пушкина;
- Карточки с разрезанными отрывками из сказок для конкурса "Восстанови сказку" (для каждой команды);
- По две распечатанных чудо-сказки для конкурса капитанов "Сказочные заморочки";
- Слова для конкурса "Изобрази сказочного героя";
- Карточки с текстом сказочных объявлений;
Ход занятия
Выбираются две команды по 5-6 человек из 3го и 4го классов. Выбираем жюри.
Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они? ДЛЯ ВАС!
Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушкина.
Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
1 КОНКУРС
Нешуточные вопросы по биографии А.С. Пушкина
Какая команда быстрее поднимет руку, та и отвечает. Если ответ неверный, то ответ даёт другая команда (за каждый правильный ответ даётся 10 баллов)
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
- В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)
- Какого числа мы отмечаем день рождения поэта? (6 июня)
- В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
- В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
- К кому обращался Пушкин с такими словами: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя" ? (к няне Арине Родионовне)
- О каком городе Пушкин писал: "Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит".
(О Петербурге)
2 КОНКУРС
"Разминка"
Выполняют на листочках всей командой (за каждого правильно названного героя даётся 1 балл)
- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях";
"Сказка о царе Салтане:";
3 КОНКУРС
"Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина"
(по 5 баллов за ответ)
1) Каким фруктом отравилась царевна?(Яблоком)
2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)
3) В какой сказке Пушкина "в синем небе звезды блещут?" ("Сказка о царе Салтане")
4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? ("Ты не коршуна убил, Чародея погубил")
5) В кого превращала царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)
6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане")
7) Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).
8) Сколько просьб старика и какие выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)
9) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)
10) Что качалось в пещере на чугунных столбах? ( гроб)
11) С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
12) Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
13) Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
14) Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
15) Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
16) Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
17) С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
18) Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
19) Какую песенку пела белка, когда грызла орехи? "Во саду ли, во огороде"?
4 КОНКУРС
Изобразить сказочных героев
(каждый участник команды изображает сказочного героя, используя только жесты)
золотая рыбка, комар, лебедь, корабельщики, Балда, поп, спящая царевна, белка, повариха, ткачиха, старик, старуха, 7 богатырей, зеркальце, золотой петушок;
5 КОНКУРС
"Сказочные объявления"
Объявление:
Один дядька и тридцать три румяных бравых парня предлагают услуги по охране границ.
Наш адрес: " _________________".
Объявление
Сдаю комнату за 3 тысячи рублей. В комнате есть:
лавки, крытые ковром; дубовый стол под святыми
образами; печь с изразцовой лежанкой.
Адрес: "_________________".
Объявление:
Продаётся рыжий зверёк. Любит петь песни и грызть орехи.
Адрес: "__________________".
Объявление:
Квалифицированный мастер ищет работу. Могу быть нянькой, поваром, конюхом, плотником. Зарплата по договорённости.
Обращаться по адресу: "_______________".
6 КОНКУРС
конкурс капитанов "Сказочные заморочки"
один читатель прочитал за весь день все сказки А.С. Пушкина, а потом при их пересказе он перепутал все. Помогите ему исправить ошибки в тексте.
(Каждый капитан получает текст чудо - сказки, исправляет в нем ошибки, а потом зачитывает и поясняет в тексте ошибки)
1 команда
СКАЗКА ПРО СТАРИКА И ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА
На берегу синего моря жил старик со старухой 35 лет. Старик ловил сетями рыб, а старуха солила ее и продавала на рынке. В свободное время старуха вязала носки. Пришел старик к морю. Раз закинул старик сеть - вышли 33 богатыря и дядька Черномор. Старик извинился, что их побеспокоил. Закинул старик сеть во второй раз. Вышел бес и сказал: "Зачем ты к нам залез?" Старик опять извинился. Закинул сеть в третий раз. Поймал золотую рыбку. Золотая рыбка подарила старухе говорящее зеркало, а старику золотого петушка в мешке и отправила к царю Дадону. Вот старик стал перед Дадоном. Вынул из мешка золотого петушка и говорит: "Посади ты эту птицу на спицу, и она будет охранять границу твоего государства. Если будет все мирно, то он сидеть будет смирно, а если ждать тебе войны или набега - петушок даст знак". "Чем мне тебя отблагодарить?" - спрашивает царь Дадон. Старик с поклоном отвечает: "Подари мне чудо-белку, чтобы песни пела и орешки грызла". Согласился царь Дадон и отправил своего сына Елисея к царевне Лебеди. Елисей спрашивает у солнца, у месяца, у ветра, где живет царевна, пока не встретил чернавку, а она сказала, что царевна живет у семи богатырей. Приехал Елисей к царевне, дал ей яблоко. Царевна дала Елисею чудо-белку. Обрадовался Елисей, кончились его скитания. Так и расплатился царь Дадон за золотого петушка.
2 команда
СКАЗКА ПРО ЦАРЕВНУ-ВОЛШЕБНИЦУ И ЦАРЯ САЛТАНА
В этой сказке волшебница превращалась в комара, шмеля, паука и царевну Лебедь, а на посылках у нее служили 33 богатыря и дядька Черномор. Бывало, кликнет их золотая рыбка, подруга царевны-волшебницы, богатыри с дядькой и явятся к царевне, обойдут остров Буян дозором и уходят к себе в море, потому что им был сладок воздух земли. На острове Буяне жил славный, могучий богатырь князь Гвидон, который не верил в чудеса царевны. Вот царевна и являла ему то поющую белку под елкой, то посылала 33 богатырей - тем самым доказывала , что она волшебница.
Между островом Буяном и царством славного Салтана ходил корабль, он возил товары и вести для Салтана. Бывало, царь посадит в палатах корабельщиков и спрашивает: "Ой, вы гости-господа, сколько дней длился ваш путь и какие за морем чудеса?" А корабельщики отвечают: "За морем хорошо. Чудес видимо-невидимо. Стоит остров в море. На этом острове живут старик со старухой 40 лет. Старик рыбачил и поймал золотую рыбку. Рыбка, чтобы откупиться, построила для старика и старухи дворец, дала новое корыто. Старуха уже не прядет свою пряжу, а спрашивает у зеркала: "Кто на свете всех милее?", а зеркало отвечает: "Ты прекрасна, спору нет". У дворца стоит ель, а под ней при всех белочка грызет орех, изумруды вынимает и песни распевает".
(пока капитаны выполняют задание, участники должны собрать отрывки из сказок)
1 команде:
Ты прекрасна, / спору нет, / Но / царевна всё ж / милее, / Всё ж / румяней / и белее. / Живёт Балда в / поповом доме, / Спит себе / на соломе, / Ест за / четверых, / Работает за / семерых.
2 команде:
Глядь: опять / перед ним / землянка; / На пороге / сидит / его старуха, / А перед нею / разбитое / корыто. / Буду служить / тебе славно, / Усердно и / очень исправно, / В год за три / щелка тебе / по лбу, / Есть же / мне давай / варёную полбу.
7 конкурс
Конкурс чтецов
Каждый участник команды рассказывает отрывок. (по 5 баллов)
Рассказать наизусть отрывок из сказок А.С. Пушкина.
Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назовем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.
Подведение итогов КВН и награждение победителей.