Деловая игра "Из чего складывается трудолюбие?"

Разделы: Администрирование школы


Труд - важнейшее средство воспитания,
начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.
К. Д. Ушинский.

Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.

Трудолюбие – это базовое качество личности, которое проявляется в различных аспектах развития ребенка: познавательном, культурообразующем, мотивационно-потребностном, ценностном, адаптивном и органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным и является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.

Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?

Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием “Трудолюбие”.

  1. Педагогов разбивают на 3 команды. Каждой команде предлагают полный набор карточек (Условия, виды детского труда, ЗУН, которые включает в себя трудолюбие). Перед командами стоит магнитная доска с нарисованным домом. 1 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают условия воспитания трудолюбия (приложение 1) и прикрепляют их на фундамент дома.
  2. 2 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают виды труда (приложение 2) и прикрепляют их на стены дома.
  3. 3 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают знания, умения и навыки (приложение 3) и “строят” крышу дома.

После того, как дом готов проходит обсуждение. Участники все вместе составляют правила трудолюбия (приложение 4), систематическое выполнение которых позволит решить задачу по воспитанию положительного отношения к труду.

Приложение 1

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

- учет возрастных особенностей;

- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

- личный пример трудолюбия взрослого;

- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

- уважение личности ребенка;

- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

- требование от ребенка качества труда;

- единство действий воспитателей и родителей;

- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;

- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;

- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;

- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

- общественное признание, одобрение взрослых;

- обеспечение условий для физического воспитания;

- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;

- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

- предварительное планирование труда;

Приложение 2

Виды детского труда

Самообслуживание

-умывание;

- раздевание;

- одевание;

- уборка постели;

- подготовка рабочего места;

- забота о чистоте тела;

- забота о порядке в костюме;

- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

- соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно – бытовой труд

-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;

Труд в природе

-уход за растениями и животными;

- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

Ручной труд

-изготовление предметов из различных материалов;

-изготовление игрушек;

Приложение 3

Трудолюбие – это:

- качество, которое отражает развитие личности в целом;

- готовность доводить начатое дело до конца;

- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;

- аккуратность;

- старательность;

- бережное отношение к средствам и продуктам труда;

- стремление оказывать посильную помощь взрослым;

- заинтересованность в результатах труда;

- представления о необходимости труда в жизни;

-привычка к трудовому усилию;

- осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;

- осознание нравственной пользы труда;

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

- адекватная оценка результатов деятельности;

-потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

- понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;

- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

- достаточно сильная воля личности;

Приложение 4

Правила трудолюбия

1. Уважать личность ребенка.

2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.

3. Бережно относиться к интересам дошкольника.

4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.

5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.

6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.

7. Возбуждать у ребенка интереса к семейному хозяйству.

8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.

9. Создавать трудовую атмосферу в семье и детском саду.

10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.

11. Стимулировать ребенка на выполнение трудовых действий.

12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.

13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.

14. Предварительно планировать труд.

15. Обеспечивать нравственно ценную мотивацию деятельности в процессе труда.

16. Требовать от ребенка качества труда.

17. Использовать этнические и семейные традиции воспитания трудолюбия.

18. Создавать условия для удовлетворения потребности самого ребенка или окружающих его людей результатами его труда.

19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.

20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.