Труд - важнейшее средство воспитания,
начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка,
складываются коллективные
взаимоотношения.
К. Д. Ушинский.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие.
Трудолюбие – это базовое качество личности, которое проявляется в различных аспектах развития ребенка: познавательном, культурообразующем, мотивационно-потребностном, ценностном, адаптивном и органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности.
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным и является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.
Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?
Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием “Трудолюбие”.
- Педагогов разбивают на 3 команды. Каждой команде предлагают полный набор карточек (Условия, виды детского труда, ЗУН, которые включает в себя трудолюбие). Перед командами стоит магнитная доска с нарисованным домом. 1 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают условия воспитания трудолюбия (приложение 1) и прикрепляют их на фундамент дома.
- 2 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают виды труда (приложение 2) и прикрепляют их на стены дома.
- 3 команда выбирает из набора только те карточки, которые означают знания, умения и навыки (приложение 3) и “строят” крышу дома.
После того, как дом готов проходит обсуждение. Участники все вместе составляют правила трудолюбия (приложение 4), систематическое выполнение которых позволит решить задачу по воспитанию положительного отношения к труду.
Приложение 1
Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
- учет возрастных особенностей;
- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;
- личный пример трудолюбия взрослого;
- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;
- уважение личности ребенка;
- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;
- требование от ребенка качества труда;
- единство действий воспитателей и родителей;
- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;
- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;
- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;
- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;
- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;
- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;
- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;
- общественное признание, одобрение взрослых;
- обеспечение условий для физического воспитания;
- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;
- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;
- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;
- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;
- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;
- предварительное планирование труда;
Приложение 2
Виды детского труда
Самообслуживание
-умывание;
- раздевание;
- одевание;
- уборка постели;
- подготовка рабочего места;
- забота о чистоте тела;
- забота о порядке в костюме;
- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;
- соблюдение гигиенических правил;
Хозяйственно – бытовой труд
-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
- помогать взрослым при организации режимных процессов;
- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;
- устранять непорядок по собственной инициативе;
- отвечать за порядок на полке;
содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
- мыть некоторые игрушки;
- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;
- накрывать на стол, убирать посуду после еды;
-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
- помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;
Труд в природе
-уход за растениями и животными;
- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;
Ручной труд
-изготовление предметов из различных материалов;
-изготовление игрушек;
Приложение 3
Трудолюбие – это:
- качество, которое отражает развитие личности в целом;
- готовность доводить начатое дело до конца;
- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;
- аккуратность;
- старательность;
- бережное отношение к средствам и продуктам труда;
- стремление оказывать посильную помощь взрослым;
- заинтересованность в результатах труда;
- представления о необходимости труда в жизни;
-привычка к трудовому усилию;
- осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;
- осознание нравственной пользы труда;
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- адекватная оценка результатов деятельности;
-потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
- понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- достаточно сильная воля личности;
Приложение 4
Правила трудолюбия
1. Уважать личность ребенка.
2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.
3. Бережно относиться к интересам дошкольника.
4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
7. Возбуждать у ребенка интереса к семейному хозяйству.
8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
9. Создавать трудовую атмосферу в семье и детском саду.
10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
11. Стимулировать ребенка на выполнение трудовых действий.
12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
14. Предварительно планировать труд.
15. Обеспечивать нравственно ценную мотивацию деятельности в процессе труда.
16. Требовать от ребенка качества труда.
17. Использовать этнические и семейные традиции воспитания трудолюбия.
18. Создавать условия для удовлетворения потребности самого ребенка или окружающих его людей результатами его труда.
19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.