Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую и народную, серьёзную и развлекательную.
Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, особенно детям. Поэтому с раннего возраста именно в семье необходимо уделять особое внимание музыкальному развитию ребёнка. По выражению Б.Л. Яворского, необходимо в своей педагогической деятельности “не учить, а научить мыслить”.
Чтобы вызвать всестороннюю творческую активность ребёнка, необходимо объединить различные пути музыкально-художественного воздействия.
На начальном этапе детское творчество выступает в самых различных проявлениях, порой, на первый взгляд, совершенно не связанных между собой. Необходимо упорядочить, углубить. Осознать эти впечатления и выстроить их в единую цепь, стремясь к более высокому виду ассоциаций. Накопление и развитие различных связей происходит в определённой последовательности, в процессе постоянной музыкальной деятельности детей, куда входит не только движение, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, но и рисование, рассказ и т.д. Музыкальные образы рождают литературные, изобразительные ассоциации, и наоборот. Начальный этап музыкального развития – накопление впечатлений – осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, в общении с природой, при посещении выставок, музеев и т.д. Так же надо поощрять стремление ребёнка передать своё понимание художественного образа доступными ему средствами выражения, например, в рисунке, отражающем общий характер музыкального произведения. Таким образом, образное видение детьми музыки будет постепенно всё более совершенствоваться, что обязательно найдёт своё отражение в их рисунках, рассказах и прочем. Поэтому необходимо привлекать различные виды искусства для формирования разносторонне развитой личности. Именно через взаимодействие различных видов ощущений, таких как видение, слышание, осязание (сенсорных) и моторно-двигательных (кинетических) совершается психологическая связь между слушателем и исполняемым произведением.
Стоит ли доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем её неисчерпаемым богатством, возникает под непосредственным влиянием семьи, её быта и прежде всего –
под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают диски с хорошими записями не только популярной, но и оперной, симфонической и камерной музыки! Известный скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: “Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни.”
Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей. Конечно, не все дети, любящие музыку, станут вундеркиндами. Родители и не должны преследовать эту цель. Если у вас ребёнок интересуется музыкой, его дальнейший интерес можно стимулировать несложными способами. Прививать любовь к музыке не так трудно, как кажется. Вот несколько полезных советов, чтобы начать действовать:
- Пойте своему ребёнку, даже если вы не можете воспроизвести мелодию, ваш ребёнок всё равно будет думать, что у вас чудесный голос. Есть данные, что даже плод откликается на музыку, находясь в утробе матери. Верители вы в научные исследования или нет, вреда от вашего пения ребёнку не будет.
- Танцуйте со своим ребёнком. Таким образом вы продемонстрируете радость от общения с музыкой и создадите приятные воспоминания от общения с вами.
- Учите с ребёнком песни-картинки. Дети любят песни такого плана. Играйте с ребёнком, изображая по ролям слова песни.
Можете создавать собственные песни-картинки. Песни такого рода – наилучший способ обучить детей ритму, да и другим музыкальным понятиям.
4. Поделитесь с ребёнком своими любимыми песнями. Если в семье любят петь, и в доме часто звучит музыка, то, как результат – уже с юных лет ребёнок открывает для себя разнообразие музыки, а также различных исполнителей.
Знакомя ребёнка со своими любимыми песнями, вы поможете ему понять, что существует разная музыка, которую он сможет оценить.
- Покупайте или одалживайте на время у кого-то
книги, видео, СД, которые так или иначе связаны с
миром музыки. Выбирайте диски, на которых
представлены великие композиторы, такие, как
Моцарт, Бетховен, Чайковский, Прокофьев, а также
известные детские песни. Сейчас выпускаются
специальные серии “ Классическая музыка детям”,
“Потанцуем, малыш”, “Энциклопедия юного
музыканта”, где учтены особенности восприятия
музыки детьми разного возраста. Это
замечательный способ обучения. Он учит
осознавать важность музыки в мире.
6. Берите ребёнка на концерты, если они соот ветствуют уровню его развития. Я брала своего сына на концерты, когда ему было около пяти лет. Я была обрадована, наблюдая, как он смотрит на артистов, которые находятся на сцене, смотрит с восторгом широко раскрытыми глазами.
Концерты – важная ступень, дающая возможность познакомить вашего ребёнка с исполнителями музыки и с музыкальными инструментами.
- Можно подобрать и музыкальные театральные постановки для детей. Если вы живёте в крупном городе, где есть детский театр, в котором идут музыкальные спектакли, можно подобрать подходящий репертуар для вашего ребёнка.
Например, в Москве это Детский Музыкальный театр имени Натальи Сац. Но перед спектаклем необходимо настроить ребёнка на восприятие действия, в некоторых случаях рассказать краткое содержание того, что он увидит на сцене.
8. Если ваш ребёнок заинтересуется игрой на
инструменте, поддержите его в музыкальных
занятиях. Но вы должны быть абсолютно уверены,
что нашли учителя, который хорошо контактирует с
ребёнком и который имеет спецподготовку, чтобы
обучать детей.
- Если вы не хотите начинать раннее профессиональное обучение ребёнка игре на каком-либо классическом инструменте, вы можете сделать собственные музыкальные инструменты из материалов, имеющихся под рукой. Малыши – очень любопытные и любознательные ученики. Очень часто родители используют шуточные, весёлые и творческие способы обучения музыке маленьких детей. Например, можно научить ритму, используя повседневные предметы, находящиеся в доме. Маленькие горшки, банки, кружки, сковородки, крышки, кастрюли, ковшики, половники, деревянные ложки, стеклянные бутылки, наполненные различными жидкостями, пластиковые бутылки, наполненные горохом или пульками, карандаши, ручки, линейки и т.д. – всё это можно использовать для создания различных звуков.
- Важнейшим звеном в воспитании музыкального
слуха ребёнка является народная песня. Простые
для восприятия и исполнения, они помогают
ребёнку почувствовать себя настоящим
исполнителем. Знакомьте ребёнка с народными
обычаями, праздниками.
- Позволяйте детям слушать музыку разных эпох, разных культур, называйте инструменты, звучащие в записи. По возможности показывайте картинки, где изображены данные инструменты. Позже попросите их узнать хотя бы один из инструментов, которые они слушали.
Ранние занятия музыкой, как показали научные исследования, напрямую связаны с развитием способностей ребёнка, его обучаемости, а также с его физическим развитием.
По сравнению с долгой историей исследования роли языка, научное понимание музыки – нечто новое. Осваивая музыку, ребёнок становится умнее, спокойнее. Разучивая песню, осваивая музыкальный инструмент, танцуя, ребёнок приобретает опыт, когда тело и разум сливаются воедино благодаря музыке. Сенсорная (чувствительная) целостность – решающий фактор в определении
готовности детей к обучению в школе таким предметам, как чтение, письмо и математика. Музыка помогает понять
пространственно-временные связи, т.е. способствует помочь ребёнку представлять себе пространственные модели и учит рассуждать, логически мыслить. Занятия музыкой также развивают память, эмоциональное восприятие мира. Не каждый ребёнок может вырасти в крупного мастера, но каждый ребёнок должен иметь возможность прикоснуться к классической музыке. Наблюдая за своим
ребёнком вы увидите, какие произведения находят наибольший отклик в его душе.
Поощряйте своего ребёнка, чтобы он слушал музыку, изучал её на протяжении своих детских лет. Делайте это по-разному, но радостно и весело.
Использованная литература
Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1,М., 1972
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
Коненков С.Т. Беседы об искусстве. М., 1954
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.,1977
Мурадели В.И. Заметки композитора. И., 1966
Интернет-ресурсы