Урок по теме "Создание и использование формы для просмотра и редактирования записей"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Образовательные: познакомиться с объектом базы данных форма, а так же со способами создания формы; научится создавать форму с помощью мастера и просматривать ее.
  • Развивающие: развитие умения и навыков работы с СУБД Access, способности анализировать и проектировать.
  • Воспитательные: воспитание интереса в процессе работы в СУБД Access, трудолюбия и навыка самостоятельности при выполнении практической работы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебники, дидактический материал (схемы), карты-информаторы, разноуровневые задания.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.(2 мин)
  2. Актуализация знаний учащихся. (Фронтальный опрос). (5 мин)
  3. Изучение нового материала.(8 мин)
  4. Подведение итогов теоретического материала. (Выставление оценок за устные ответы) (3 мин)
  5. Закрепление. (Практическая работа)(20 мин)
  6. Итоги урока. (2 мин)
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.
  2. Учитель: Здравствуйте учащиеся, здравствуйте гости, рада всех вас видеть на моем уроке.

    Мы продолжаем изучение III зачетного раздела “Технология хранения, поиска и сортировки информации”. Сегодня 4 консультация и акцентирую ваше внимание (особенно внимание тех учащихся которые по разным причинам отсутствовали) на то, что на данный момент мы уже рассмотрели пункты учебника с 11.1 по 11.3.2, у вас должны быть записаны конспекты этих пунктов, ответы на вопросы к каждому пункту, записан алгоритм создания табличной БД, и выполнена практическая работа №1 “Создание структуры табличной БД”. Д/З на сегодняшний урок п. 11.3.3, составить и выучить конспект, воспроизвести алгоритм создания формы с помощью мастера. А сегодня мы рассмотрим один из объектов БД, существующие способы создания этого объекта, на конкретном примере рассмотреть один из этих способов и выполним практическую работу. А что это за объект вы узнаете, если разгадаете следующий ребус. (Приложение 1)

    РЕБУС.

    Ученик: форма.

    Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока: Использование формы для просмотра и редактирования записей. (Приложение 1)

  3. Актуализация знаний учащихся. (Фронтальный опрос). (Приложение 1)

Учитель: Уважаемые учащиеся, обращаюсь к тем, кто был на предыдущих консультациях, ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы (остальные могут воспользоваться картами-информаторами):

- что такое СУБД?

Ученик: это программа позволяющая создавать БД, а так же обеспечивающая обработку, сортировку и поиск данных.

Учитель: СУБД является приложением какой программы?

Ученик: Access.

Учитель: Какие вы знаете объекты БД?

Ученик: (перечисляют) таблицы, запросы, формы, отчеты, модули, макросы.

Учитель: C каким объектом БД вы уже работали?

Ученик: таблицы.

Учитель: Установите соответствие:

Объект таблицы:         Обозначения:

  1. СТРОКА        А) Поле
  2. СТОЛБЕЦ        Б) Запись

ОТВЕТ: 1)Б) 2) А)

Учитель: Определите количество полей в таблице БД “МАГАЗИН” и их тип:

Название

Директор

Адрес

Телефон

“Рога и копыта”

Функ П.П.

г. Уфа

345234

“Золото Якутии”

Иванов И.И.

г. Якутск

123456

ОТВЕТ: 4, текстовый, а телефон – числовой.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Что же такое форма? Вы узнаете об этом, если прочитаете п. 11.3.3 учебника на стр. 391-392 и письменно ответите на следующие вопросы (Приложение 1):

ПЛАН:

  1. Что такое формы и для чего они служат?
  2. Способы создания формы.

Ученик: ФОРМА – это отражение одной записи в удобном для пользователя виде. С помощью формы можно указать, какие поля БД включить в форму, как расположить поля в окне, а так же как можно сделать форму визуально привлекательной (Приложение 1).

  • Формы могут отображать только одну запись за один раз;
  • Формы можно разработать похожими на привычные бумажные бланки;
  • Формы позволяют изменить порядок соблюдения полей;
  • Формы предоставляют возможность вводить данные и удалять;
  • Формы могут содержать графики и диаграммы.

ФОРМЫ можно создавать двумя способами (Приложение 1):

  1. С помощью мастера (серия диалоговых панелей поможет создать форму)
  2. С помощью конструктора (позволяет создать форму с нуля)

Наиболее простым из перечисленных вами способов является способ создания формы с помощью МАСТЕРА, так как он ускоряет процесс создания формы и автоматически выполняет основную работу. Ну а КОНСТРУКТОР создает форму с нуля.

На столах у вас лежит подробный алгоритм создания формы с помощью мастера. Ознакомимся с ним. Для этого посмотрим на экран.

4. Закрепление. (Практическая работа)

Учащимся предлагается выполнить работу на компьютере “создать форму”. На компьютерных столах лежат карточки которые содержат задания разного уровня, выберите сами для себя тот уровень сложности, с которым вы справитесь. Три варианта сложности. Вариант 1 – на “3”, вариант 2 – на “4”, вариант 3 – на “5”, дополнительное задание оценивается отдельно.

Примеры вариантов

Вариант 1 (оценивается на “3”)

1 шаг: Создать структуру таблицы базы данных “Ученик” в режиме КОНСТРУКТОРА.

2 шаг: Записать следующие поля:

3 шаг: Присвоить имя таблицы “Ученик”.

4 шаг: Открыть созданную базу данных “Ученик” и внести в нее сведения о 3-4 учащихся.

5 шаг: Создать форму с помощью мастера:

  • выбрать все допустимые поля;
  • внешний вид в столбец;
  • стиль формы камень.

6 шаг: Присвоить имя форме “Ученик”.

7 шаг: Просмотреть содержимое формы.

Вариант 2 (оценивается на “4”)

1 шаг: Создать структуру базы данных “Вакансии”, содержащую следующие поля: профессия, стаж, заработная плата, предприятие, телефон. (Имя поля и его тип указать самостоятельно).

2 шаг: Создать форму с помощью мастера (стиль выбрать самостоятельно).

3 шаг: Ввести в режиме “ФОРМА” не менее 4-5 записей о вакансиях.

4 шаг: Перейти к первой записи.

Вариант 3 (оценивается на “5”)

1. Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля:

-25, Тюмень, северный, Ханты-Мансийск, снег, снег, восточный, -28, -33, Нижневартовск, северный, без осадков, без осадков, Салехард, -30, западный.

2. Создать “Форму” в режиме мастера и ввести записи пункта 1.

3. Перейти к 3-й записи в базе данных.

4. Результат показать учителю.

Дополнительное задание *

Дана сетевая структура базы данных “Педагогический коллектив”:

  1. Преобразовать данную структуру к табличному виду.
  2. Создать форму для этой базы данных.

Дополнительное задание *

Дана иерархическая структура базы данных “Таблица Менделеева”:

  1. Преобразовать данную структуру к табличному виду.
  2. Создать форму для этой базы данных.
  1. Итоги урока.
  2. Выставление оценок

  3. Домашнее задание
    1. Записать в тетрадь алгоритм создания формы с помощью мастера.
    2. Дополнительно на карточках. (Приложение 2)
    3. Задания для должников. (Приложение 3)
    4. Карта-информатор (Приложение 4)