Закрепление темы "Сложноподчиненные предложения"

Разделы: Русский язык


Цель урока: углубление представлений о структуре сложноподчиненных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формировать умения находить придаточные предложения в составе сложноподчинённого предложения;
  • формировать умение анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;
  • создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации учебного материала;
  • упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации пунктуационных правил;
  • систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку.

2. Развивающие:

  • развивать умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы);
  • стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
  • развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы;
  • развивать творческие, коммуникативные качества;
  • развивать личные качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки), формировать общекультурные навыки.

3. Воспитательные:

  • вызывать желание постоянно пополнять свои знания и поддерживать интерес к изучению русского языка;
  • воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры.

Средства, необходимые для проведения урока.

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • презентация учителя “Урок русского языка” (приложение1)
  • учебник: Тростенцова А.А. Русский язык 9 кл. М.: Просвещение, 2011
  • карточки со словами на стенах класса

Раздаточный материал:

  • распечатка частей текста
  • карточки с индивидуальными заданиями
  • карточки с текстами

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я рада видеть вас всех. Желаю вам получить только положительные оценки (слайд 1). Цитата (слайд 2): Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

-Когда будет от учения “радостно и победно”?

(Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.)

-Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

2. Определение темы и цели урока.

-Посмотрите на предложение. Дайте его характеристику. (Схема разбора СПП с одним придаточным на слайде 3)

(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Придаточное отвечает на вопрос что?, зависит от слова надо, присоединяется к главному союзом чтобы)

-Как вы считаете, какую тему мы сегодня будем повторять на уроке? (Сложноподчиненные предложения). Тема пройдена, но…Это предложение мы дополним вашими высказываниями в конце урока.

-Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы легко определяли виды придаточных предложений, научились различать и составлять СПП с разными придаточными, составлять схемы предложений совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело пользовались СПП различных видов в своей устной и письменной речи. Это поможет вам сделать вашу речь глубокой по содержанию и точной, образной, выразительной по форме.

И ещё я хочу обратить ваше внимание на тот дидактический материал, с которым вы будете работать на уроке. Он объединён темой “Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово Родина”. (Слайды 4-7, фотографии природы)

Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные берёзки. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это Россия. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия. Руки матери. Душистый хлеб за праздничным столом. И это тоже Россия.

Прислушайтесь к словам В. Распутина (слайд 8): “Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и красоте мы выносим из неё…”

Итак, начинаем нашу работу.

-Запишите в тетрадь число, вид работы и тему нашего урока.

3. Актуализация знаний.

Вначале выполним задание “Установи соответствия”. Вы будете работать в парах, соединяя стрелками части рассыпанного текста. (На партах распечатка частей текстов.)

Сложноподчинённые предложения - … главного и придаточного предложений.
Сложноподчинённые предложения состоят из… …это такие сложные предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: …интонации, союзов, союзных слов, указательных слов.
Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью… …стоять перед главным, после него или в середине главного.
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными: …смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,

средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

Группы сложноподчинённых предложений выделяются то следующим признакам: …определительными, изъяснительными, обстоятельственными.
Придаточные определительные… …относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения. Отвечают на падежные вопросы и присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли.
Придаточные изъяснительные… …содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или

другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.

Придаточные обстоятельственные… могут содержать два и более придаточных.
Многочленные сложноподчинённые предложения… …отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами.
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны два вида подчинительной связи:

При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению.

-однородным

- неоднородным

Соподчинение бывает: - соподчинение;

- последовательное подчинение.

- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы? (на слайде 9 появляется кластер по теме).

-Что включает в себя кластер? (вопросы и основные понятия, изученные нами в теме “СПП”). Давайте вспомним алгоритм определения значения придаточной части. Он поможет нам в дальнейшей работе (слайд 10).

4. Закрепление полученных знаний по теме.

-Сейчас мы поработаем с вами со сложноподчиненными предложениями разных групп. Вспомним алгоритм, который поможет вам безошибочно определить значение придаточной части.

Алгоритм.

  1. Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели грамматическую основу.
  2. Определи, что поясняет придаточная часть.
  3. Поставь вопрос от главной части к придаточной.
  4. Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.
  5. Сделай вывод о значении придаточной части.

4.1. Перестроение предложений.

Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений (слайд 11 с предложениями с прямой речью).

М.А. Шолохов писал: “Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать”.

В. Гюго отмечал: “Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца”.

(Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: с точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное изъяснительное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).

-Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что. Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырех случаях: что, чем, когда, как.

4.2. Исследование учащихся.

Во время изучения темы, когда мы сталкивались с трудными и интересными случаями, ученики нашего класса искали ответы, исследовали вопросы. Изучала вопрос пересечения союзов и союзных слов Боркова Аня. Она расскажет нам и приведет примеры (слайды 12-13, приложение 2).

4.3. Редактирование текста.

-Давайте понаблюдаем за сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Поработаем над редактированием текста. Текст на каждом столе (работа в парах).

Задание: Прочитайте. Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.

1. Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом. 2. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. 3. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.

- Прочитайте исправленные предложения. Определите, каким членом предложения является слово который.

- Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями? Всегда ли она целесообразна? (Вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций)

-Придаточные определительные содержат характеристику предмета или раскрывают его признак, но иногда в значении этой части предложения появляются пространственные и временные оттенки.

Сравним (слайд 14):

  • Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. (Оттенок времени).
  • Перед ним стелется равнина, где ели изредка взошли. (Пространство).

4.4. Исследование учащихся.

-Вероника Корчагина провела исследование: какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских поэтов 19 века? (на слайде 15 примеры из стихотворений, приложение 2). Часто ли мы встречаем сложноподчиненные предложения в поэзии?

4.5. Физминутка по методике В.Ф. Базарного (на стенах в разных местах наклеены карточки со словами: зарисовки, эскизы, наброски, образ, прообраз, этимология, перспектива, подлинник, репродукция, копия)

Посмотрите по сторонам и скажите, что это за слова? (это некоторые словарные слова, с которыми встречались при изучении темы). Лексическое значение какого слова осталось невыясненным? (репродукция - работа со словарями). Есть в нашем классе репродукции? 4.6. Схематический диктант. (Двое учащихся у доски. Один чертит схемы, другой определяет значения придаточных по схеме, приложение 2.)

Придаточная часть

Поясняет

Отвечает на вопрос

Присоединяется

Значение

Схема

Где находится озеро, никто не знал. (Где…), […].

Там, где горы, убегая,

В светлой тянутся дали,

Пресловутого Дуная

Льются вечные струи (Ф.И. Тютчев). [Там, (где…), …].

В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень (С.Есенин). [В том + сущ., (где…), …].

Я знаю, где растут васильки и ромашки, где цветут скромные незабудки и фиалки.

[…. ],(где…), (где…).

Двое учащихся выполняют индивидуальные задания.

Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, объясните. Сделайте синтаксический разбор предложений.

А) Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником,

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом (Ф.И. Тютчев).

Б) И в нише из древнего камня,

Где ласточек плакала стая,

Звучала струя родника мне,

Дугою в бассейн упадая (Н. Заболоцкий).

Проверка схематического диктанта (слайд 16).

4.7. Исследование учащихся

-Гусев Эдик провел исследование: сравнил и подобрал примеры с сочетаниями слов: не смотря и несмотря (слайд 17, приложение 2).

4.8. Конструирование текста.

А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения, в котором опущены все союзы, союзные слова, отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст.

(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом, приложение 2).

Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (слайд 18).

Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.

Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка.

Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы.

У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики).

- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? (Да, мы пытались, но у писателя всё написано намного лучше, потому что он писатель).

- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

9. Подведение итогов урока.

- Чем полезен был для вас этот урок?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Что мог (могла) бы сделать лучше?

- Что еще осталось непонятным?

-Дополните предложение “Тема пройдена, но…”

Мне очень хочется верить, что искорка любви и доброго отношения к родному краю, его природе, однажды вспыхнув в ваших душах, уже никогда не погаснет. И вас, как и каждого человека, любящего свою родину, будет трогать и волновать наша простая природа, полная поэзии и прелести. Родное, даже небогатое, скромное, для нас прекрасно. Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине (слайд 19).

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И навек останется святым –
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердце защитим (М. Пляцковский).

 

Домашнее задание: подобрать из художественных произведений сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.