Цель урока: углубление представлений о структуре сложноподчиненных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать умение анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации учебного материала;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации пунктуационных правил;
- систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Средства, необходимые для проведения урока.
Оборудование:
- компьютер
- проектор
- презентация учителя “Урок русского языка” (приложение1)
- учебник: Тростенцова А.А. Русский язык 9 кл. М.: Просвещение, 2011
- карточки со словами на стенах класса
Раздаточный материал:
- распечатка частей текста
- карточки с индивидуальными заданиями
- карточки с текстами
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я рада видеть вас всех. Желаю вам получить только положительные оценки (слайд 1). Цитата (слайд 2): Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
-Когда будет от учения “радостно и победно”?
(Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.)
-Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.
2. Определение темы и цели урока.
-Посмотрите на предложение. Дайте его характеристику. (Схема разбора СПП с одним придаточным на слайде 3)
(Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Придаточное отвечает на вопрос что?, зависит от слова надо, присоединяется к главному союзом чтобы)
-Как вы считаете, какую тему мы сегодня будем повторять на уроке? (Сложноподчиненные предложения). Тема пройдена, но…Это предложение мы дополним вашими высказываниями в конце урока.
-Мне бы хотелось, чтобы сегодня, пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках, вы легко определяли виды придаточных предложений, научились различать и составлять СПП с разными придаточными, составлять схемы предложений совершенствовали орфографические и пунктуационные навыки и умело пользовались СПП различных видов в своей устной и письменной речи. Это поможет вам сделать вашу речь глубокой по содержанию и точной, образной, выразительной по форме.
И ещё я хочу обратить ваше внимание на тот дидактический материал, с которым вы будете работать на уроке. Он объединён темой “Настоящий человек немыслим без всего того, что включает в себя слово Родина”. (Слайды 4-7, фотографии природы)
Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные берёзки. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия. Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это Россия. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия. Руки матери. Душистый хлеб за праздничным столом. И это тоже Россия.
Прислушайтесь к словам В. Распутина (слайд 8): “Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и красоте мы выносим из неё…”
Итак, начинаем нашу работу.
-Запишите в тетрадь число, вид работы и тему нашего урока.
3. Актуализация знаний.
Вначале выполним задание “Установи соответствия”. Вы будете работать в парах, соединяя стрелками
части рассыпанного текста. (На партах распечатка частей текстов.)Сложноподчинённые предложения - | … главного и придаточного предложений. |
Сложноподчинённые предложения состоят из… | …это такие сложные предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. |
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному: | …интонации, союзов, союзных слов, указательных слов. |
Связь между главной и придаточной частями осуществляется с помощью… | …стоять перед главным, после него или в середине главного. |
Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными: | …смысловой вопрос, на который
отвечает придаточное предложение, средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова). |
Группы сложноподчинённых предложений выделяются то следующим признакам: | …определительными, изъяснительными, обстоятельственными. |
Придаточные определительные… | …относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения. Отвечают на падежные вопросы и присоединяется к главному предложению союзом, союзным словом или частицей ли. |
Придаточные изъяснительные… | …содержат характеристику предмета
или явления, названного в главном предложении, и
отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену
главного предложения, который выражен
существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов. |
Придаточные обстоятельственные… | могут содержать два и более придаточных. |
Многочленные сложноподчинённые предложения… | …отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды, что и обстоятельства. Присоединяются союзами к главному предложению, и только немногие из них присоединяются союзными словами. |
В сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными возможны два вида
подчинительной связи: При соподчинении придаточные относятся к одному и тому же главному предложению. |
-однородным - неоднородным |
Соподчинение бывает: | - соподчинение; - последовательное подчинение. |
- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы? (на слайде 9 появляется кластер по теме).
-Что включает в себя кластер? (вопросы и основные понятия, изученные нами в теме “СПП”). Давайте вспомним алгоритм определения значения придаточной части. Он поможет нам в дальнейшей работе (слайд 10).
4. Закрепление полученных знаний по теме.
-Сейчас мы поработаем с вами со сложноподчиненными предложениями разных групп. Вспомним алгоритм, который поможет вам безошибочно определить значение придаточной части.
Алгоритм.
- Выясни, из скольких частей состоит предложение. Выдели грамматическую основу.
- Определи, что поясняет придаточная часть.
- Поставь вопрос от главной части к придаточной.
- Выясни, чем присоединяется придаточная часть к главной.
- Сделай вывод о значении придаточной части.
4.1. Перестроение предложений.
Давайте перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Тем самым отметим особенности придаточных предложений (слайд 11 с предложениями с прямой речью).
М.А. Шолохов писал: “Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать”.
В. Гюго отмечал: “Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца”.
(Учащиеся в рабочие тетради записывают перестроенные предложения, делают вывод: с точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточное изъяснительное предложение в составе сложноподчинённого предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли).
-Ребята, очень часто в разных видах придаточных предложений будет встречаться слово что, и вы знаете, как сложно отличить союз что от союзного слова что. Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырех случаях: что, чем, когда, как.
4.2. Исследование учащихся.
Во время изучения темы, когда мы сталкивались с трудными и интересными случаями, ученики нашего класса искали ответы, исследовали вопросы. Изучала вопрос пересечения союзов и союзных слов Боркова Аня. Она расскажет нам и приведет примеры (слайды 12-13, приложение 2).
4.3. Редактирование текста.
-Давайте понаблюдаем за сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными. Поработаем над редактированием текста. Текст на каждом столе (работа в парах).
Задание: Прочитайте. Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.
1. Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом. 2. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. 3. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
- Прочитайте исправленные предложения. Определите, каким членом предложения является слово который.
- Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями? Всегда ли она целесообразна? (Вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций)
-Придаточные определительные содержат характеристику предмета или раскрывают его признак, но иногда в значении этой части предложения появляются пространственные и временные оттенки.
Сравним (слайд 14):
- Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. (Оттенок времени).
- Перед ним стелется равнина, где ели изредка взошли. (Пространство).
4.4. Исследование учащихся.
-Вероника Корчагина провела исследование: какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских поэтов 19 века? (на слайде 15 примеры из стихотворений, приложение 2). Часто ли мы встречаем сложноподчиненные предложения в поэзии?
4.5. Физминутка по методике В.Ф. Базарного (на стенах в разных местах наклеены карточки со словами: зарисовки, эскизы, наброски, образ, прообраз, этимология, перспектива, подлинник, репродукция, копия)
Посмотрите по сторонам и скажите, что это за слова? (это некоторые словарные слова, с которыми встречались при изучении темы). Лексическое значение какого слова осталось невыясненным? (репродукция - работа со словарями). Есть в нашем классе репродукции? 4.6. Схематический диктант. (Двое учащихся у доски. Один чертит схемы, другой определяет значения придаточных по схеме, приложение 2.)
Придаточная часть
Поясняет
Отвечает на вопрос
Присоединяется
Значение
Схема
Где находится озеро, никто не знал. (Где…), […].
Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Пресловутого Дуная
Льются вечные струи (Ф.И. Тютчев). [Там, (где…), …].
В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень (С.Есенин). [В том + сущ., (где…), …].
Я знаю, где растут васильки и ромашки, где цветут скромные незабудки и фиалки.
[…. ],(где…), (где…).
Двое учащихся выполняют индивидуальные задания.
Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, объясните. Сделайте синтаксический разбор предложений.
А) Войдём и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом (Ф.И. Тютчев).
Б) И в нише из древнего камня,
Где ласточек плакала стая,
Звучала струя родника мне,
Дугою в бассейн упадая (Н. Заболоцкий).
Проверка схематического диктанта (слайд 16).
4.7. Исследование учащихся
-Гусев Эдик провел исследование: сравнил и подобрал примеры с сочетаниями слов: не смотря и несмотря (слайд 17, приложение 2).
4.8. Конструирование текста.
А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения, в котором опущены все союзы, союзные слова, отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст.
(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом, приложение 2).
Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (слайд 18).
Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство.
Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка.
Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы.
У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь.
Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики).
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? (Да, мы пытались, но у писателя всё написано намного лучше, потому что он писатель).
- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.
9. Подведение итогов урока.
- Чем полезен был для вас этот урок?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Что мог (могла) бы сделать лучше?
- Что еще осталось непонятным?
-Дополните предложение “Тема пройдена, но…”
Мне очень хочется верить, что искорка любви и доброго отношения к родному краю, его природе, однажды вспыхнув в ваших душах, уже никогда не погаснет. И вас, как и каждого человека, любящего свою родину, будет трогать и волновать наша простая природа, полная поэзии и прелести. Родное, даже небогатое, скромное, для нас прекрасно. Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь, повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, - это важнейший эмоциональный источник любви к Родине (слайд 19).
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –
И навек останется святым –
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердце защитим (М. Пляцковский).
Домашнее задание: подобрать из художественных произведений сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.