Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний:
Полночь. Мгла и ветер. (Грибач.); Родная хата. Две акации, завалинка, крылечко. (Росл.)
Номинативные предложения бывают только утвердительными. Главный член номинативного предложения может быть выражен
- существительным в именительном падеже:
Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. (Паст.)
- количественно-именным сочетанием:
Четыре часа свежего раннего утра. (Купр.); Много солнца. (Песк.); Год 1920-й. Июнь. (из газ.)
- личным местоимением:
«Вот он!» - вдруг закричала Нюся тонким отчаянным голосом. (Бажан.)
Номинативные предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными:
Никак гроза? (Остр.); Дни и недели, будни и праздники…(Бажан.)
В восклицательных предложениях выражается эмоциональная оценка того или иного явления действительности, в них могут быть усилительные частицы:
Что за край! (Л.); Вот так гроза! (Буб.)
Номинативные предложения могут быть нераспространенными распространенными. В нераспространенных предложениях главный член чаще всего выражен именем существительным; в распространенных предложениях при главном члене есть согласованные и несогласованные определения:
Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли. (Сол.); Минута переполоха. (Песк.)
Номинативные предложения делятся на 1) бытийные; 2) указательные; 3) оценочно-бытийные. Первые утверждают существование предмета как явления, обозначенного главным членом:
Аэроклуб. Военная школа. Служба в Сибири, в Карелии, на Дальнем Востоке. (Песк.); Москва. Мороз. Россия. (Меж.)
Посредством указательных номинативных предложений говорящий обращает внимание на имеющиеся предметы или явления; в таких предложениях употребляется указательная частица вот (вот и), реже – вон:
Вот синее стекло Волги, расколотое надвое поперечной избела-солнечной дорогой. (Пауст.); Вон он, в клетчатом пиджаке. (Шукш.)
Оценочно-бытийные произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и:
Какая ночь! Мороз трескучий… (П.) Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов)
Номинативные предложения – это лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего состояния человека. Очень часто с номинативных предложений начинается описание пейзажа, места. Где разворачиваются события:
Все больше обнаженных ветвей. Солнце. Синева. Золотой полет – листопад. Тишина. (Ник.)
Номинативные описательные предложения постоянно встречаются в сценических ремарках:
Кабинет Иванова. Письменный стол…Полдень. (И.)
Номинативные предложения являются удобной формой передачи личных переживаний, воспоминаний. Используя цепочки номинативных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными и помогают воссоздать картину в целом; все лишнее, ненужное опускается:
Столбы, селенья, перекрестки, хлеба, ольховые кусты, посадки нынешней березки, крутые новые мосты. (Тв.)
С помощью номинативных предложений можно кратко обрисовать внешность человека: Девическое славное лицо…Такие лица – мы им сразу верим. Кашне. Недорогое пальтецо. Под мышкою портфель. (Инб.); дать эмоциональную, морально-этическую оценку тому или иному факту, событию: Невеселые для зимнего наступления места! (Сим.)
С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо являются неполными двусоставными предложениями, либо не заключают в себе значения бытия, существования. Наиболее употребительны следующие:
- Слова и сочетания слов, которые по форме совпадают с номинативным предложением, но не содержат утверждения, не заключают в себе значения бытия, существования и не способны функционировать самостоятельно. К номинативным предложениям не относятся названия, надписи на вывесках, заголовки, названия книг, учреждений и т.д. (Дворец спорта; Универмаг; «Дом с мезонином»).
- Нельзя считать номинативным предложением и именительный представления. Это имя существительное в именительном падеже или именное словосочетание, синтаксически не связанное с предложением. Эта конструкция лишь вызывает представление об определенном предмете или явлении, называет его, но не утверждает его наличия, существования, т.е. не имеет основного значения номинативного предложения. Обычно по поводу вызванного представления далее высказывается определенное суждение. (Радость…Как ее вместить в груди! (Щип.) Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.))
- Именительный представления, называющий предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. В именительном представления нет высказывания, а есть одно только название темы последующего сообщения. (Москва…Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (Инб.); Ольха…Иные называют ее «сорным» деревом. Наверное, потому, что скромница дружит с крапивой, лопухами, растет дебрями. (Боч.))
- Конструкции, которые заключают характеристику того, что было в предыдущем предложении или ясно из контекста, ситуации. Это неполные двусоставные предложения со сказуемым в форме именительного падежа существительного; они всегда тесно связаны по смыслу с предшествующим контекстом. (Все последнее время читал и читаю Герцена. Что за удивительный писатель! (Л.Т.))
- Наименования лиц по имени, фамилии, должности, специальности, положению и т.д. («Ваш новый учитель», - сказал директор.)
В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенностью номинативных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.
Чаще всего номинативные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи. (Скалы, почерневшие от загара… Раскаленный песок, который жжет сквозь подошвы (Н.Сладков); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К.Бальмонт)). Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок (Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посередине. – День. (А.Чехов)). Довольно широко распространены они в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.
Однообразная картина
Трех верст, что мы прошли вчера,
В грязи ревущие машины,
Рыдающие трактора.
Воронок черные болячки.
Грязь и вода, смерть и вода.
Оборванные провода
И кони в мертвых позах скачки.
(К.Симонов)
Номинативные конструкции используются в качестве ремарок для обозначения места и времени действия, для описания декораций. В 18 веке употребление номинативных предложений было ограниченным. У Хераскова, например, ремарка представляет собой двусоставное предложение: Действие есть в Богемии, в столичном городе. Уже в начале 19 века номинативные предложения широко используются в качестве ремарок: Кремлевская палата. Москва. Дом Шуйского. Ночь. Сад. Фонтан. (П.) С конца 19 века номинативные предложения широко распространяются не только в поэзии, но и в художественной прозе, чему способствует описательный характер данного типа конструкций. В современной прозе они настолько употребительны, что подчас служат единственным средством широких описаний обобщающего характера, поскольку дают возможность сделать это в предельно краткой и динамичной форме: Берлинские пригороды. Аккуратные домики и газончики. Асфальтированные дорожки и дорожки, посыпанные желтым песком. Гаражи на одну – две машины и собачники на одну – две персоны. Фонтанчики с рыбками и без рыбок, с плавучими растениями и без них. Пивнушки и магазинчики с ровно расставленными кружками, бутылками и товарами в поименованных упаковках. Теннисные корты и автобусные остановки, похожие на рекламные. Бензоколонки на манер американских, садики на манер французских, цветники на манер голландских…И все сияет, зеленеет, желтеет, краснеет – пугает своей педантичной аккуратностью (С. Баруздин). Номинативные предложения регулярно используются в художественных и публицистических текстах. Эти предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены описательные способности. Называя предметы, расцвечивая им определениями, литераторы рисуют картины, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как предложения указывают на статическое бытие предмета. Даже если номинативы – отглагольные существительные, с помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот… В данном предложении, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание собственным предложением невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Наглядно-изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована в 19 веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья… - все стихотворение состоит из одних номинативов, что показывает их широкое применение. Можно назвать поэтов нового времени, которые питали особую любовь к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
У Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:
Осень, сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Синтаксические конструкции с назывными предложениями создают живописную, образную, зримую картину сказочного леса. Назывные предложения подобны мазкам художника. При анализе функционирования номинативных предложений в поэтическом пространстве М. Цветаевой было обнаружено, как ярко проявляет миропонимание поэта его способ отбора синтаксических конструкций:
Лира! Лира! Хвалынь – синяя!
Полыхание крыл – в скинии!
Над мотыгами – и – спинами
Полыхание двух бурь! (Душа, 1923)
Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным. Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе работы поэт порой отказывается о т двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным предложениям. Читаем у Твардовского:
Черновой вариант:
Кому жизнь, кому смерть, кому слава.
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой,
И, угрюмый, зубчатый
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый,
А под нами лежал берег правый, -
Снег укутанный, втоптанный в грязь,
Вровень с кромкою льда
Переправа
В шесть часов началась.
Окончательная редакция:
Переправа, переправа…
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа…
Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся картины детали обстановки, способные отразить трагизм событий.
Итак, номинативные предложения фиксируют экспрессивность, фрагментарность, одновременно дают большую емкость содержания, создают образную, зримую картину природы, состояния героя, запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время, дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.
Номинативные предложения – один из самых употребительных типов предложений. Этому содействуют их лаконичность, логическое разнообразие их наполнения, практически неограниченные возможности распространения, а также отсутствие стилистических ограничений: разные семантические типы таких предложений в разных условиях употребительны во всех сферах литературного языка.