Цель:
- в игровой форме закрепить знания детей по разделам «насекомые», «пресмыкающиеся», «млекопитающие», «птицы»
Задачи:
- углубить и закрепить знания учащихся о животном мире;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма проведения: путешествие со сказочным персонажем – Бароном Мюнхгаузеном.
Оборудование: карта с обозначенными на ней островами: «Угадайка», «Загадка», «Тайна», «Размышляйка», «Разгадайка»; портрет Барона Мюнхгаузена; берестяная грамота, конверты с заданиями; чистые листы бумаги, иллюстрации (фотографии) животных; цветные карандаши; аудиозапись «голоса птиц»; кроссворд «Насекомые», животные живого уголка.
Ход занятия
1. Организационный момент
На доске расположена карта со сказочными островами, около каждого из них прикреплено задание. Обозначена отправная точка путешествия – парусник (лодка)
Педагог: Добрый день. Сегодня у нас в гостях сказочный герой (показывает портрет). Подскажите, кто это? Он предлагает вам совершить увлекательное путешествие по сказочным островам, но с условием: путешествие от острова к острову будет возможно только тогда, когда выполните его задание. Но для начала нам надо выбрать две команды по 10 человек. Это мы сделаем с помощью ребусов, которые будут вам предложены.
(Педагог показывает ребусы всем детям, тот, кто первый разгадал, поднимает руку и отвечает, если ответ правильный он становится участником. Таким образом выбирают две команды по 8-10 человек)
Итак, команды готовы, вперёд, в мир тайн и загадок! (Барон Мюнхгаузен подплывает на лодке к острову)
2. Путешествие по «островам»
Первая остановка – остров «Угадайка»
Педагог: На нашем пути остров «Угадайка». Как вы думаете, почему этот остров получил такое название? Интересно? Вот вам задание (педагог достаёт записку и зачитывает):
«Дорогие ребята, перед вами изображения ящерицы, крокодила, змеи, черепахи. Внимательно посмотрите иллюстрации и заселите мой остров животными»
Дети помещают иллюстрации на остров.
- Как можно назвать одним словом этих животных? (пресмыкающиеся)
Табличку со словом «пресмыкающиеся» закрепить на схеме острова.
- Кто знает, почему они так называются? (потому что они не ходят, а ползают, то есть пресмыкаются)
Педагог: Мы познакомились с первыми животными – пресмыкающимися.
Вторая остановка – остров «Тайна»
Педагог: Какое интересное название «Тайна. Что же таинственного на этом острове? Сейчас посмотрим.
На столе находятся клетки с животными (до данного момента они прикрыты)
Педагог: надо , прежде всего, найти послание Барона.
В клетках: черепаха, кролик, морская свинка, крыса. Показать этих животных. В одной из них конверт с заданием.
Задание: «Дорогие ребята, помог7ите мне решить задачу. Я определил в одну группу таких животных, как морская свинка, крыса, кролик, черепаха. Правильно ли я сделал?»
Вывесить иллюстрации данных животных.
- Кто знает, как они вскармливают своих детёнышей?
Табличку со словом «млекопитающие» закрепить на схеме острова.
Педагог: Поскольку детёныши вскармливаются молоком, и произошло это название – млекопитающие. «Млеко» – молоко, то есть питающие молоком. Итак, мы открыли два удивительных острова: «Пресмыкающиеся» и «Млекопитающие»
Третья остановка- «Загадка»
Педагог: Перед нами какой – то белый остров.
Снимаем лист бумаги и читаем 6название острова – «Загадка»
Что же тут загадочного? (Показывает конверт)
Задание: «Ребята, чтобы узнать, какие животные населяют данный остров, послушайте музыку и определите голоса птиц».
Звучит запись «Голоса птиц». Табличку со словом «Птицы» закрепить на изображении острова.
Педагог: Да этот остров населяют птицы. Но мы почему –то их не видим. Смотрите, ещё одно задание.
Задание: «У вас на столах лежат ребусы, где зашифрованы названия птиц. Вам предлагается расшифровать ребусы, гадать по какому признаку они объединены и заселить ими остров».
Педагог: Пока команды выполняют, задание мы проведём игру со зрителями. Мы читаем вам утверждение, а вы отвечаете если оно верно то да, если не верно, то нет.
Аист – птица которая приносит детей (Да)
Ворона – птица, которая считает годы нашей жизни (Нет)
Голубь – птица, которую использовали для доставки почты (Да)
Снегиря иногда называют ближайшим родственником Снегурочки (Да)
Воробей ловит по ночам мышей (Нет)
Попугай – это говорящая птица (Да)
Слово не сорока, вылетит не поймаешь (Нет)
Одну сторону монеты называют решка, а другую орёл (Да)
У голубя хвост имеет форму рожек (Нет)
Попугай часто встречается в русских народных сказках и имеет золотое оперение (Нет)
Педагог: посмотрите на наш остров. Какой он красивый! Какие яркие птицы его населяют!
Четвёртая остановка – «Размышляйка»
Педагог: Вместе с Бароном Мюнхгаузеном мы открыли три острова: «Пресмыкающиеся», «Млекопитающие», «Птицы». Отправляемся к следующему острову – «Размышляйка». По этому острову протекает река.
Задание: «Ребята, задание называется «Абракадабра». Вам необходимо расставить буквы на свои место и угадать загаданные названия рыб»
Абракадабра
- Малин (Налим)
- Укащ (Щука)
- Леце (Елец)
- Куньо (Окунь)
- Раська (Карась)
Педагог: Пока команды выполняют задание мы со зрителями поиграем .
Конкурс «Ловкач»
На спины участникам прикрепляются таблички с названиями рыб. Участники не должны видеть эти надписи. Их задача, постараться прочесть то, что написано на спине соперника, который старается спрятать надпись, уворачиваясь. Побеждает тот участник, который вперёд прочитает слово у соперника.
Педагог: Итак, вы догадались, кто заселяет этот остров.
Табличка «Рыбы» и иллюстрации рыб закрепляются на изображении острова (на реке)
Пятая остановка – «Разгадайка»
Педагог: Теперь нам осталось открыть последний остров.
Задание: «Барон Мюнхгаузен предлагает вам отгадать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете кто населяют этот остров»
- Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет?
- Самое трудолюбивое насекомое.
- Насекомое, питающиеся листьями капусты?
- Кто, жужжа, влетел к нам в дверь? Ну конечно, это …
- Кто летает над водой, страшно выпучив глаза, длиннокрылая и быстрая7
- Не птичка, а с крыльями.
- Не зверь, не птица, а нос, как спица.
- Летят – говорят, а сядут – молчат
- На солнце, не огонь, а светит.
Педагог: пока ребята отгадывают кроссворд, я вам предлагаю отгадать загадки о животном мире
- Летит – воет, сядет – землю роет (жук)
- В тесной избушке ткут маленькие старушки (пчёлы)
- По горам и долам ходит шуба да кафтан (овца)
- Пятак есть, а ничего не купишь (поросёнок)
- Белые хоромы, красные упоры (гусь)
- Днём спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)
- Не часы, а время сказывает (петух)
- Хвост короче уха,
Быстрые повадки,
Лечу я, что есть духа,
Лечу я без оглядки.
Кто я? Угадай-ка?
Ну конечно… (зайка) - Не по рыбам, а сети ставит (паук)
- Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой. Тот из вас лишь будет прав,
Кто ответит нам … (жираф)
Педагог: Ну вот последний остров открыт это остров «Насекомые».
Подведение итогов. Награждение команд (всем участникам выдаются медали с изображением Барона Мюнхгаузена)
Педагог: Всем спасибо за участие и до новых встреч!
Литература:
- Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии/ авт.-сост. В.А.Суворова – Волгоград: Учитель, 2009.
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях/авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- М.: Глобус, 2008.