Использование креативных методов обучения на уроках экологии

Разделы: Экология


C позиции обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом [1]:

1) когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.

2) оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса, как в масштабе учебного курса, так и всей школы.

3) креативные методы, позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся: игры, метод эмпатии (вживания), “мозговой штурм”, методы образного и символического видения, метод ошибок, метод контруирования правил и другие.

Подбирая методы обучения, при подготовке к уроку учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также специфику содержания изучаемого материала.

Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Жизненные формы растений” (6 класс).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра.

Задачи.

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации жизненных форм растений, о разнообразии деревьев лесной зоны, пустыней, саванн, а также вечнозеленых тропических лесов.

Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения   работать в команде.

Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу игры без подписей, на доске – “Ромашка” – цветок с лепестками. (Приложение 1).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

  3. Обобщение материала (35 мин.)

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить и обобщить материал темы “Жизненные формы растений”, которую изучали в течение нескольких уроков.  Для этого вы поиграете в игру “Жизненные формы растений”. Для того чтобы поиграть в игру учащиеся класса должны разделиться на три команды и в каждой команде выбрать капитана. Команды должны придумать себе название, эмблему и девиз. Перед вами лепестки “Ромашки”, которые скрывают задания. Командир команды отрывает лепесток, который содержит серию вопросов. Учитель задает вопросы по порядку, если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит той команде, которая первая поднимет руку. При правильном ответе команда получает  5 баллов. Если ответ на вопрос  неполный, то  команда получает 3 балла.  При неправильном ответе баллы не начисляются. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять руку и ответить на поставленный вопрос. При отсутствии ответа среди команд  учитель отвечает сам.

Вопросы игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом, представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [2].

Вопросы игры:

  1. Общая характеристика жизненных форм.
  2. 1. Что такое жизненная форма?

    Ответ: Жизненная форма – это группа растений со сходным внешним видом надземных и подземных частей и сходными сезонными изменениями.

    2. Приведите примеры жизненных форм?

    Ответ: Жизненные формы растений – это деревья, кустарники, кустарнички, и разнообразные травы.

    3. Как вы думаете, жизненная форма от экологической группы?

    Ответ: Жизненная форма в отличие от экологической группы отражает приспособления не к одному, а к множеству условий среды.

    4. Какие жизненные формы преобладают в лесной зоне?

    Ответ: В лесной зоне преобладают деревья.

    5. Какие жизненные формы преобладают в тундре?

    Ответ: В тундре преобладают низкорослые кустарники и кустарнички.

    6. Какие жизненные формы господствуют в степях?

    Ответ: В степях господствуют засухоустойчивые травы, в особенности злаки (ковыли, типчак, тонконог).

  3. Классификация жизненных форм.

1. Какие жизненные формы наиболее характерны для глинистых пустынь?

Ответ: Для глинистых пустынь наиболее характерны жизненные формы полукустарников и полукустарничков.

2. У каких видов растений встречаются жизненные формы полукустарники и полукустарнички?

Ответ: Эти жизненные формы встречаются у многих видов полыни и солянок, обитающих на засоленных почвах.

3. Какие особенности характерны для полукустарников и полукустарничков?

Ответ: У полукустарников и полукустарничков ежегодно отмирают верхние травянистые части побегов, а нижние деревянистые перезимовывают и становятся многолетними.

4. Что такое лианы?

Ответ: Лианы – это жизненная форма растений с побегами, нуждающимися в опоре.

5. Каким образом классифицируются лианы?

Ответ: Лианы бывают деревянистые, например, плющ, виноград, ротанговые пальмы, и травянистые (хмель, вьюнок полевой, горошек мышиный и заборный, чина луговая).

6. В какой природной зоне наиболее распространены лианы?

Ответ: Лианы особенно распространены во влажных тропических лесах.

7. Что такое растения-подушки?

Ответ: Растения-подушки – это растения чаще всего со стержневой корневой системой и обильно ветвящимися, но чрезмерно медленно растущими надземными побегами, которые за год прирастают в длину всего на 2-4 мм. Побеги тесно прижаты друг к другу.

8. Каким образом классифицируются растения-подушки?

Ответ: Растения-подушки бывают деревянистыми (трагакантовые астрагалы), и травянистые (некоторые виды смолевки).

III. Деревья лесной зоны.

1. Какие деревья называют широколиственными?

Ответ: У широколиственных деревьев крупные листья с широкими пластинками и густые тенистые кроны.

2. Приведите примеры широколиственных деревьев?

Ответ: Примерами широколиственных деревьев могут быть дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий.

3. Какие природные условия необходимы для прорастания широколиственных деревьев?

Ответ: Широколиственные породы теневыносливы и хорошо растут не только на свету, но и при некотором затенении.

4. Какие деревья называют мелколиственными?

Ответ: У мелколиственных деревьев небольшие размеры листовых пластинок и сквозистые кроны, которые пропускают много солнечного света.

5. Приведите примеры мелколиственных деревьев?

Ответ: Примерами мелколиственных деревьев могут быть береза повислая, осина, ольха серая.

6. Какие природные условия необходимы для прорастания мелколиственных деревьев?

Ответ: Мелколиственные породы светолюбивы и растут лишь при хорошем освещении.

7. Какие деревья называют хвойными?

Ответ: У хвойных деревьев листья-хвоинки имеют игольчатую форму.

8. Приведите примеры хвойных деревьев?

Ответ: Примерами хвойных деревьев могут быть ель, пихта, сосна, лиственница.

9. Какие природные условия необходимы для прорастания хвойных деревьев?

Ответ: Среди хвойных деревьев есть и теневыносливые (ель, пихта, сибирская кедровая сосна), и светолюбивые (сосна обыкновенная, лиственница).

IV. Деревья пустынь.

1. Что такое суккулентно-стеблевые деревья?

Ответ: Суккулентно-стеблевые деревья высотой до 12 м. У этих деревьев нет листьев, фотосинтез происходит в зеленых сочных стеблях. У основания стволы деревянистые и достигают 30-40 см в диаметре.

2. Приведите примеры суккулентно-стеблевых деревьев.

Ответ: В Америке они представлены кактусами, обычно столбчатой или канделябровидной формы, а в Африке – древовидными молочаями с обильно ветвящейся кроной.

3. Почему деревья называют сезонно-суккулентными?

Ответ: Они растут в Средней Азии. Здесь очень жаркое, сухое лето и довольно холодная зима. Дожди идут весной, и крона несет множество молодых сочных зеленых побегов. Летом, осенью и зимой в кроне остаются только жесткие суховатые ветки. В это время крона окрашена в серые цвета и не имеет сочных побегов.

4. Какие деревья называют сезонно-суккулентными?

Ответ: Это невысокие деревья до 3-6 м высотой. У старых деревьев стволы обычно расщеплены на 2-3 части, каждая из которых образует собственную крону. Листья у них не развиты. Фотосинтез осуществляют стебли. Отрастающие весной побеги делятся на две части – верхнюю и нижнюю. Верхняя часть – суккулентная – сочная, зеленая, сравнительно тонкая. Нижняя часть – более толстая, жесткая, сероватая.

5. Приведите примеры сезонно-суккулентных деревьев.

Ответ: Белый и черный саксаулы.

6. Характерен ли для саксаулов листопад?

Ответ: С наступлением летней засухи верхняя часть побегов опадает и остается только нижняя. Для саксаулов характерен веткопад, и наблюдается он не осенью, а летом во время засухи. Благодаря веткопаду уменьшается испарение воды кроной.

V. Деревья саванн.

1. Что такое саванны?

Ответ: Саванны – это участки тропической растительности с редко стоящими деревьями и травяным покровом с преобладанием злаков.

2. Какие природные условия характерны для саванн?

Ответ: В саваннах нет холодной зимы. Там всегда тепло, но чередуются два времени года – сезон дождей и сезон засух.

3. Какие виды деревьев характерны для саванн?

Ответ: Наиболее известные деревья саванн – баобаб и бутылочное дерево.

4. Какие биологические особенности характерны для баобаба?

Ответ: Баобаб листопадное дерево высотой до 20 м с очень толстым стволом диаметром 4-10 метров. Ствол мягкий с большим количеством клеток, запасающих воду. В сезон дождей ствол накапливает влагу. В сухой сезон баобаб сбрасывает листья и использует запасенную в стволе влагу. Толщина стебля в это время уменьшается примерно на 10-20 см.

5. Какие биологические особенности характерны для бутылочных деревьев?

Ответ: Стволы этих деревьев похожи на бутылки, очень толстые, но резко утончаются при переходе в крону. В толстой части стволов развита сочная ткань и запасено много влаги.

VI. Деревья вечнозеленых тропических лесов.

1. Какие деревья характерны для вечнозеленых тропических лесов?

Ответ: Для вечнозеленых тропических лесов характерны розеточные деревья.

2. Какие особенности характерны для розеточных деревьев?

Ответ: Кроны розеточных деревьев образованы не тонкими ветвями с множеством листьев, а пучком (розеткой) очень крупных листьев. Их длина может достигать 8-12 м.

3. Приведите примеры розеточных деревьев.

Ответ: Наиболее широко представлены розеточные деревья пальмами, например, кокосовой, пальмой тени, пальмой слоновой кости и др.

4. Какие биологические особенности характерны для пальм?

Ответ: Стволы у пальм не ветвятся, сравнительно тонки и у большинства видов имею одинаковый диаметр по всей высоте. Пальмы бывают и низкие (высота 1-3 м) и высокие (до 15-20 м).

VII. Деревья-удушители и деревья-рощи.

1. Где обитают деревья-удушители?

Ответ: Деревья-удушители обитают в тропических лесах Азии.

2. Какие виды относятся к деревьям-удушителям?

Ответ: К деревьям-удушителям относится бенгальский фикус, который более знаменит как баньян.

3. Какие биологические особенности у баньяна?

Ответ: Он начинает свою жизнь как небольшой эпифит, поселяясь на развилке ветвей какого-нибудь дерева. Со временем образует воздушные придаточные корни, часть которых спускается вниз по стволу дерева-опоры, а часть свободно висит в воздухе. В конце концов, корни достигают почвы и разветвляются. С этого момента фикус получает обильное питание и начинает быстро расти. Его побеги затеняют крону дерева-опоры, вместе с корнями оплетают ствол и препятствует его утолщению.

4. Каким образом может образовываться такая жизненная форма, как дерево-роща?

Ответ: Фикус-удушитель разрастается и дерево-опора со временем погибает, и превращается в новую жизненную форму – дерево-роща.

5. Какие биологические особенности характерны для дерева-рощи?

Ответ: Оно образует длинные горизонтальные ветви с придаточными корнями, висящими в воздухе. Часть их достигает почвы и превращается в стволы.

6. Где можно встретить дерево-рощу?

Ответ: Знаменитый “Большой баньян”, растущий в Калькуттском ботаническом саду, имеет более 100 стволов и занимает площадь в 2 га. Высота этого фикуса 26 м.

III этап. Итог урока (2 мин.)

Награждение учащихся и вручение призов.

IV этап. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием (2 мин.)

Обобщение и систематизацию ранее изученного материала по экологии  в форме игры,  возможно, проводить  с использованием элементов разнообразных игровых технологий. 

Литература:

1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с.