Урок русского языка в 3-м классе по теме "Различение предложений и словосочетаний"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Совершенствовать умение различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни словосочетание, ни предложение.

2. Формирование умения составлять из данных слов словосочетание и предложение.

3. Воспитание аккуратности письма, доброты.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель говорит, дети договаривают

Вы пришли сюда ………(учиться)

Не лениться, ……(а трудиться)

Работать как? …..(старательно)

А слушать как?.....(внимательно)

Если хочешь отвечать……(руку не забудь поднять)

Если спросят …….(надо встать, громко, чётко отвечать)

- Ребята, вы согласны с этими словами? Почему?

2. Минутка чистописания.

Ии

ил ли

- Охарактеризуйте букву.

- Запишите букву и соединения с ней по образцу до конца строчки.

- Попроси соседа по парте проверить работу и подчеркнуть карандашом самое лучшее написанное соединение букв и букву.

- Вы согласны, что вам подчеркнул сосед по парте? Что это значит? (именно так и надо писать данные буквы и их соединения)

3. Актуализация знаний обучающихся по вопросам.

Приложение.

- Какими бывают предложения по цели высказывания? (Слайд 2)

- Какими бывают предложения по интонации? (Слайд 3)

- Какими бывают предложения по составу? (Слайд 4)

- Какое предложение называется нераспространённым?

- Какое предложение называется распространённым?

- Главные члены предложения это?

4. Мотивация учебной деятельности.

-Чем предложение отличается от словосочетания?

- Сформулируйте тему урока. (Предложение и словосочетание. Различение предложений и словосочетаний)

Цель нашего урока: закрепить умение отличать предложение от словосочетания (Слайд 1)

5. Работа по теме урока.

а) Работа по учебнику стр.71. Упр.42.

- Какая группа слов является предложением, какая словосочетанием? Обоснуй свой ответ.

- Объясните правописание пропущенных орфограмм.

- Выпишите предложения.

- Распространите их.

- Подчеркните главные члены.

Покажите стрелками связь между главными и второстепенными членами в этих предложениях.

б) Составление предложений из словосочетаний с последующей взаимопроверкой.

- Выполните Упр.43 в соответствие с заданиями учебника.

в) Самостоятельная работа с текстом. (Слайд 5)

- Прочитайте текст. Что случилось с вороной? Кто ей помог? Так же и люди должны помогать друг другу в трудную минуту.

- Найдите предложение, в котором второстепенный член отвечает на вопрос где?

- Запишите это предложение.

- Разберите его по членам предложения и по частям речи.

- Проверьте свою работу. (Слайд 6)

- Найдите предложения, в которых подлежащее выражено личным местоимением. Слайд 7

г) Индивидуальная работа на карточках:

1. Прочитайте пословицу:

Добрые дела красят человека.

2. Разбери по членам.

3. Выпиши словосочетания.

4. Проверь свою работу (Слайд 8)

6. Рефлексия:

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое выполнил легко?

-Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли ли мы её, расскажи по схеме:

     узнал

Я запомнил

     понял

7. Домашнее задание: с.72 Упр.44. Из выделенных предложений выпиши словосочетания с вопросами.

8. Комментирование оценок.

Литература

1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.:Айрис-пресс,2007.-128с.

2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: Просвещение, 2010.

3. Псарёва Л.А. и др. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е: 3 класс. – М.: ВАКО, 2007.