- Тип занятия: занятие проверки и оценки знаний, умений и навыков детей.
- Идея занятия: освоение детьми опыта безопасного поведения в окружающем мире.
- Цель занятия: закрепить у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на улице
- Задачи:
Образовательные:
– закреплять знания о светофоре, дорожных знаках, правилах дорожного движения, правила поведения в автобусе;
– учить применять полученные знания на практике;
– упражнять в умении находить безопасное решение возникшей проблемы;
– расширять словарный запас;
Развивающие:
– развивать наглядно-образное мышление; зрительную и слуховую память, произвольное внимание;
– развивать самоконтроль
Воспитательные:
– воспитывать чувство товарищества, уважения к старшим,
– воспитывать положительные навыки поведения.
Коррекционные:
– коррекция эмоционально-волевой сферы (индивидуальная работа по формированию навыка самоконтроля).
Задачи саморазвития воспитателя:
– понимать и чувствовать ребенка;
– обеспечивать новые подходы к организации образовательного процесса;
– развивать профессиональную активность;
– обеспечивать личностно – ориентированный подход;
– использовать интегрирование образовательных областей.
Ход занятия
1 этап
(Цель: создание игровой проблемной ситуации для мотивации детей к дальнейшей деятельности. Воспитатель использует сочетание словесного, наглядного методов). 2 минуты.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель обращается к детям: Мы живем в городе, где много улиц и дорог. По дорогам днем и ночью движутся автомобили, а по улицам ходят пешеходы. Среди них есть неосторожные пешеходы, которые нарушают правила дорожного движения, потому что просто их не знают.
– А вы знаете правила дорожного движения? Ответы детей (да, знаем).
Воспитатель приглашает детей подойти к макету города, ставит фигурки девочки и мальчика:
– Это макет города, в котором живут брат с сестрой – Саша и Наташа. Они отправляются в гости к бабушке, и нам надо помочь Саше и Наташе без происшествий добраться до дома бабушки. Вы согласны им помочь?
Дети отвечают: Да, согласны!
2 этап – основной
.(Воспитатель использует наглядный (изображение знаков, карточки-схемы), словесный (вопросы) и практически-игровой метод.) 20 минут.
Воспитатель: Тогда в путь! Саше и Наташе надо перейти на другую сторону улицы.
Вопросы воспитателя к детям:
- Как они перейдут через проезжую часть дороги? (Ответы детей.)
- На какой сигнал светофора? (Дети: на зеленый сигнал)
- Какой перед ними светофор? (Дети: пешеходный)
- Какие еще бывают светофоры? (Дети: транспортный)
- В чем различие между транспортным и пешеходным светофорами? (Дети: “У пешеходного светофора два цвета сигнала: красный и зеленый, а у транспортного – три: красный, желтый, зеленый.)
Воспитатель предлагает двум детям взять фигурки Саши и Наташи и показать на макете где они перейдут дорогу.
Вопросы воспитателя к детям:
- Посмотрите, а где сейчас находятся Саша и Наташа? (Дети: на тротуаре)
- Скажите, бывают ли опасные ситуации на тротуарах? (Дети: да, бывают)
- Назовите, какие это могут быть опасные ситуации? Дети рассказывают об опасных ситуациях на тротуаре и выкладывают на доску схемы:
- Что вы посоветуете Саше и Наташе? (Ответы детей: быть осторожными, внимательными, смотреть по сторонам и др.)
Воспитатель предлагает детям взять фигурки Саши и Наташи и отправиться в путешествие дальше. Звучит веселая музыка, которая постепенно стихает и воспитатель просит детей поставить фигурки возле дорожного знака “А” (автобусная остановка)
Вопросы к детям:
- Возле чего остановились Саша и Наташа? (Дети: возле знака)
- Что он обозначает?
- Какие виды дорожных знаков вы знаете? (Дети: предупреждающие, запрещающие, разрешающие и указывающие)
- Поможем Саша и Наташе выучить дорожные знаки?
Воспитатель проводит дидактическую игру “Знаки”.
Цель игры: разложить предложенные знаки на 4 группы и рассказать что это за знак, в какую группу его определили и что он обозначает
– Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Вот теперь Саша и Наташа будут знать обозначения дорожных знаков. Дальше Саша и Наташа продолжат свое путешествие на автобусе. Давайте и мы поедем с ними! Садитесь в автобус (автобус сделан из стульчиков)! Звучит музыка.
Двое детей из группы начинают разыгрывать сценку:
Саша: Едет Любочка в трамвае, всех локтями раздвигая пробирается вперед. Говорит она толкая.
Люба: Фу! Какая теснота!
Саша: Говорит она старушке.
Люба: Это детские места!
Старушка: Ну, садись…
Саша: Вздыхает та.
Взрослый пассажир: Садитесь бабушка!
Старушка: Спасибо внучек!
Воспитатель обращается к детям:
- Правильно поступила Любочка? Ответы детей.
- Как должны вести себя пассажиры в автобусе? Дети рассказывают, и находят схему, соответствующую данной ситуации, ставят ее на доску.
- А среди нас есть дети, похожие на Любочку? (Дети: нет!)
– Это хорошо!
Воспитатель: Вот мы и доехали до дома бабушки. Выходите все из автобуса!
Дети вместе с воспитателем подходят к макету.
Воспитатель: Дети видят, что у дороги играют в футбол. Саша хотел присоединиться, но Наташа остановила его.
- Как вы думаете, почему Наташа его остановила?
- Где можно играть детям? Давайте посоветуем Саше!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы помогли Саше и Наташе добраться до бабушки!
3 этап (заключительный).
Время проведения 3 минуты. Дети обобщают свои знания по ПДД.
Воспитатель: Давайте рассмотрим эти иллюстрации и еще раз вспомнит: какие правила дорожного движения мы должны знать, чтобы с нами на улице не случилась беда?
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием! Теперь я знаю, что вы знаете и умеете себя правильно вести на улице, и с вами никогда не случится ничего плохого!!!