Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) по общеобразовательной области "Безопасность" по теме "Улица полна неожиданностей"

Разделы: Работа с дошкольниками


  • Тип занятия: занятие проверки и оценки знаний, умений и навыков детей.
  • Идея занятия: освоение детьми опыта безопасного поведения в окружающем мире.
  • Цель занятия: закрепить у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на улице
  • Задачи:

Образовательные:

– закреплять знания о светофоре, дорожных знаках, правилах дорожного движения, правила поведения в автобусе;
– учить применять полученные знания на практике;
– упражнять в умении находить безопасное решение возникшей проблемы;
– расширять словарный запас;

Развивающие:

– развивать наглядно-образное мышление; зрительную и слуховую память, произвольное внимание;
– развивать самоконтроль

Воспитательные:

– воспитывать чувство товарищества, уважения к старшим,
– воспитывать положительные навыки поведения.

Коррекционные:

– коррекция эмоционально-волевой сферы (индивидуальная работа по формированию навыка самоконтроля).

Задачи саморазвития воспитателя:

– понимать и чувствовать ребенка;
– обеспечивать новые подходы к организации образовательного процесса;
– развивать профессиональную активность;
– обеспечивать личностно – ориентированный подход;
– использовать интегрирование образовательных областей.

Ход занятия

1 этап

(Цель: создание игровой проблемной ситуации для мотивации детей к дальнейшей деятельности. Воспитатель использует сочетание словесного, наглядного методов). 2 минуты.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель обращается к детям: Мы живем в городе, где много улиц и дорог. По дорогам днем и ночью движутся автомобили, а по улицам ходят пешеходы. Среди них есть неосторожные пешеходы, которые нарушают правила дорожного движения, потому что просто их не знают.

– А вы знаете правила дорожного движения? Ответы детей (да, знаем).

Воспитатель приглашает детей подойти к макету города, ставит фигурки девочки и мальчика:

Это макет города, в котором живут брат с сестрой – Саша и Наташа. Они отправляются в гости к бабушке, и нам надо помочь Саше и Наташе без происшествий добраться до дома бабушки. Вы согласны им помочь?

Дети отвечают: Да, согласны!

2 этап – основной.

(Воспитатель использует наглядный (изображение знаков, карточки-схемы), словесный (вопросы) и практически-игровой метод.) 20 минут.

Воспитатель: Тогда в путь! Саше и Наташе надо перейти на другую сторону улицы.

Вопросы воспитателя к детям:

  1. Как они перейдут через проезжую часть дороги? (Ответы детей.)
  2. На какой сигнал светофора? (Дети: на зеленый сигнал)
  3. Какой перед ними светофор? (Дети: пешеходный)
  4. Какие еще бывают светофоры? (Дети: транспортный)
  5. В чем различие между транспортным и пешеходным светофорами? (Дети: “У пешеходного светофора два цвета сигнала: красный и зеленый, а у транспортного – три: красный, желтый, зеленый.)

Воспитатель предлагает двум детям взять фигурки Саши и Наташи и показать на макете где они перейдут дорогу.

Вопросы воспитателя к детям:

  1. Посмотрите, а где сейчас находятся Саша и Наташа? (Дети: на тротуаре)
  2. Скажите, бывают ли опасные ситуации на тротуарах? (Дети: да, бывают)
  3. Назовите, какие это могут быть опасные ситуации? Дети рассказывают об опасных ситуациях на тротуаре и выкладывают на доску схемы:
  4.  

  5. Что вы посоветуете Саше и Наташе? (Ответы детей: быть осторожными, внимательными, смотреть по сторонам и др.)

Воспитатель предлагает детям взять фигурки Саши и Наташи и отправиться в путешествие дальше. Звучит веселая музыка, которая постепенно стихает и воспитатель просит детей поставить фигурки возле дорожного знака “А” (автобусная остановка)

Вопросы к детям:

  1. Возле чего остановились Саша и Наташа? (Дети: возле знака)
  2. Что он обозначает?
  3. Какие виды дорожных знаков вы знаете? (Дети: предупреждающие, запрещающие, разрешающие и указывающие)
  4. Поможем Саша и Наташе выучить дорожные знаки?

Воспитатель проводит дидактическую игру “Знаки”.

Цель игры: разложить предложенные знаки на 4 группы и рассказать что это за знак, в какую группу его определили и что он обозначает

– Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Вот теперь Саша и Наташа будут знать обозначения дорожных знаков. Дальше Саша и Наташа продолжат свое путешествие на автобусе. Давайте и мы поедем с ними! Садитесь в автобус (автобус сделан из стульчиков)! Звучит музыка.

Двое детей из группы начинают разыгрывать сценку:

Саша: Едет Любочка в трамвае, всех локтями раздвигая пробирается вперед. Говорит она толкая.

Люба: Фу! Какая теснота!

Саша: Говорит она старушке.

Люба: Это детские места!

Старушка: Ну, садись…

Саша: Вздыхает та.

Взрослый пассажир: Садитесь бабушка!

Старушка: Спасибо внучек!

Воспитатель обращается к детям:

  1. Правильно поступила Любочка? Ответы детей.
  2. Как должны вести себя пассажиры в автобусе? Дети рассказывают, и находят схему, соответствующую данной ситуации, ставят ее на доску.

  1. А среди нас есть дети, похожие на Любочку? (Дети: нет!)

– Это хорошо!

Воспитатель: Вот мы и доехали до дома бабушки. Выходите все из автобуса!

Дети вместе с воспитателем подходят к макету.

Воспитатель: Дети видят, что у дороги играют в футбол. Саша хотел присоединиться, но Наташа остановила его.

  1. Как вы думаете, почему Наташа его остановила?
  2. Где можно играть детям? Давайте посоветуем Саше!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы помогли Саше и Наташе добраться до бабушки!

3 этап (заключительный).

Время проведения 3 минуты. Дети обобщают свои знания по ПДД.

Воспитатель: Давайте рассмотрим эти иллюстрации и еще раз вспомнит: какие правила дорожного движения мы должны знать, чтобы с нами на улице не случилась беда?

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием! Теперь я знаю, что вы знаете и умеете себя правильно вести на улице, и с вами никогда не случится ничего плохого!!!

Рисунки