Цели:
1. Повторение и закрепление материала по темам:
– информация и информационные процессы;
– представление информации в компьютере;
– информационные технологии;
– алгоритмизация.
2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету “Информатика”.
3. Развитие у учащихся навыков групповой работы.
4. Воспитание коллективизма, уважения к товарищам, ответственности за результат труда.
Задачи:
- Образовательная
Тип занятия: занятие обобщения знаний и практического применения знаний и умений.
Вид занятия; внеклассное занятие – конкурс знатоков.
Форма проведения: игра.
Технология: технология коллективной мыслительной деятельности.
Продолжительность: 45 минут
Оборудование:
- интерактивная доска;
- реквизит для конкурсов;
- призы, грамоты;
- листочки с текстами песни “Гимн информатике”;
- программные средства MS Word, MS Power Point, MS Excel;
- оценочные листы для жюри (Приложение 1).
Оформление класса.
Расставить парты в расчете на две команды. Приготовить место для гостей, жюри, болельщиков.
На стенах газеты по информатике, стенд “Работы учащихся”, афоризмы: “Информатик должен быть поэтом в душе”, “Информатику учить, что по бурному морю плыть, коль не знаешь как грести, то тебе не вылезти”, “Не бейся лбом в стену, а составь блок-схему”, “Машина никогда не сможет делать того, что ей не поручает человек, чего он сам не умеет делать” (А. Лавлес), “Отдайте же человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное” (Н, Винер).
Подготовительный этап.
Из двух 9-х классов формируются две команды по 6 человек.
Команды получают домашнее задание:
- Придумать название, эмблему и девиз команды (все должно быть связано с компьютерами), а также выбрать цвет для своей команды.
- С помощью MS Power Point подготовить презентацию. Обязательным является использование картинок фотографий членов команды, а также переходов между слайдами и эффектов анимации. Количество слайдов не более 10.
- Приготовить флажки своего цвета (2 больших – на компьютерный и рабочий столы, 10 маленьких – для болельщиков).
- Подготовить номер художественной самодеятельности, связанный с информатикой.
При входе в зал гости могут выбрать себе флажок команды, за которую будут болеть.
Сценарий
I. Организационный момент.
Ведущий. Добрый день! Рады приветствовать вас в нашем компьютерном кафе.
Сегодня здесь собрался узкий круг любителей информатики. Таковых гораздо больше, но наше кафе не имеет возможности вместить всех желающих. Все же остальные посетители являются частыми гостями.
Сегодня встречаются:
– две команды знатоков (команды сидят за столами);
– болельщики, которые пришли их поддержать;
– гости;
– и жюри в составе……
Ведущий. Попрошу всех сосредоточиться и вспомнить правила поведения в компьютерном классе. Болельщики, перечислившие больше правил, приносят команде, за которую болеют, дополнительный балл.
II. Исполнение песни “Гимн информатике”.
Ведущий. Начнем нашу встречу с уже известного нам “Гимна информатике”:
- Алгоритмы составлять, а потом их вычислять –
Интересная у нас стоит задача.
С Интернета все скачать
И заставку поменять
Постараешься – придет к тебе удача! - Информатика нужна, но ведь так она сложна;
То команды, то значки – не разберешься.
И дискеты нам нужны,
Драйвера, ох, как важны,
Их учи – и результата ты добьешься! - Есть науки, хороши для развития души,
Их и сами вы все знаете, конечно.
Информатика важна
Для развития ума.
Это было, это будет, это вечно!
III. Конкурс “Представление команд”.
Ведущий. Ну вот, все в сборе! Но что я вижу? За столами игроков много незнакомых лиц. Просим капитанов команд представить членов своих команд – начинаем первый конкурс.
Каждая команда представляет всех играющих, с помощью MS Power Point (презентация).
Ведущий. Спасибо командам. Просим жюри оценить первый конкурс. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.
IV. Конкурс “Разминка”
Ведущий. Ну что же, выглядят команды неплохо. Посмотрим, как они себя покажут в деле. А для начала предлагаем провести набольшую разминку.
1) Я буду говорить начало фразы, а команды за 1 минуту должны будут придумать ее окончание.
- Мне компьютер строил глазки,
“Виндусом” подмигивал… - Выдает компьютер сбои,
Мне ужасно надоел…
2) Аббревиатура – не абракадабра (Приложение 2).
Аббревиатура – в словообразовании: слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных букв, сложносокращенное слово.
(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.)
Абракадабра – бессмысленный непонятный набор слов (там же).
Из перечисленного списка аббревиатур выберите те, которые относятся к компьютерам и информатике. Объясните значение соответствующих понятий.
I команда | II команда |
ЭЛТ, ФИО, ООН, CD-ROM, BIOS, СССР, ОЗУ. | TPC/IP, ЭВМ, ГИБДД, СУБД, ЛДПР, ПЗУ, СНГ. |
(ЭЛТ – электронно-лучевая трубка, CD-ROM – компакт диск, BIOS – базовая система ввода /вывода, TPC/IP – протоколы передачи данных в Интернете, ЭВМ – электронно-вычислительная машина, СУБД – система управления базами данных, ПЗУ – постоянное запоминающее устройство, ОЗУ – оперативная память.)
3) Попробуйте сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме.
Ведущий. Разминка закончена. Жюри выставляет оценки. Максимальная оценка конкурса 5 баллов.
V. Конкурс “Декодирование документа”. (Приложение 3).
Ведущий. В рассказе А. Конан Дойла преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз – рисует человечков. Проницательный сыщик Шерлок Холмс разгадывает этот шифр и ловит преступника. Теперь минуту внимания; сейчас болельщики могут принести своей команде 2 балла, если ответят на вопрос: “Как называется рассказ, о котором идет речь?”. (“Пляшущие человечки”.)
Сейчас по 4 участника из команды работают за компьютерами – расшифровывают документ, а оставшиеся 2 – на месте расшифровывают пожелание, закодированное в двоичной системе счисления.
Время ограничено 10 минутами. Максимальная оценка этого конкурса – 7 баллов, и 1 балл получает команда, в которой все участники или большинство из них выполнили задание до конца.
Задание на компьютерах:
(По 4 участника из каждой команды.)
Получить документ путем ввода, приведенного ниже закодированного текста. Текст отформатировать в соответствии с заданными параметрами формата (они указаны в фигурных скобках, стоящих перед форматируемым фрагментом текста).
Используемые сокращения:
– начать с “красной строки”.
Выравнивание строк:
L – по левой границе,
R – по правой границе,
M – по центру,
L–R – по ширине.
Тип шрифта – Times, Arial.
Размер шрифта – 16, 18, 20.
Начертание: bl – полужирный, ital – курсив.
Закодированный текст
Arial 16 R bl Директору МКОУ “СОШ №17” г. Палласовки
¿ Times 18 bl Венецианскому С.Б. ¿ Arial 16 bl от учеников
Times 18 bl 9 класса, Times 16 R bl обитающих в кабинете № 4 Times 20 M ital заявление. Times 16 L-R Просим Вас выделить средства на приобретение оборудования, обеспечивающего беспроводной выход в Интернет. Мы, со своей стороны, í Times 18 bl ital ý обещаем повысить успеваемость Times 16 L-R по большинству предметов.
Times 20 L bl ital 24.11.11 г. Times 20 R bl ital Учащиеся 9 класса.
Задание на месте:
(Работают по двое в каждой команде.)
Расшифровать закодированное пожелание:
код
А – 00000000 | Б – 00000001 |
В – 00000010 | Г – 00000100 |
Д – 00001000 | Е – 00010000 |
Ж – 00100000 | З – 01000000 |
И – 10000000 | К – 10000001 |
Л – 10000010 | М – 10000100 |
Н – 10001000 | О – 10010000 |
П – 10100000 | Р – 11000000 |
С – 01000001 | У – 01000100 |
Т – 01000010 | Х – 01010000 |
Ф – 01001000 | Ч – 00100001 |
Ц – 01100000 | Щ – 00100100 |
Ш – 00100010 | Ы – 00110000 |
Ъ – 00101000 | Э – 00010010 |
Ь – 00010001 | Я – 00011000 |
Ю – 00010100 | ! – 11110000 |
00100000 00010000 10000010 00000000 00010000 10000100
01000100 00001000 00000000 00100001 10000000
10000000
10100000 10010000 00000001 00010000 00001000 00110000 11110000
(Желаем удачи и победы!)
Ведущий. Пока команды готовятся, проведем игру с болельщиками.
Вопросы:
1. Чья победа над гроссмейстером Гарри Каспаровым стала сенсацией 1994 года (компьютера).
2. Неумолимая статистика утверждает; две трети тех, кто имеет дома компьютер, используют его в первую очередь для этого…(для игр).
3. Какая латинская буква является и названием самого популярного витамина, и именем первого жесткого диска? (буква “С”.)
4. У какого стола столешница расположена не горизонтально, а вертикально? И можно ли работать за таким столом? (Да, это Рабочий стол Windows.)
5. Опознай пословицу.
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
(Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.) - Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.
(Дареному коню в зубы не смотрят.) - Утопающий за F1 хватается.
(Утопающий за соломинку хватается.) - Компьютер памятью не испортишь.
(Кашу маслом не испортишь.) - Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет.)
- Проводник до файла доведет. (Язык до Киева доведет.)
6. Отгадай слово.
– Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, секретная,
телевизионная, научно-техническая…(информация).
– Текстовый, графический, программный, системный, скрытый, архивный….(файл).
– Торговая, рыболовная, локальная, глобальная, агентурная, компьютерная…(сеть).
– Читательский, служебный, алфавитный, предметный, корневой, системный…(каталог).
Ведущий. Слово предоставляется жюри.
VI. Конкурс “Найди ошибку”.
Ведущий.
Прочитайте рассказ одного мальчика и определите, сколько ошибок он допустил, и в чем эти ошибки заключаются.
Каждой команде дается рассказ. Время ограничено 5 минутами. Максимальная оценка этого конкурса – 4 балла (Приложение 4).
“Я люблю рисовать на компьютере. На мой взгляд, самой лучшей программой для рисования изображений является графический редактор Word.
С помощью его я умею не только рисовать картинки, но и выполнять закраску любой части объектов. Например, недавно я нарисовал снеговика и закрасил его левую сторону желтым цветом, а правую – зеленым. С помощью инструмента “карандаш” у меня потрясающе получается строить прямоугольники и окружности, они получаются такие ровные, как будто я использовал транспортир. Кроме того, в данной программе можно сохранять изображения. Результаты своей работы я сохраняю в векторном формате bmp, хотя можно использовать и растровый формат gif, но качество изображения при этом ухудшается”.
Допущено 6 существенных ошибок:
- Word не является графическим редактором;
- закраска любой части рисунка в Word затруднительна;
- с помощью “карандаша” рисовать ровные прямоугольники и окружности практически невозможно;
- транспортир для построения окружностей не используют;
- графический формат bmp не является векторным;
- созданные в Word рисунки являются векторными и обычно сохраняются в файле формата doc.
VII. Конкурс “Цветовое определение долей”.
Ведущий.
При выполнении следующего задания участникам необходимо не только поработать в приложение MS Excel с панелью инструментов рисование, но и вспомнить математику. По окончании работы ответ распечатайте на принтере.
Участникам команды предлагается: (Приложение 5)
На панели инструментов Рисование выберите цвет и закрасьте столбец в соответствии с указанным в нем соотношением долей.
За одним компьютером работает вся команда.
Время выполнения задания – 7 минут. Максимальная оценка 6 баллов.
Пока команды работают, звучит песня “Всем нужно информатику учить”
(Исполняет вокальная группа.)
VIII. Конкурс “Сюрприз от команды”.
Ведущий.
Итак, пришло время последнего конкурса нашей сегодняшней встречи.
Кто же станет победителем?
Команды заранее подготовили для нас сюрприз.
Ведущий.
Внимание жюри: максимальная оценка – 6 баллов.
IX. Подведение итогов.
Ведущий.
Спасибо командам! Вы показали достойную игру!
Аплодисменты болельщиков – лучшее тому подтверждение!
Слово предоставляется жюри.
Жюри выставляет оценки и подводит итоги.
Происходит награждение команд.