Понятие "Цивилизация"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Понятие “Цивилизация”

(Презентация, слайд №2)

Форма социального общежития, называемая “цивилизацией”, возникла около 5 тыс. лет назад. Это общество с экономикой, государством, денежным обращением, городами как центрами власти, военной и финансовой силой, культурой, наукой, искусством. Впервые понятие “цивилизация” было введено в оборот философами французского просвещения, им оперировали Вольтер, Монтескье, Дидро и другие. Просветители понимали термин “цивилизация” как отражение гражданского общества. Однако, единое понятие “цивилизация”, как и понятие “культура”, не выработано. Существует приблизительно 200 определений этого понятия.

Основные подходы к определению “цивилизация” сводятся к следующему.

(По гиперссылке переходим на слайд №3)

Немецкий философ О. Шпенглер понимал цивилизацию как фазу заката культурно-исторического цикла, как умирающую культуру. В своей знаменитой книге “Закат Европы” (1918 г.) он писал: “В определенный момент развития культуры, когда цель достигнута и идея завершена, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией”.

О. Шпенглер сравнивал мировой исторический процесс с коллективной биографией культур.

(По гиперссылке переходим на слайд №2, возвращаемся к схеме, а затем на слайд №4)

Теория локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби.

“Локальными цивилизациями” Тойнби называл общества, имеющие во времени и пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделял 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византийскую и русскую), иранскую, арабскую, две дальневосточные, античную, египетскую и т.д. Греко-римскую считал “общей матерью” для западно-европейской и православно-христианской цивилизаций. Тойнби указывал, что рост цивилизации не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом. Рост цивилизации – это прогресс ее внутреннего самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические – в античной, религиозные – в индийской, научно-механические – в западной.

(Переходим на слайд №5)

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!)

Они пересекаются, поглощаются, гибнут, прогрессируют, ассимилируются, двигаясь в едином “цивилизованном канале”. Многие философы видят жизнь цивилизации как жизнь живого организма: зарождение, становление, зрелость, дряхление, кризис, смерть.

Задание: Приведите примеры гибели отдельных цивилизаций. Оставляют ли следы в истории исчезнувшие цивилизации?

(По гиперссылке переходим на слайд №2)

Еще один подход к понятию цивилизация можно сформулировать так: цивилизация – особенность культурно-исторического развития.

(По гиперссылке переходим на слайд №6)

В XIX веке основатель научной антропологии американец Л.Г. Морган, а затем философы и социологи К. Маркс и Ф. Энгельс стали понимать под цивилизацией определенную стадию развития. Ф. Энгельс считал, что “цивилизация” есть более высокая стадия развития общества по сравнению с “дикостью” и “варварством”.

(Слайд №7)

Итак, при всем многообразии точек зрения на понятие “цивилизация”, мы можем выделить два основных подхода: одни выдвигают идею существования локальных цивилизаций, другие говорят о цивилизациях как о стадиях общечеловеческого исторического процесса.

Остановимся более подробно на стадиальной теории.

(Слайд №8)

Термины “аграрное и индустриальное общество возникли примерно 200 лет назад (автором термина индустриальное общество признан К.А. де Сен-Симон). Американский социолог Алвин Тоффлер считал, что человеческое общество проходит следующие этапы развития (цивилизационные волны):

- 8-9 тыс. лет назад (с неолитической революции) – аграрная цивилизация

- 300 лет назад (с промышленной революции) – индустриальная цивилизация

- с конца ХХ века (с информационной революции) – зарождение постиндустриальной цивилизации

(Благодаря гиперссылкам со слайда №8 учитель может по своему плану излагать материал, давая характеристику каждому типу общества и социально-экологическим кризисам, вызвавшим переход от одного типа цивилизации к другому. Автор дает комментарии к слайдам).

Путь мировой цивилизации был не только сложным, но и неравномерным. Он шел через глобальные кризисы, вызываемые как природным, так и человеческим воздействием. Первым значительным кризисом была неолитическая революция.

Неолитическая революция. (Слайды №9, 10)

8-9 тыс. лет назад перемены в природе заставили человека реагировать не биологическим изменением. Его ответ должен был стать ответом социальной группы. Не увеличение головного мозга индивида, но объединение интеллектов индивидов. С того времени, как человек нарушил закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается история взаимоотношения двух начал: общества и природы. Начало человеческой цивилизации археологи и историки связывают с неолитической революцией- глубочайшем переворотом в обществе и самом человеке.

В чем сущность неолитической революции:

  1. Произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему (поэтому неолитическую революцию называют еще аграрной)
  2. Возник социальный генотип современного человека, человек научился самостоятельно добывать основные средства существования.

Аграрное (традиционное) общество. (Слайд №13)

Особенности аграрного общества проявляются во всех сферах общественной жизни: хозяйственно-экономической, политической, социальной, духовной.

Экономика: полная зависимость от природно-климатического фактора, основа хозяйства – земледелие и скотоводство, традиционный тип экономики, распределение зависит от социального положения, основной фактор производства - земля

Социальные отношения: включенность всех и каждого в коллектив, привязанность к нему, ощущение себя его частью (сельская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский орден, церковь, корпорация нищих и т.д.)

Замкнутость социальных структур, общины замкнуты, разделены обычаями, языковыми диалектами. Человек рождался, женился, умирал в одном окружении, месте. Занятия, семейная профессия передавались из поколения в поколение. Уход из коллектива затруднен, даже трагичен. Крестьянская община - основа аграрного общества. Строилась на клановых связях, общинном землепользовании, совместной трудовой деятельности. Аграрному обществу присуща малая динамика. Положение личности зависит от социального статуса, приближенности к властителю. Аграрное общество называют еще традиционным, так как оно держится на обычае, традиции. Здесь непререкаем авторитет старшего, именно его вмешательство может погасить все конфликты.

Политическая организация: определялась не законом, а традицией; преимущественно развивались два вида политических единиц: - локальные самоуправляющиеся сообщества, - традиционные империи

Власть – большая ценность, чем закон (деспотическая власть). Для нее не нужны никакие обоснования. Вся власть передается по наследству, и ее источник – Божья воля. Власть принадлежит одному (монарх) или немногим (аристократическая республика)

Духовная жизнь:

В ходе аграрной и особенно городской революции начал формироваться новый тип сознания - традиционное сознание. Традиционализм в форме мировых религий создал более тесные условия для общения. Традиционное сознание видит связь поколений, ощущает необходимость передачи знаний. Традиционный человек понял, что не всесилен, он не равен природе (недостижимость идеала), отсюда – понятие грешности, появление религий спасения. Традиция, обычай определяли духовную жизнь людей аграрного общества. Возникшая в III тыс. до н.э. письменность свидетельствовала о новом качестве человеческой культуры. При этом передача устной информации преобладала над письменной информацией. Круг образованных людей был мал.

(Слайд №11) Индустриальная (промышленная революция).

Кризис аграрного общества надо искать во взаимоотношениях общества и природы. Очередной социально-экологический кризис зарождается в Европе в XIII веке и продолжается несколько столетий. Связан он был с колоссальной распашкой земель в Европе, вырубкой лесов, превращением городов в свалки отходов. Это приводило к распространению “черной смерти” – чумы, которая подчас уничтожала жителей целых городов и районов. Угроза истребления, истощения плодородных земель, лесов и водоемов заставляла человека искать новые, по тем временам щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была такой технологией, которая сохраняла природу. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века.

(Слайд №14) Индустриальное общество.

Экономика: независимость от природно-климатического фактора, основа производства – промышленность (мануфактура, фабрика), господство частной собственности, рыночные отношения, индивидуальный труд, основной фактор производства – капитал, применение механизмов, технологий.

Социальные отношения: большая подвижность, открытость; положение личности зависит от собственных заслуг

Политика: Рождение национальных государств, колониальных империй. Правовое государство и гражданское общество

Духовное развитие: модернизация сознания, “персоноцентризм”, Личность, Закон, Свобода, Равенство, Справедливость, признание идеи прогресса, языки межнационального общения

Научно-техническая революция (слайд №12)

С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий, человек снова стал потреблять природу в таком количестве, что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, осознание себя полновластным хозяином природы привели человечество к очередному социально-экологическому кризису. В второй половине ХХ века осознание глобальных проблем стало носить общечеловеческий характер.

Глобальные проблемы человечества:

  • Проблемы экологии.
  • Сохранение мира.
  • Проблема сырья.
  • Продовольственная проблема.
  • Энергетическая проблема.
  • Проблема народонаселения.
  • Проблема преодоления отсталости ряда регионов мира.

Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX в., качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил, коренная перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Информационное общество.(Слайд №15)

Экономика:

1) тотальное распространение информационной технологии, информатики, телекоммуникаций, вычислительной техники и т.д. в материальном и нематериальном производстве, в образовании, науке;

2) создание и работа разветвленной сети различных банков данных;

3) превращение информации в один из важнейших факторов экономического, национального и личностного развития;

4) свободное движение информации в обществе и возникновение новой формы демократии - “демократии консенсуса”.

Новая экономика информационного общества опирается на широкое использование информационных ресурсов, так как именно она дает возможность преодолеть относительную ограниченность ресурсов физических. Экономическая деятельность определяется не только собственно производством, но и его подготовкой, транспортировкой, сбытом и т.д. Возрастает скорость экономических процессов, так как устраняются промежуточные звенья в цепи “производитель - потребитель” (банковские операции без кассиров, поставки продукции с базовых складов, минуя промежуточные, розничная торговля через систему электронных заказов и т.д.). Ориентация на эффективность делает ненужным громоздкий управленческий аппарат. Микропроцессорная техника, информационная технология снижают материалоемкость, энергоемкость производства. Новая экономика изменит и характер накопления: накопление не вещественных элементов производства, а знаний, информации.

Политика – глобализация мира.

Социальная жизнь – открытость общества.

Духовная жизн – стремление к гармонизации.

Эрих Фромм, крупнейший философ и социолог ХХ века, в своих прогнозах указал на три компонента общества будущего: разум, гуманизм, экология. Именно это, по его мнению, спасет человечество.

“Наше будущее – не вселенская битва народов за выживание, а поиски оптимальных и рациональных форм производительных сил, моделей их социальной организации, новой духовности человека”. (Е.Н. Захарова)

Используемая литература

1. Е.Н. Захарова “Введение в обществознание. Общество – Культура - Цивилизация” / Учебное пособие. 10–11 класс. Московский учебник.1999 г.

2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов. Л.Ф.Иванова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова.– М.: Просвещение, 2003.

3. Человек и общество: Учеб. Пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2003.

Интернет ресурсы (в том числе иллюстрации для презентации):

  1. Wikipedia
  2. www.proshkolu.ru
  3. dds.hubpages.com