Дополнительная образовательная программа "Арифметические и логические основы компьютерной грамотности"

Разделы: Информатика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для эффективного использования новейших достижений науки и техники мышление человека должно быть логически правильным.

Люди с давних времен стремились познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительна. Дейл Карнеги в книге “Как перестать беспокоиться и начать жить” пишет: “Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам”.

Логическое мышление не является врожденным, но его можно и нужно развивать различными способами. Один из способов развития логического абстрактного мышления - это изучение законов логики. Другой способ развития мышления - это решение задач.

Актуальность данной программы в том, что воплощение в жизнь современных методов исследовательского обучения в образовании также не возможно без понимания роли информации и информационных процессов в обществе, умения анализировать, кодировать и представлять данные, систематизировать и структурировать информацию, прогнозировать вариативность результата.

Данная программа направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, на умение анализировать и логически мыслить.

Цель курса: формирование логического мышления, развитие интеллектуальных способностей.

Задачи курса:

  • обучающие:
    • учить анализировать и систематизировать информацию;
    • учить проводить обработку данных с помощью компьютера;
    • учить оценивать логическую правильность рассуждений;
    • познакомить учащихся с вероятностным характером многих закономерностей окружающего мира;
  • развивающие:
    • способствовать развитию творческого и познавательного потенциала любого ребенка;
  • воспитательные:
    • воспитывать ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
    • избирательного отношения к полученной информации.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы - данный курс является основой для дальнейшего углубленного изучения информатики.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования для углубленного изучения в профильных классах и программы А. Г. Щеголева “Информатика и диалектика”.

Программа научно-технической направленности рассчитана на 3 года (216 часов) по 2 часа в неделю и рекомендуется для учащихся 7-х, 8-х, 9-х классов, состоит из разделов: кодирование информации, элементы теории графов, основы алгоритмизации и программирования, основы логики, язык логического программирования Пролог, силлогизмы, элементы теории вероятностей и элементы комбинаторики.

Рекомендуемые формы контроля могут быть следующие:

  • при текущем контроле: беседа; индивидуальные задания; самостоятельные и практические работы;
  • при промежуточном контроле: марафоны, телеконференции, игры;
  • при итоговом контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ.

Ожидаемые результаты:

• имеет представление о роли информации и информационных процессов в обществе; о вероятностном характере многих закономерностей окружающего мира; о методах обработки, хранения и передачи информации из различных предметных областей;

• умение анализировать и систематизировать информацию на основе теории графов;

• умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

• умение принятия нестандартных решений;

• умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.

• имеет представление о вероятностном характере многих закономерностей окружающего мира;

В результате обучения учащиеся должны:

знать/понимать:

- правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • что такое информация;
  • виды, свойства информации, информационные процессы;
  • основные единицы измерения информации;
  • понятие кодирование и декодирование;
  • виды систем счисления;
  • основные понятия теории графов: полный граф, степень вершины, путь в графе, цикл, связанность графа;
  • понятие дерева, плоского и Эйлерова графа;
  • понятие алгоритма;
  • основные свойства алгоритма;
  • основные объекты графического интерфейса среды ЛогоМиры.

- правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • понятия высказывания, суждения, понятия;
  • логическую символику;
  • законы алгебры логики;
  • понятия база данных;
  • понятия, база знаний;
  • понятия умозаключения, силлогизма;
  • случайные и детерминированные исходы процессов и явлений;
  • понятия статистической частоты и вероятности исходов;
  • перестановка, размещения, сочетания.

уметь:

- следовать требованиям техники безопасности, гигиены при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • кодировать различные виды информации;
  • находить значение небольших чисел в различных системах счисления;
  • определять степень вершины;
  • строить полный граф;
  • строить дерево поиска решения;
  • решать задачи с помощью графов;
  • управлять движением Черепашки;
  • составлять формулу суждения;
  • строить таблицы истинности;
  • упрощать логические функции;
  • решать логические задачи различными способами;
  • составлять факты, правила, запросы в Прологе;
  • вывести умозаключение;
  • находить статистическую частоту исходов испытаний;
  • находить вероятности исходов различных испытаний;

решать простейшие комбинаторные задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение1).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (приложение2).

Список литературы для учителя

  1. Гетманова А. Д. “Учебник по логике”, издательство “ВЛАДОС”, Москва 1994г.
  2. Андреева Т. А., Босова Л. Л., Фалина И. Н. “Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие” 2-е изд., испр. М.: Бином. Лаборатория знаний 2007г.
  3. Владимир Курбатов “Как развить свое логическое мышление”, издательство “Феникс”, информатики”, издательство “АСТ”, Москва 2000г.
  4. О. А. Житкова, Е. К. Кудрявцева “Бейсик и паскаль: от простого к сложному” (8-11 классы). – Калуга: изд. Н. Бочкаревой, 1998г.
  5. В. Ю. Лыскова “Логика в информатике” – Москва.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001г.
  6. Л. Л. Босова “Арифметические и логические основы ЭВМ”. – Москва. Информатика и образование, 2000г.
  7. Л. З. Шауцукова “Основы информатики в вопросах и ответах”. Изд. Центр “ЭЛЬФА”,1994г.
  8. Л. Ю. Березина Графы и их применение: Пособие для учителей.- Москва: Просвещение, 1979 г.
  9. О. Оре “Графы и их применение”, перевод с английского Л. И. Головиной.- Москва.: изд “Мир”,1965 г.
  10. Н. В. Макарова “Информатика. Начальный курс”, издательство “Питер”, Санкт-Петербург Ростов - на - Дону 1997г.
  11. О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович “Курс компьютерной технологии с Основами. 2010.
  12. Н. В. Макарова “Информатика. 7-9 класс”, издательство “Питер”, Санкт-Петербург 2010.
  13. Н. В. Макарова. “Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс”, СПб.: Питер, 2010.
  14. Л. Л. Босова “Информатика. Учебник 6 класс”, издательство “Бином”, Москва 2007 г.
  15. Л. Л. Босова “Информатика. Учебник 7 класс”, издательство “Бином”, Москва 2007 г.
  16. И. Братко “Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта”, издательство “Мир”, Москва 1990г.
  17. Кутасов А. Д. Элементы математической логики. – Москва: “Просвещение”,1977г.
  18. Б. В. Гнеденко “Курс теории вероятностей”, издательство “Наука”, Москва 1969г.
  19. “Пособие по математике для поступающих в вузы” под редакцией Г. Н. Яковлева издательство “Наука”, Москва 1981г.
  20. Л. В. Тарасов “Неслучайная случайность” издательство Всероссийской Школы Математики и Физики “Авангард”, Москва 1993г.
  21. В. Н. Федосеев “Решение вероятностных задач” в 2х частях, издательство Всероссийской Школы Математики и Физики “Авангард”, Москва 1999г.
  22. Список литературы для учащихся

  23. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
  24. Информатика и моделирование процессов в природе и обществе. Щёголев А. Г. М., Издательство Всероссийской школы математики и физики “Авангард”, 1992г.
  25. Бешенков С. А. , Ракитина Е. А. “Информатика. Системный курс. Учебник для 10-го класса”. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001г.
  26. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова “Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №1. Начальный уровень” СПб издательство “Питер”, 2010.
  27. Н. В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова “Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь №2. Начальный уровень” СПб издательство “Питер”, 2010.
  28. Л. Л. Босова “Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. 5-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  29. Андреева Т. А., Босова Л. Л., Фалина И. Н. “Математические основы информатики. Элективный курс : учебное пособие” 2-е изд., испр. М.: Бином. Лаборатория знаний 2007г.