Цель: подвести итоги коррекционной работы за учебный год; подчеркнуть значимость логопедических занятий для речевого и общего развития детей.
Задачи:
1) общеобразовательные:
- Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- Совершенствовать практические умения и навыки детей.
2) коррекционно-развивающие:
- Развивать грамматический строй речи;
- Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
- Формирование самоконтроля за речью;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приёмы: наглядный - моделирование, игровой – игра с мячом, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.
Оборудование: наборное полотно, магнитная доска, символы звуков (по Ткаченко), мяч, зеркала, индивидуальные карточки, цветные карандаши, предметные картинки, пособие «Светофор», Феи звуков, пособие «Бабочки и цветы», музыкальное сопровождение «Паровозик из Ромашково», медали.
Словарная работа: символ, гласный, согласный звук,
Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки, работа с индивидуальными карточками.
Подготовка логопеда: подбор методической литературы, написание конспекта.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами многому учились: правильно произносить звуки, различать их. Сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
Логопед: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Л: Прежде чем отправиться, подготовим наши язычки. Чтобы они у нас были послушными, проведём гимнастику «У бабушки с дедушкой»:
Садитесь перед зеркалами, слушайте и выполняёте упражнения:
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
Утром проснулись – в улыбочку губы
Чистили мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи
С нижними зубками тоже мы дружим.
Итак, чтобы наш весёлый поезд тронулся, нам нужно его завести, сказав волшебные слова (с массажными мячиками):
Д:
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
(Звучит песенка «Паровозика из Ромашково»)
1. Основная часть:
Л: Вот и остановка и первое задание:
(символы звуков на доске)
Что это перед вами?
Д: Это символы звуков.
Какие звуки вы знаете?
Д: Гласные и согласные.
Назовите гласные звуки. А, У, И, О, Ы, Э.
Почему они так называются?
Д: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть. Обозначаются красным цветом.
Назовите согласные звуки.
Д: М, Мь, Н, Нь,Т,Ть,С, Сь…..
Почему они так называются?
Д: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.
Чистоговорки с гласными звуками (с опорой на картинки):
А-а-а – Аня гладила кота; У – у – у – утка плавает в пруду; И – и – и – у Инны синие носки; Ы – ы – ы – тыквы, бусы и усы; Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо; О – о – о – у Оли новое пальто.
Л: Поиграем в игру «Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»:
(Дети стоят в кругу)
Вы должны поймать мяч, если услышите в слове звук, обозначенный символом, либо спрятать руки за спину, если звука в слове не окажется:
А – аист, кот, кит, акула; И – диван, солнце; Т – трава, стол; П – пакет, небо.
Молодцы, справились с заданием. Отправимся дальше (звучит музыка).
(На наборном полотне выставлены Феи звуков)
Нас встречают Феи звуков. Они очень разные и любят играть с разными звуками. Поиграем в игру «Для кого картинка?» (сначала выходят дети с картинками, в названии которых первый звук гласный – для Феи гласных звуков, затем дети с картинками, в названии которых первый звук – согласный твердый, потом с картинками с согласным мягким в начале слова)
Отправимся дальше (звучит музыка). Впереди светофор. Нам предстоит выполнить задание: определить место звука в словах (с предметными картинками, сигнал загорается по определению позиции звука в слове). Если звук находится в начале слова, то загорается красный свет, если в середине – то желтый, если в конце – зеленый. Можно двигаться дальше? Да.
Физ. минутка: Мы с вами оказались на лесной поляне
Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух
Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе
Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут
и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф
Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з
Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят: г-у-у! г-у-у! г-у-у!
Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.
Л: Ещё одно задание от жителей Звукограда. Перед вами карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы заполнить пустые клетки: определить место звука в словах, твердый или мягкий, количество слогов (дети выполняют задание самостоятельно).
(Демонстрация образца после выполнения задания - для самоконтроля)
Молодцы. Справились со всеми заданиями. Феи благодарят вас и дарят вам подарки: игру и медали. Нам пора отправляться в д/с. Скажем волшебные слова:
Говорить с тобою мы
Четко, правильно должны.
Чтобы звуки зазвучали,
Чтобы все нас понимали!
(Звучит музыка)
Итог занятия:
Куда мы совершили путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Какие задания понравились, и вы бы хотели поиграть ещё?