Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- Дидактическая – создать условия для ознакомления первоклассников с одним из малых жанров письменной речи.
- Практическая – научить написанию записок и попытаться внедрить этот способ общения ребят с родителями и товарищами в их реальную жизнь.
- Обучающие – познакомить с запиской, как видом сообщения информации; научить составлять записки, разные по назначению; закрепить знание о правилах написания предложения и мен собственных.
- Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
- Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
- Здоровьесберегающая – создание благоприятных гигиенических и эстетических условий для проведения урока.
Формирование универсальных учебных действий:
-
Личностные УУД
Формирование: учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках. -
Регулятивные УУД
Формирование: умения формулировать тему и цели урока; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку; оценивания процесса и результата деятельности. -
Познавательные УУД
Формирование: умения строить устные высказывания; формулировать проблемы и решать их; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. -
Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре.
Основные понятия:
- записка;
- структура записки;
- этические нормы записки.
Оборудование и материалы:
- ученик – тетрадь, простой карандаш, карточки белого и голубого цвета (Приложение 1), ручка;
- учитель – проектор, толковый словарь, карточки для индивидуальной работы, магниты, записка.
Ход урока
I. Оргмомент
Эмоциональный настрой:
– Настроенье каково!
– Во!
– Все такого мнения!
– Все без исключения!
– Может, вы уже устали?
– Мы с собой таких не брали!
– Может, ляжем, отдохнём?
– Лучше мы урок начнём
II. Целеполагание и мотивация.
– Сегодня на уроке русского языка у нас будет много интересных и полезных дел. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (на доске на магнит приколота записка).
– Ребята, а вы или ваши родители оставляют вам вот такие листочки?
– А кто знает, как они называются? Правильно. Значит тема нашего урока… Учимся писать… записки.
III. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
– Раз у вас прекрасное настроение, вы полны сил и желания начать урок, мы, не теряя времени, приступим к работе и начнём с оформления работы. Но перед этим выполним пальчиковую гимнастику.
– Минутка чистописания. Начинаем работу! (1-2 мин)
- Самопроверка и оценивание работ.
– Кто из ребят прекрасно справился с заданием и заслуживает похвалы?
IV. Работа по новой теме
– Ребята, вы уже все довольно взрослые и, наверное, не раз родители оставляли вас дома одних. Вот и Антон, однажды, проснувшись утром, увидел на столе листок бумаги.
– Раньше мама не писала Антоше таких листочков. Он даже не знал, как они называются. А вы знаете? А зачем их пишут?
– Антон прочитал мамин листочек и решил тоже ответить маме. Вот что у него получилось
– Как вы думаете, сразу ли мама поймёт, что тут написано?
– Что ей помешает? (ошибки)
– Задание: Карточки белого цвета. Исправьте ошибки Антона. Все исправления объясняйте. Исправляйте ошибки по всем правилам. Работа в парах. Комментарии.
- Гимнастика для глаз.
– Сравните записки мамы и Антона. На какие правила вежливости мальчик не обратил внимания?
– Что же такое записка? (Хорошо читающий ученик читает из толкового словаря)
– То есть в записке обязательно должны присутствовать определенные части. Давайте попробуем их выявить (работа с определением по слайду 4)
– Итак, в записке должны быть 3 части
- обращение,
- сообщение,
- подпись.
– Впишите составные части записки в схему. Карточки голубого цвета. Работаем в парах, один пишет, второй проверяет.
– А теперь давайте попробуем найти в записке мамы эти три части
- Физкультминутка.
«Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
V. Осмысление и осознание блока новой учебной информации.
– Прочитайте ещё одну записку. Её написал мальчик по имени Малыш. Кто знает, как называется книга о нём?
– Хорошо ли сделал Малыш, что оставил записку? Почему вы так считаете?
– Но правильно ли он её написал? Почему?
– Какую часть записки Малыш не забыл написать? (сообщение). А какие части он не написал? (обращение и подпись).
– Давайте дополним его записку.
– Задание: самостоятельно найдите в тексте описку и три ошибки, запишите в тетрадь записку Малыша правильно, соблюдая все составные части.
– Ребята, оказывается, в записках можно не только сообщать что-то, но и просить о чём-то, предлагать что-нибудь и даже приглашать в гости.
– Попробуйте составить записку (четверки – групповая работа):
- 1 ряд – просьбой о чём-то,
- 2 ряд – предложением чего-либо,
- 3 ряд – приглашением в гости.
Представление, обсуждение и корректировка (при необходимости) работ
VI. Рефлексия.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– А что такое, записка?
– Зачем люди их пишут?
– Из каких частей состоит записка?
– Молодцы! Вы хорошо всё поняли! Будете ли вы теперь сами писать записки? А кому можно их написать?
– Ребята, я хочу поделиться с вами ещё одним секретом воспитанных людей! Оказывается, воспитанные люди никогда не читают чужие записки без разрешения! Не забывайте об этом!
VII. Домашнее задание.
– Расскажи дома родителям, зачем нужны и как правильно писать записки. Предложи родителям написать тебе записки, а потом ты им.
– Посмотрите на доску, на ней мордочки разного настроения человека. Встаньте там, какое у вас настроение после нашего урока.
Технологическая карта урока – Приложение 2.