Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков з-с, зь-сь.;
- учить соотносить звук с соответствующей буквой;
- учить дифференцировать звуки и буквы изолированно, в слогах, словах;
- расширение словарного запаса.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, тактильных ощущений, мимики, интонационной стороны речи;
- вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах.
3. Коррекционно-воспитательная.
- воспитывать интерес к занятиям, чувства патриотизма, товарищества, доброжелательность.
Оборудование:
- ПК, проектор;
- карточки с объемными буквами;
- матрешки;
- индивидуальные карточки;
- зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, тихо садитесь. Вспомните, ребята, я на первом занятии вам рассказывала о символах России. Какое дерево издревле принято считать символом России?
Д.: Березу.
Показ слайда 4. (береза, музыка)
Л.: Правильно, а кто знает, какая игрушка считается исконно русской?
Д.: Матрешка.
Л.: Правильно. Сегодня на занятие к нам пришла красавица Матрешка, она хочет у вас многому научиться и вас поучить. Давайте вспомним, с чего мы начинаем каждое занятие и расскажем ей правило речи.
Д.:
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Верно, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Развитие мимики.
Л.: (Матрешка спрашивает): Какая сегодня погода? Пасмурно! Покажите, что мы печалимся. А если светит солнышко? Покажите выражением лица (радость). А вот налетела тучка, вы огорчились, покажите (огорчение). Грянул гром, сверкает молния! (испуг). Но вот уже снова выглянуло солнышко (радость). Нам хорошо.
Л.: Молодцы.
III. Сообщение темы и цели занятия.
Л.: Ребята, Матрешка (1) зовет нас в зоопарк. Но после нашей прогулки вы ей объясните, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Итак, мы в зоопарке. Встретили мы там много различных животных.
Показ слайда 5-6.
(Звучит музыка из передачи "в мире животных", показ картинок: зоопарк, заяц, зубр, зебра, змея, слон, соболь, сокол)
Л.: И вот, в зоопарке мы встретили зайца, зубра, зебру, змею, слона, соболя, сокола и много других животных.
– Повторите четко названия этих животных, что вы заметили общего, одинакового в этих словах? (Выделите первый звук в словах).
– Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать, расскажите Матрешке?!
Д.: Сегодня мы будем работать со звуками с-з, сь-зь.
Л.: Правильно! Сегодня на занятии мы будем работать со звуками с-сь, з-зь. Учиться четко, правильно их произносить, слышать их в слогах, в словах и различать их на слух и на письме. Вот вам Матрешка дарит за правильные ответы подарки.
IV. Уточнение артикуляции звуков с-з.
Л.: Ой, смотрите, а внутри есть еще одна Матрешка (2). Она тоже хочет многому научиться. Просит вас показать, как правильно произносятся звуки з и с.
Л.: Произнесите эти звуки, наблюдая за собой в зеркало, посмотрите, какое положение занимают зубы, губы, язык.
Матрешка:
Я поняла,
Распластанный язык пошире,
К нижним зубкам ближе,
Посередине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, с-с-с и з-з-з произнеси.
Показ слайда 7. (профили)
Л.: Обратите внимание на профиль, все правильно?
– Ребята, что вы можете рассказать Матрешке об этих звуках? Дайте их характеристику.
Д.: З – это звук согласный, т.к. воздух во рту не встречает преграду, произносится отрывисто, звонкий, голос включается, в слове может быть твердым или мягким -з-зь.
– С-этот звук согласный, глухой, в слове может быть твердым или мягким с-сь.
– Эти звуки называются парными согласными.
Л.: Как вы думаете почему?
Матрешка: Какими буквами обозначаются эти звуки?
Дети отвечают.
Л.: Правильно!
Л.: Поселим их в один домик, потому что они парные согласные.
Показ слайда 8.(буквы в домике)
V. Развитие тактильных ощущений.
Л. – Матрешка приготовила для вас интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете с закрытыми глазами на ощупь определить, какая буква на карточке. Называть букву будете, только когда я прикоснусь к вашей руке.
– Чему учила вас Матрешка?
Дети отвечают.
VI. Графический диктант.
(показ на доске)
Л.: Матрешка все время путает буквы з и с. Я буду на доске писать линии, а вы обозначайте их буквами. Замените короткую прямую линию на букву эс, а длинную на букву
Л.: Молодцы, справились с заданием! За это вам Матрешка дарит подарки.
VII. Физминутка.
Л.: Смотрите, тут еще одна Матрешка (3), она любит прыгать, бегать, отдыхать. Давайте, покажем ей, как мы умеем отдыхать.
«Зайчишки»
Мы – веселые зайчишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
“Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Л.: Молодцы.
VIII. Развитие фонематического слуха.
Л. – Вот после разминки, наши Матрешки встретились и стали друг другу истории рассказывать, послушайте и повторите.
Одна спрашивает:
А-зо-са? Зу-су-зу-су?
А другая отвечает:
ос-аз-ос-аз зи-зе-си-се
Л.: Чему вы учились у Матрешек?
Дети отвечают.
IX. Игра «Молчанка».
Л.: А вот еще одна Матрешка (4). Она любит молчать, и приготовила вам картинки. Научите ее различать звуки з-с. Посмотрите на них, определите какой звук з или с есть в слове, мягкий или твердый он и поднимите нужную букву.
Показ слайда 9.
– Арбузы, стул, маска, зима, гуси, месяц, газета.
– Хорошо. Так чему мы учили эту Матрешку? Она вам благодарна и дарит всем подарки.
X. Работа со словами-паронимами.
Л.: Посмотрите, какая маленькая Матрешка (5)! Смотрит она на домик и удивляется, почему эти буквы поселились в один домик? Поможем ей объяснить?
Д.: Да, эти буквы называются парные согласные.
Л.: Я произнесу слово, а вы замените один парный согласный, на другой и получится новое слово. Запишите эти пары слов, выделяя парные согласные з-с.
– Роза-роса, коза-коса, Зоя-соя, змей-смей, Лиза-лиса, Захар-сахар.
Л.: Чему вы учили Матрешку, выполняя это упражнение? Молодцы! Получите подарки.
XI. Самостоятельная работа.
Л.: Ребята, эта Матрешка хоть и маленькая, но очень самостоятельная, хочет проверить, а умеете работать самостоятельно? Она приготовила вам карточки с заданием. Вставьте пропущенный слог са или за.
Ли… | …пог | пи…тель | ||
Ли… | …мок | вя..ли | ||
ко… | …хар | пи…ла | ||
мимо… | …жёг | ли…ть | ||
Л.: Выполнили? А теперь поменяйтесь тетрадками, для взаимопроверки.
– Чему вас учила Матрешка? А вы ее чему научили?
XII. Дифф-ция зв.з-с в наборе слов. Игра «Третье лишнее».
Л.: Ой, посмотрите, какая маленькая. Маленькая (6), да удаленькая. Она любит играть и проведет с вами игру на внимание. Она будет называть по 3 слова. Определите, какой зв. С или з спрятался в каждом слове. С учетом звуков выберите и запишите лишнее слово. Объясните свой выбор. Выделите нужным цветом парные согласные.
Вазы-ласты-хвосты, зимушка-гнездо-сумка, запад-пастух –салют, зонтик-коляска-вязать, зов-зной-север, свалка-сухо-земля.
Л.: Закройте тетради, я проверю после ваши работы. Чему учила вас Матрешка?
XIII. Подведение итога занятия.
Л.: А сейчас повторите, чему вы учили весь урок Матрешек? Что вы запомнили об этих звуках? Какие задания больше понравилось выполнять?
Молодцы! Спасибо за урок. Вы свободны.
Показ слайда 10. (звонок)