Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков з-с, зь-сь в словах и слогах"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков з-с, зь-сь.;
  • учить соотносить звук с соответствующей буквой;
  • учить дифференцировать звуки и буквы изолированно, в слогах, словах;
  • расширение словарного запаса.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза и логического мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, тактильных ощущений, мимики, интонационной стороны речи;
  • вырабатывать навык правильного произношения звуков в словах, слогах.

3. Коррекционно-воспитательная.

  • воспитывать интерес к занятиям, чувства патриотизма, товарищества, доброжелательность.

Оборудование:

  • ПК, проектор;
  • карточки с объемными буквами;
  • матрешки;
  • индивидуальные карточки;
  • зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, тихо садитесь. Вспомните, ребята, я на первом занятии вам рассказывала о символах России. Какое дерево издревле принято считать символом России?

Д.: Березу.

Показ слайда 4. (береза, музыка)

Л.: Правильно, а кто знает, какая игрушка считается исконно русской?

Д.: Матрешка.

Л.: Правильно. Сегодня на занятие к нам пришла красавица Матрешка, она хочет у вас многому научиться и вас поучить. Давайте вспомним, с чего мы начинаем каждое занятие и расскажем ей правило речи.

Д.:

Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Верно, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Развитие мимики.

Л.: (Матрешка спрашивает): Какая сегодня погода? Пасмурно! Покажите, что мы печалимся. А если светит солнышко? Покажите выражением лица (радость). А вот налетела тучка, вы огорчились, покажите (огорчение). Грянул гром, сверкает молния! (испуг). Но вот уже снова выглянуло солнышко (радость). Нам хорошо.

Л.: Молодцы.

III. Сообщение темы и цели занятия.

Л.: Ребята, Матрешка (1) зовет нас в зоопарк. Но после нашей прогулки вы ей объясните, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Итак, мы в зоопарке. Встретили мы там много различных животных.

Показ слайда 5-6.

(Звучит музыка из передачи "в мире животных", показ картинок: зоопарк, заяц, зубр, зебра, змея, слон, соболь, сокол)

Л.: И вот, в зоопарке мы встретили зайца, зубра, зебру, змею, слона, соболя, сокола и много других животных.

– Повторите четко названия этих животных, что вы заметили общего, одинакового в этих словах? (Выделите первый звук в словах).

– Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать, расскажите Матрешке?!

Д.: Сегодня мы будем работать со звуками с-з, сь-зь.

Л.: Правильно! Сегодня на занятии мы будем работать со звуками с-сь, з-зь. Учиться четко, правильно их произносить, слышать их в слогах, в словах и различать их на слух и на письме. Вот вам Матрешка дарит за правильные ответы подарки.

IV. Уточнение артикуляции звуков с-з.

Л.: Ой, смотрите, а внутри есть еще одна Матрешка (2). Она тоже хочет многому научиться. Просит вас показать, как правильно произносятся звуки з и с.

Л.: Произнесите эти звуки, наблюдая за собой в зеркало, посмотрите, какое положение занимают зубы, губы, язык.

Матрешка:

Я поняла,
Распластанный язык пошире,
К нижним зубкам ближе,
Посередине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, с-с-с и з-з-з произнеси.

Показ слайда 7. (профили)

Л.: Обратите внимание на профиль, все правильно?

– Ребята, что вы можете рассказать Матрешке об этих звуках? Дайте их характеристику.

Д.: З – это звук согласный, т.к. воздух во рту не встречает преграду, произносится отрывисто, звонкий, голос включается, в слове может быть твердым или мягким -з-зь.

– С-этот звук согласный, глухой, в слове может быть твердым или мягким с-сь.

– Эти звуки называются парными согласными.

Л.: Как вы думаете почему?

Матрешка: Какими буквами обозначаются эти звуки?

Дети отвечают.

Л.: Правильно!

Л.: Поселим их в один домик, потому что они парные согласные.

Показ слайда 8.(буквы в домике)

V. Развитие тактильных ощущений.

Л. – Матрешка приготовила для вас интересное задание. Я каждому дам карточку с буквой. Вы должны будете с закрытыми глазами на ощупь определить, какая буква на карточке. Называть букву будете, только когда я прикоснусь к вашей руке.

– Чему учила вас Матрешка?

Дети отвечают.

VI. Графический диктант.

(показ на доске)

Л.: Матрешка все время путает буквы з и с. Я буду на доске писать линии, а вы обозначайте их буквами. Замените короткую прямую линию на букву эс, а длинную на букву

Л.: Молодцы, справились с заданием! За это вам Матрешка дарит подарки.

VII. Физминутка.

Л.: Смотрите, тут еще одна Матрешка (3), она любит прыгать, бегать, отдыхать. Давайте, покажем ей, как мы умеем отдыхать.

«Зайчишки»
Мы – веселые зайчишки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

“Дом на горе”
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)

Л.: Молодцы.

VIII. Развитие фонематического слуха.

Л. – Вот после разминки, наши Матрешки встретились и стали друг другу истории рассказывать, послушайте и повторите.

Одна спрашивает:

А-зо-са? Зу-су-зу-су?

А другая отвечает:

ос-аз-ос-аз зи-зе-си-се

Л.: Чему вы учились у Матрешек?

Дети отвечают.

IX. Игра «Молчанка».

Л.: А вот еще одна Матрешка (4). Она любит молчать, и приготовила вам картинки. Научите ее различать звуки з-с. Посмотрите на них, определите какой звук з или с есть в слове, мягкий или твердый он и поднимите нужную букву.

Показ слайда 9.

– Арбузы, стул, маска, зима, гуси, месяц, газета.

– Хорошо. Так чему мы учили эту Матрешку? Она вам благодарна и дарит всем подарки.

X. Работа со словами-паронимами.

Л.: Посмотрите, какая маленькая Матрешка (5)! Смотрит она на домик и удивляется, почему эти буквы поселились в один домик? Поможем ей объяснить?

Д.: Да, эти буквы называются парные согласные.

Л.: Я произнесу слово, а вы замените один парный согласный, на другой и получится новое слово. Запишите эти пары слов, выделяя парные согласные з-с.

Роза-роса, коза-коса, Зоя-соя, змей-смей, Лиза-лиса, Захар-сахар.

Л.: Чему вы учили Матрешку, выполняя это упражнение? Молодцы! Получите подарки.

XI. Самостоятельная работа.

Л.: Ребята, эта Матрешка хоть и маленькая, но очень самостоятельная, хочет проверить, а умеете работать самостоятельно? Она приготовила вам карточки с заданием. Вставьте пропущенный слог са или за.

Ли…   …пог   пи…тель
Ли…   …мок   вя..ли
ко…   …хар   пи…ла
мимо…   …жёг   ли…ть

Л.: Выполнили? А теперь поменяйтесь тетрадками, для взаимопроверки.

– Чему вас учила Матрешка? А вы ее чему научили?

XII. Дифф-ция зв.з-с в наборе слов. Игра «Третье лишнее».

Л.: Ой, посмотрите, какая маленькая. Маленькая (6), да удаленькая. Она любит играть и проведет с вами игру на внимание. Она будет называть по 3 слова. Определите, какой зв. С или з спрятался в каждом слове. С учетом звуков выберите и запишите лишнее слово. Объясните свой выбор. Выделите нужным цветом парные согласные.

Вазы-ласты-хвосты, зимушка-гнездо-сумка, запад-пастух –салют, зонтик-коляска-вязать, зов-зной-север, свалка-сухо-земля.

Л.: Закройте тетради, я проверю после ваши работы. Чему учила вас Матрешка?

XIII. Подведение итога занятия.

Л.: А сейчас повторите, чему вы учили весь урок Матрешек? Что вы запомнили об этих звуках? Какие задания больше понравилось выполнять?

Молодцы! Спасибо за урок. Вы свободны.

Показ слайда 10. (звонок)