Внеклассное мероприятие по математике "Математический КВН"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Это мероприятие может стать финальным аккордом недели математики в школе.

Цели: расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к совершенствованию своих знаний; формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать командой; показать необходимость знаний по математике в других областях.

Зал красочно оформлен, на стенах математические газеты, рисунки, кроссворды, высказывания ученых, портреты великих математиков.

Соревнуются две смешанные команды учащихся 9-11 классов по 6-7 человек.

Ведущий-учитель математики или ученик старшего класса.

Жюри - по 1 ученику от класса, учителя математики, возможно, классные руководители и родители.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Программа конкурса для жюри с критериями оценок и оценочный лист.
  3. Компьютерные слайды для конкурсов.
  4. Две переносные доски и мел для конкурса капитанов.
  5. Два листа ватмана и фломастеры для конкурса художников.
  6. Два листа ватмана для итогового конкурса с написанным алфавитом.
  7. Два маркера.

Задача игроков-правильно и как можно быстрее отвечать на вопросы ведущего и выполнять предложенные задания.

Каждый конкурс оценивается в баллах, время проведения КВНа - 60-70 минут.

На КВНе присутствуют также болельщики и зрители-ученики 9-11 классов.

Девиз КВН: "Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий"

ХОД ИГРЫ

(звучит музыка---- вступление к телевизионной программе КВН: "Мы начинаем КВН - для кого, для чего?..". Под песню команды выходят на сцену.

1. "Давайте познакомимся"

Это конкурс-презентация участников. К нему игроки готовятся заранее: придумывают название, девиз и эмблему команды. Высшая оценка за конкурс-5 баллов.

2. Разминка команд.

Ведущий: Чтоб все в КВНе прошло без заминки, его мы начнем :.ну конечно, с разминки!

"Блиц-опрос". Выигрывает тот, кто первым дал правильный ответ. За каждый верный ответ-0,5 балла.

Ведущий зачитывает вопросы.

"Угадай".

1. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?

2. Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат?

3. Какое самое большое число можно выразить четырьмя тройками?

4. Назовите число, у которого нет противоположного?

"О каких понятиях идет речь?"

5. Она любит все делить.

6. Туда попадают элементы двух множеств.

7. Она выясняет все отношения.

8. У него стороны идут в разные стороны.

3. "Признак-шоу"

Ведущий предлагает болельщикам команд сформулировать какую либо теорему, аксиому и определение и напоминает, что аксиома-это утверждение, не требующее доказательств, теорема-это утверждение, требующее доказательства, определение-это высказывание, описывающее главные признаки предмета.

Объявляется конкурс "Аксиома-теорема-определение".

Каждая команда получает одно утверждение, которое она должна сформулировать как: теорему, аксиому, определение. Выбор решает жребий.

  • "Тише едешь - дальше будешь"
  • "У семи нянек - дитя без глазу"

(На выполнение задания 3 минуты. Оценка по пятибалльной шкале)

Конкурс болельщиков "Дальше-дальше". (1 минуты для каждой команды. Чем больше правильных ответов-тем больше баллов. Если не знают - ответ - "дальше")

Ведущий зачитывает вопросы.

Вопросы болельщикам 1 команды.

  1. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. (Медиана).
  2. Множество точек равноудаленных от концов данного отрезка. (Серединный перпендикуляр)
  3. Угол, смежный с углом при данной вершине. (Внешний угол)
  4. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
  5. Треугольник, у которого все стороны равны. (Равносторонний)
  6. Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда)
  7. Направленный отрезок. (Вектор)
  8. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
  9. График квадратичной функции. (Парабола)
  10. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
  11. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
  12. Угол меньше прямого. (Острый)
  13. Прибор для измерения углов. (Транспортир)
  14. Прибор для измерения расстояния на местности (Рулетка)
  15. Прибор для построения прямых углов на местности. (Экер)
  16. Прибор для построения окружности. (Циркуль)
  17. Чему равен корень уравнения х2= - 4. (Не существует)
  18. Угол, равный 180. (Развернутый)
  19. Математическое предложение, требующее доказательств. (Теорема)

Вопросы болельщикам 2 команды.

  1. График обратной пропорциональности. (Гипербола)
  2. Какую часть суток составляют 6 часов.(?)
  3. Угол больше прямого. (Тупой)
  4. Математическое предложение, принимаемое на веру, без доказательств. (Аксиома)
  5. Сумма сторон треугольника. (Периметр)
  6. Самая большая хорда в круге. (Диаметр)
  7. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. (Косинус)
  8. Величина прямого угла. (90)
  9. Прибор, используемый в геодезии для построения прямых углов. (Теодолит)
  10. Прибор для измерения диаметра трубки. (Штангенциркуль)
  11. Прибор для измерения углов на местности. (Астролябия)
  12. Чертежный инструмент для построения прямой. (Линейка)
  13. Какую часть суток составляют 8 часов. (1/3)
  14. Чему равен корень уравнения / х/ = - 1? (Не существует)
  15. Треугольник, в котором есть два равных угла (Равнобедренный)
  16. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром. (Радиус)
  17. Величина, не имеющая направления. (Скаляр)
  18. Простейшее геометрическое понятие. (Точка)
  19. Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч).

4. Конкурс капитанов.

"Проще простого" или "ЕГЭ по КВН-овски". Задания с выбором ответов.

Ведущий читает толкование понятий, а капитаны на переносной доске пишут номер правильного ответа (правильные ответы-выделены). За каждый правильный ответ 0,5 балла.

Дискриминант

А) криминальный элемент

Б) различитель

В) принцип, по которому кого-то чего-то лишают

Тетрактис

А) мифическое число

Б) часть пищевого тракта

В) лекарственное растение

Фальшивые числа

А) числа на фальшивых купюрах

Б) иррациональные числа

В) отрицательные числа

Ромб

А) бубен у древних греков

Б) прокладка в насосе

В) параллелограмм с равными сторонами

Гиппократовы луночки

А) часть коленного сустава

Б) новый способ посадки картофеля

В) часть фигуры, ограниченная дугой и стороной треугольника

Восстановление

А) построение чертежа стертого соседом

Б) ремонт мебели в классе

В) перенос слагаемых из одной части в другую

5. Задание "Пантомима"

Ведущий. Еще один анекдот от Юрия Никулина: "Две дрессировщицы собак хвастают:

- Моя Джильда читает газеты.

- Знаю, мне про это мой Шарик рассказывал"

Все знают, что иногда бывает тяжело отвечать у доски на уроке геометрии и поэтому сейчас объявляется конкурс пантомимы (каждой команде по 2 пантомимы). Объясните, что такое:.

Первой команде: 1) выпуклый многоугольник 2) арифметический квадратный корень

Второй команде: 1)угол 2) двойное неравенство

(На выполнение задания отводится 5 минут. Оценка - по пятибалльной шкале).

Конкурс болельщиков "Из истории математики" (за каждый правильный ответ болельщики приносят своей команде 0,5 балла).

На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед)

Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами, которые изобрел для защиты этого города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту. Что в черном ящике? (Винт Архимеда, который используется в мясорубке).

Этот ученый больше знаменит своими открытиями в физике. Но благодаря его занятиям математикой появилась высшая математика, элементы которой изучаются в школе в старших классах. Кто этот ученый? (Ньютон)

Этот ученый увлекался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине 21 века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это была первая решенная им задача, которой он гордился больше всего. О каком ученом идет речь? (О Карле Фридрихе Гауссе).

6. Конкурс художников

"Бесподобие"

Ведущий. Необходимо за 5 минут создать шедевр-портрет ученика, используя как можно больше математических знаков и символов.

Конкурс болельщиков. "Из истории математики" (за каждый правильный ответ болельщики приносят своей команде 0,5 балла)

1. Данное геометрическое понятие происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", которые переводятся буквально как "рассекающиеся на две части". О каком понятии идет речь? (О биссектрисе).

2. Индейцы называли его "сунья", арабские математики "сифр". А как мы называем его сейчас? (Нуль).

3. В древности не было такого термина. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает "спица колеса". Что это? (Радиус).

4. Слово, которым обозначается эта фигура, переводится с греческого языка как "натянутая тетива". Что это? (Гипотенуза).

5. Вы, наверное, многое слышали о мифических числах. Например, число 13 называют "чертовой дюжиной", число 666- "число зверя, дьявола". В то время как числа 3 и 12- считались у пифагорейцев "счастливыми" числами. А какое число у пифагорийцев олицетворяло здоровье, гармонию, разумность? (4).

6.Черный ящик. В нем положен предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе "игральная кость". Данный предмет часто используется в различных играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (Кубик).

7. Домашнее задание:

Конкурс рекламы.

Ведущий. Реклама везде и повсюду. Каждый день мы слышим про волшебные средства, новые вкусы и т.д.

А может быть: "Не все теоремы одинаковы:", "Мы не можем быть с вами каждую минуту, но мы сможем защитить вас во время решения задачи!" "Только до 31 декабря в нашей школе-50% скидки на сложность в контрольной по математике!"

Каждая команда подготовила по две рекламы. Темы определил жребий.

- приведение к общему знаменателю

- теорема Пифагора

- таблицы Брадиса

- многоугольник

- перпендикуляр

8. Итоговый конкурс.

"Математический словарь".

На листах ватмана с написанными в столбик буквами алфавита команды напротив каждой буквы записывают математический термин. Время выполнения задания ограничено 3 минутами. За каждый термин 0,1 балла. (Во время выполнения задания звучит песня о математике: запись или в исполнении солиста.)

9. Подведение итогов игры. Вручение призов.

Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги, объявляет победителей. За первое и второе место даются грамоты. Также призами отмечаются самый внимательный игрок, самый сообразительный игрок и самый активный болельщик.

Целесообразно приурочить к этому мероприятию сообщения об итогах недели математики и вручение наград ее участникам. Ну, а главный итог известен и понятен: "Да здравствует математика-царица наук! И до встречи на неделе математики в следующем году".