Образовательная система: «Школа 2100».
Цели урока:
- сформировать у учащихся представления о лесах умеренного пояса, с их особенностями;
- найти отличительные особенности хвойных и лиственных лесов;
- сформировать у детей представление о роли леса в жизни животных;
- развивать познавательный интерес;
- создать условие для воспитания бережного отношения к лесу.
Оборудование: слайдовая презентация, энциклопедии о растениях и животных (Животный мир Азии, Европы, Все обо всем, Мир растений, атлас).
Ход урока
I. Организационный момент.
Стихотворение с. Погореловского
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
– Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?
– Что такое лес?
– В каком поясе находится лес?
II. Актуализация знаний.
Слайд 1
– Какие времена года мы наблюдаем?
– Солнце светит летом и зимой. Почему же оно не может растопить снег?
– Как различаются зима и лето в умеренном поясе?
– Какое время года вы больше всего любите?
– Почему?
– Как вы думаете, зима это хорошо или плохо?
– Почему?
– Докажите.
– Давайте немного пофантазируем и представим себе, что деревья умеют разговаривать.
Что могли бы ответить деревья, если бы мы у них спросили, что для них лучше лето или зима?
– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
III. Совместное «открытие» знаний.
а) Работа по карте.
– Найдите на карте умеренный пояс.
– Что вы можете рассказать об умеренном поясе, глядя на карту?
– Вы заметили, что умеренный пояс закрашен на карте разным цветом. Почему?
– Как вы думаете, сколько природных зон будет в умеренном климатическом поясе?
– Почему?
– Что нам предстоит сделать?
– На какие вопросы нужно будет ответить?
Слайд 2
(– Как называются природные зоны умеренного пояса?
– Климатические условия экосистемы.
– Живые организмы разных «профессий» и узнать, как они приспособились к условиям окружающей среды.)
– Сколько природных зон входит в состав умеренного пояса?
– Почему?
– Назовите особенности климата в умеренном поясе.
– Какие деревья будут расти в этих условиях?
– Почему вы так думаете?
– Какие деревья будут расти ближе к зоне тундры?
– Как назовем эту зону?
– Какие деревья будут расти за тайгой ближе к югу?
– Как назовем эту зону?
– Какие деревья будут расти за смешанным лесом?
– Сколько получилось зон?
Слайд 3
– В ходе работы мы с вами выяснили, что зона лесов расположена в умеренном поясе, здесь ярко выражены все четыре времени года. Зона лесов самая большая из всех зон.
Чтобы больше узнать о каждой зоне мы разделимся на группы. У каждой группы есть карточки с вопросами, на которые вам нужно ответить в ходе работы, чтобы составить свой рассказ о зоне. На столах лежат книги, которые вам помогу найти ответы на поставленные вопросы.
б) Работа в группах. (3 группы)
1-я группа работает по вопросам:
- Что такое тайга?
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги?
- Какие растения растут в тайге?
2-я группа работает по вопросам:
- Что такое смешанный и широколиственный лес?
- Природные условия этих лесов.
- Что общего у всех растений смешанных и широколиственных лесов?
- Какие растения растут в этих лесах?
3-я группа готовит рассказ о животном мире лесной зоны.
Слайд 4 (хвойный лес)
в) Рассказ 1-й группы.
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплое. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна обыкновенная, пихта, лиственница, сосна кедровая.
Слайд 5 (смешанный и широколиственный лес)
г) Рассказ 2-й группы.
На смену тайги приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут широколиственные деревья, - это береза, осина, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут клен, липа, дуб, вяз, ясень. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму листву сбрасывают.
Слайд 6 (животные лесной зоны)
д) Рассказ 3-й группы.
Животный мир лесной зоны очень разнообразен. Здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. В лесной зоне также так же живут: медведи, волки, лисы, благородные олени, лоси, зубры, рыси, еноты, зайцы, кабаны, белки, лесная куница, ежи, глухари, сойки, клесты, чечетки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся на зиму в спячку, другие делают запасы на зиму.
IV. Самостоятельное применение знаний.
а) Закрепление.
– Как часто вы ходите в лес?
– Какие деревья растут в наших лесах?
– что о них вы можете рассказать?
– Какой у нас лес: тайга, смешанный или широколиственный?
– Почему вы так думаете?
– Какие животные обитают в наших лесах?
б) Работа по учебнику (работа по рисункам и вопросам) стр. 20–22.
в) Работа в парах по вопросу: кто в лесных экосистемах играет роль «кормильцев», «едоков» и «мусорщиков».
г) Блиц-турнир «Как я знаю лес».
- Укажите леса, в которых произрастают эти деревья.
- Какой лес мы называем тайгой?
- У какого животного пять черных полос на спинке?
- Какое дерево сбрасывает хвоинки осенью?
- Назовите, какое дерево является символом России?
- Назовите животное, которое умеет не только прыгать, но и летать?
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Назовите дерево, которое зимой и летом одним цветом.
- Какое дерево при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат?
- Назовите зверька, который ходит летом в серой шубке, а зимой в рыжей.
- Назовите птицу, которую называют лесным «доктором».
- Узнайте животное:
а) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто ж это?
б) Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной …
V. Итог урока.
– Какие «открытия» сделали сегодня на уроке?
– О чем бы вам еще хотели узнать?
Домашнее задание:
- Нарисовать рисунок и составить рассказ о животном или растении лесной зоны.
- Составить памятку «Как себя необходимо вести в лесу».
- Придумать загадку о растении или животном лесной зоны.