Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.
Задачи:
- формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
- учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
- дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
- ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиасистема.
УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро.
«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием обществознания, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
Прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами повторим домашнее задание.
II. Повторение ранее изученного:
На прошлом уроке мы с вами узнали, что взаимоотношения гражданина и государства определены Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во всем остальном, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют конституционные обязанности. Права человека охраняются и закреплены в ряде международных документов.
Сейчас приступаем к выполнению заданий:
- Заполните пропуски в схеме (Слайд 2)
- Установите соответствие: (1В3, 2А1, 3Б2) (Слайд 3)
- Соотнесите виды прав человека и их проявление: (Слайд 4)
- ГРАЖДАНСКИЕ …имеет право на жизнь (ст.20)
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ …имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации…(ст.32)
- КУЛЬТУРНЫЕ …имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры…(ст.44)
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ …право частной собственности охраняется законом (ст.35)
- СОЦИАЛЬНЫЕ …имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…(ст.41)
III. Изучение нового материала:
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Итак, на предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.
Почему? Как вы думаете?
А теперь подумайте, какая у нас будет сегодня тема урока?
А кто знает, с каким документом мы будем работать?
Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока: "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка" (Слайд 5)
Цель нашего урока: Научиться работать с различными источниками информации, применять знания на практике. (Слайд 6)
Мы должны с вами сегодня:
- познакомиться с Конвенцией о правах человека;
- выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
- продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы
2. История принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 7)
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…
Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 гг. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.
Ребята, а вам знакомо понятие ратификация?
Ратификация — процесс придания юридической силы документу (например, договору).
Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.
А что же такое конвенция?
Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.
Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.
3. Изучение Конвенции о правах человека.
У вас на парте лежат выдержки из конвенции о правах ребенка, скажите из каких частей она состоит?
Конвенция о правах ребенка состоит из: (Приложение 1)
Преамбулы (вступительная статья к документу)
- Часть I (собственно статьи)
- Часть II
- Часть III (специальные статьи для стран участниц Конвенции).
Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?
Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?
Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 2)
Итак, мы с вами выяснили что, согласно Конвенции, ребенком признается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Следовательно, современный подросток с позиций международного права может рассматриваться как ребенок. Он является человеком и юным гражданином своего государства. Это значит, что основные права человека (взрослого) должны принадлежать ребенку, но в разном объеме и в разной степени (Слайд 9, 10,11).
А сейчас давайте поможем литературным героям которые попали в трудные ситуации. Перед вами задача ее нужно решить, опираясь на статьи конвенции о правах ребенка.
IV. Закрепление изученного на уроке:
Литературно-правовая викторина.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в наши дни? (Слайд 12)
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Слайд 13)
(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью конвенции он нарушает? (Слайд 14)
(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)
4. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право нарушено? (Слайд 15)
(Ст11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из которой цитировалась ранее)
- Познакомьтесь с сокращенным перечнем прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка)
- Право на равенство ст.2.
- Право иметь семью ст.5.
- Право на получение информации ст. 13.
- Право на свободу мнения ст.14.
- Право на защиту от всех форм насилия ст.19.
- Право на образование ст.28.
- Право на отдых и досуг ст.31.
- Право не принимать участие в военных конфликтах ст38.
- Рассмотрите схематические рисунки, изображающие права ребенка (Приложение 3)
- Соотнесите права ребенка с подходящими изображениями.
Результаты занесите в таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вывод: таким образом, подводя итог нашему уроку, мы можем сделать вывод: что подросток является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним Конституцией государства и международными правовыми актами. В нашей стране международная Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.
V. Домашнее задание (Слайд 16)
Ребята обычно оценки за урок ставлю вам я, сегодня попробуйте сами оценить свою деятельность (листы самооценки).
И в заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» (Слайд 17)