Прогнозируемые результаты:
- Научить делить слова на слоги.
- Уметь по количеству гласных определять количество слогов в слове.
- Упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.
- Уметь работать в группах.
- Работать над развитием речи.
Учебный материал: Магнитные доски с маркерами для каждого ученика, печатные задания для работы в группах, опорные слова: Слог, Луна; слова для чтения в 2-х вариантах.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
На маркерных досках написать все изученные гласные (а, о, и, ы, у, э).
Обвести ту гласную, которая смягчает согласные (и).
Написать: мы, ву, ба, ли, но, ры.
На доске записаны две строчки букв: 1 – У Л Н А, 2 – М Р Н Л.
Задание: из слов каждой строчки составить слово.
– Какое слово получилось из слов первой строчки? (Луна.)
– Что такое Луна и когда мы ее наблюдаем?
– Какое слово получилось из слов второй строчки? (Нет ответа.)
– Почему не получилось составить слово? (Нет гласных.)
– Какой вывод можно сделать? (Слово не может состоять из одних согласных.)
– Сколько гласных в слове Луна? (2 гласные.)
– Это целое слово можно разбить на части.
2. “Открытие” нового.
– Делить слово на части поможет рука и подбородок. Сколько раз рука коснется
подбородка – столько и частей в слове.
– Делим слово Луна на части.
– Сколько частей в слове? (2 части.)
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Делить слова на части.)
3. Новая тема.
На уроках математики мы умеем определять целое и его части, а на уроке чтения в слове Луна мы покажем его части графически: вертикальной линией или дугой.
– Назовите первую часть в слове Луна? (Лу.)
– Назовите вторую часть в слове Луна. (На.)
– У каждой части слова есть свое название: это слог.
– Сколько слогов в слове Луна? (2 слога.)
Физкультминутка (музыкальная).
4. Работа по теме.
Учебник: “Азбука” страница 38.
– Прочитайте слова.
– Какой знак стоит после слов: Мама, Ира, Ирина? (Восклицательный знак.)
– Как нужно произносить эти слова? (С большей интонацией, силой голоса.)
Задание: Напечатать эти слова в блокнотах, составить схемы слов.
– Сколько гласных в каждом из слов?
– А сколько слогов в каждом из слов?
– Какой можно сделать вывод? (Сколько в слове гласных – столько и слогов.)
5. Закрепляющие упражнения.
– Для чего нужно делить слова на слоги?
– Деление слов нужно для того, чтобы переносить слово с одной строчки на другую
если оно не входит на строчку.
– А вот в жизни это деление на слоги может пригодиться в следующей ситуации.
– Рассматриваем иллюстрацию на странице 38.
– Где происходят событие? (На хоккейной площадке.)
– Кто находиться за бортом? (Болельщики.)
– Что они держат в руках? (Плакаты.)
– Что написано на плакатах? (Мо-лод-цы, Шай-бу, Шай-бу.)
– Как написаны слова? (Разделены на слоги.)
– Как эти слова выкрикивают болельщики? (По слогам с паузами между ними.)
– Зачем это нужно? (Чтобы было хорошо слышно.)
– Что еще могут кричать болельщики? (У-ра и т.д.)
Физкультминутка (для глаз).
6. Чтение слов.
Работа в парах.
Дети читают напечатанные слова по вариантам на время.
– Кто успел прочитать слова за 1 минуту?
Вы большие молодцы.
7. Релаксация.
Работа в группах. Каждой группе выданы задания: выделит данную букву на строчке, из букв составить слово и записать его внизу, разделить его на слоги вертикальной чертой или дугой.
Проверка: – Какие слова получились?
– Сколько слогов в словах?
– Как определили их количество?
– Какой группе было комфортно работать и почему?
– К чему приводит дружная и слаженная работа в группе? (К быстрому и правильному
результату.)
Молодцы. Все работали хорошо. Спасибо за работу.
Задания для работы в группах.
А | о и н а и а п с а |
Н | х т н е у н с й н у |
Р | ю р п о м ж р р т л |
О | а н о п м к о ю о |
М | м т п м х е ы р м с |
Р | и а р с п х т р ю а р |
А | а с а п х т м л у а |
А | п р а е н о а ю г а |
М | с п т м м ю а и ы е м |
О | к т п о р с у о т в о б |
Л | к л б в л п с у а т л |
Ы | и ы н а ы б ы п в |
Задания для работы в парах.
1-й вариант. | 2-й вариант. |
нора | лимоны |
волна | волны |
мыло | бобры |
выли | барабан |
били | ловили |
молоко | налим |
бобры | рыла |
они | Марина |
барабан | Мирон |
Ира | лилии |
мама | рыба |
Вова | варила |
Иван | Нина |
ловили | ломал |
лимон | май |
лимоны | милый |
барабаны | умный |
она | Алла |
рыба | нырнул |
дубы | малина |
ломали | малиновый |
Роман | брили |
мир | волы |
лама | буран |
налил | вилы |