Характеристика темы: Данная тема является принципом логической завершённости изучения всей темы «Избирательное право», в теме соединены главные вопросы темы курса.
Система целей:
1. Общая дидактическая цель:
- Становление субъекта учебной деятельности
2. Триединая дидактическая цель:
- Познавательный аспект:
- Создание условий для восприятия и первичного осознания темы учащимися
- Способствование осмыслению связей темы урока с ранее изученным материалом
- Организация активной учебно-познавательной деятельности по данной теме
- Развивающий аспект:
- Способствование развитию эвристического мышления учащихся
- Обеспечение гармоничного развития творческих и индивидуальных способностей учащихся
- Способствование развитию словесно-логического мышления
- Закрепление приёмов анализа, синтеза и сравнения
- Воспитательный аспект:
- Создание условий для повышения уровня коммуникативной культуры
- Формирование адекватной самооценки учащихся
- Способствование развитию исследовательских навыков с использованием информационных технологий
Тип урока: комбинированный.
Технология: критического мышления.
Оборудование:
- рабочая тетрадь
- презентация «Выборы в Государственную Думу»
- презентация игры «Крестики-нолики»
- памятка «Будущему избирателю»
- кроссворд
- плакаты по выборам
- видеоролик «Выборы
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Россия готовится к выборам. Ждать осталось совсем немного. 4 декабря в нашей стране состоятся выборы депутатов в Государственную Думу. И сегодняшний урок мы посвящаем избирательному праву, выборам. Каждый человек должен знать о том, что происходит в стране, о происходящих изменениях, быть активным в жизни страны. Вы уже обладаете некоторыми знаниями в области избирательного права, поэтому, вначале урока мы разгадаем кроссворд «Выборы» и узнаем, насколько хорошо вы разбираетесь в данной теме.
Далее урок идёт по слайдам презентации 1.
Учащиеся зачитывают вопросы и дают на них ответы, заполняя клеточки кроссворда.
Кроссворд
- Всеобщий опрос населения по какому-либо важному вопросу.
- Документ для голосования.
- Гражданин, располагающий активным избирательным правом.
- Лицо, претендующее на занятие какого-либо поста.
- Избирательная система, при которой избранным считается кандидат, получивший большинство (50% +1) голосов.
- Гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётов голосов и иной деятельностью комиссии в период голосования.
- Политическая организация, имеющая свою программу действий, стремящаяся к завоеванию власти и использованию политической власти.
- Лицо, избранное избирателями в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования.
- Распространение каких-либо идей (чаще политических) с целью воздействия на сознание, настроение, общественную активность населения.
- Политическая система, при которой порядок определения результатов голосования и распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов.
III. Объяснение нового материала.
Учитель. Мне очень приятно, что вы разбираетесь, помните и много знаете в области избирательного права. Но избирательное право – это увлекательная отрасль права и в нём много интересного и неизведанного, поэтому цели нашего урока:
- Привлечение интереса к избирательному праву;
- Приобретение новых знаний об избирательном праве;
- Воспитание активной гражданской позиции;
- Просвещение в сфере избирательных прав граждан в Российской Федерации;
- Обобщение имеющихся знаний у учащихся.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а какие выборы состоятся 4 декабря?
Ученик: Выборы депутатов Государственной Думы.
Учитель: А что такое Государственная Дума, чем она занимается и как выбирается?
Ученик: Это депутаты, принимает законы и т.д.
(просмотр слайдов 4–6)
Учитель: А кто такой депутат?
Ученик: это тот, кого мы выбрали, заседает в Государственной Думе.
Учитель: Сейчас мы будем сочинять синквейны, в которых вы раскроете основные моменты работы депутатов, их человеческие качества.
Синквейн – это короткое стихотворение, сочиняется таким способом:
Существительное.
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол.
Фраза.
Существительное.
Примеры синквейнов ребят:
Депутат
Ответственный, думающий.
Голосует, принимает, одобряет.
Нам нужны хорошие депутаты.
Честность.
Депутат
Честный, заботящийся.
Работает, думает, решает.
Выборы – это символ демократии.
Порядочность.
Учитель: Теперь вам предлагается посмотреть видеоролик и ответить на вопрос, какие этапы избирательного процесса продемонстрированы.
(Просмотр видеоролика «Выборы», учащиеся смотрят и называют увиденные этапы)
Учитель: Какие этапы вы увидели?
Ученик: Голосование, агитация, подсчёт голосов, объявление результатов.
Учитель: Действительно, избирательный процесс – это долгая процедура и сейчас мы остановимся на каждом этапе (используется презентация):
1. Назначение выборов.
Президент издал Указ
Скоро выборы у нас…
Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 1124 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва"
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" постановляю:
- Назначить выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 г.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Д. Медведев
2. Регистрация избирателей.
3. Организация избирательных округов.
4. Организация избирательных комиссий.
5. Регистрация партий.
Список политических партий, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве избирательных объединений:
- Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
- Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
- Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
- Политическая партия«Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»
- Политическая партия «Патриоты России»
- Политическая партия «Справедливая Россия»
- Всероссийская политическая партия «Правое дело»
Учитель: Сейчас мы познакомимся с этими партиями. Вам дома было необходимо подготовить информацию о партии: лидер, лозунг, главная идея, символ и т.д.
(выступление учащихся)
6. Предвыборная агитация.
Все зарегистрированные партии обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию на равных основаниях. Расходы на проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отменить регистрацию
Учитель: Назовите известные способы агитации?
Учащиеся: дебаты, ролики, встречи с избирателями
Учитель: На ваших столах различный агитационный материал. Рассмотрите его и найдите самый привлекательный, самый интересный, самый запоминающийся и объясните почему?
7. Проведение голосования.
8. Определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов (мест).
Учитель: На нашем уроке присутствует председатель нашей участковой избирательной комиссии, и я приглашаю её рассказать о работе участковой избирательной комиссии.
(рассказывает о работе участковой избирательной комиссии)
Учитель: Избирательное право меняется, и человек должен владеть новой информацией и я предлагаю вам сравнить, как проходили выборы в 2003 и 2007годах, и что изменилось в 2011 году.
(слайд 17)
Было:
- 5% барьер
- 250 депутатов – по пропорциональной системе
- 250 депутатов по мажоритарной системе
- Есть графа «Против всех»
- 2 бюллетеня
Стало:
- 7% барьер
- Только пропорциональная система
- Графа «Против всех» отсутствует
- 1 бюллетень
В 2011 году депутатов выбирают на 5 лет.
Учитель: Человек приходит на выборы с надеждами на лучшее, на изменения в стране. И сейчас я предлагаю вам следующее задание, вы видите «Дерево надежд», на столах вы видите листочки от него, на них напишите какие надежды, вы возлагаете на выборы, и приклейте их на наше дерево.
(учащиеся пишут свои надежды и прикрепляют на дерево).
Учитель: Сегодня мы с вами совершили ещё одно путешествие в мир выборов, и я надеюсь, что в будущем вы обязательно станете хорошими избирателями, и всегда будете участвовать в выборах.
И на память об этом уроке вам дарю «Памятку будущему избирателю» (Приложение 2), пользуйтесь ей, покажите своим родителям, и напомните им об их гражданском долге, чтобы они обязательно сделали свой выбор 4 декабря и пришли отдать свой голос на избирательный участок.
IV. Обобщение изученного на уроке.
Учитель: А теперь приглашаю вас сесть парами за компьютер, и предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики» на повторение основных понятий темы. В игре предложены вопросы по избирательному праву и выборам. Игра простая, отвечайте на вопросы, кто быстрее заполнить графы тот и выиграл. Всем выигравшим «5» за урок.
(презентация 2 игра «Крестики-нолики»)
V. Подведение итогов урока.
Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили тему, молодцы. Помните о том, что будущее в ваших руках и насколько вы будете активными и ответственными, будет зависеть ваша жизнь и конечно наша, т.е. взрослого поколения. И мы все надеемся, что наша страна станет ещё могущественнее, сильнее. Я предлагаю вам выбрать из «Сундука мыслей» высказывания разных известных людей, зачитать их и объяснить (Приложение 3).
Домашнее задание:
Написать эссе «Мой голос на выборах – нужен России!»
Литература:
- А.Ф. Никитин Школьный юридический словарь, Москва: издательский дом «Дрофа», 1998.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».
- В.О. Мушинский Азбука политики, Москва: «Международные отношения» «Центр гуманитарного образования», 1998.
- А.И. Кравченко, Е.А. Певцова Обществознание, Москва: «Русское слово», 2005.
- В.О. Мушинский Основы правоведения, Москва: «Международные отношения» «Центр гуманитарного образования», 1996.
- Газета «Граждановедение» №31, 1999.