Цель урока:
- Создание с детьми совместного проекта, конечным результатом которого является образовательный продукт: “Книжка – путеводитель п. Аршан”.
- Изучить географическое расположение курорта Аршан, климатические условия, растительный мир.
- Развивать умения наблюдать, высказывать свои мнения, оценивать работу товарищей.
- Воспитывать бережное отношение к природе, прививать первичные навыки охраны и защиты природы, работать в группах, формировать доброжелательное отношение между детьми.
Задачи урока:
1. Изучить дополнительную литературу; опираясь на опыт, основанный на личных наблюдениях, уметь делать выводы о климате, рельефе и растительном мире п. Аршан, а также уметь охранять и защищать природу нашего края.
Оборудование:
– Демонстрационный материал: проектор, слайды, карта Бурятии, рисунки,
гербарий.
– Раздаточный материал: карточки с заданием по группам, карточки для
рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Приветствие учителя.
– Распределение учащихся на пять творческих групп.
1-я группа: топографы;
2-я группа: гидрологи;
3-я группа: климатологи;
4-я группа: ботаники;
5-я группа: экологи.
II. Подведение к теме урока.
Проблемная ситуация.
– Что является важным для каждого человека, для его полноценной жизни,
творчества, учебы, работы?
– Куда едут люди, чтобы поправить свое здоровье?
– Какие курорты Бурятии вы знаете? (Дети звездочками отмечают курортные места РБ.)
– Летом мы с вами побывали в научно-исследовательской экспедиции в п. Аршан.
– Почему мы поехали в экспедицию именно в Аршан? (Это чудотворный природный
комплекс, где человека лечат воздух, вода и вся окружающая природа.)
– Какую исследовательскую работу мы там поводили? (Еаблюдали за климатом, за
растениями, познакомились с источниками, водопадом и поселком Аршан.)
– Сегодня мы с вами снова побываем в поселке Аршан, встретимся с чудесной
природой, вспомним климат, растения п. Аршан, научимся сохранять и защищать
природу нашего края.
III. Стихотворение “Здравствуй, Аршан!” А. Соколов.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня наш урок пройдет в форме урока-проекта, конечным продуктом которого
будет книжка-путеводитель п. Аршан.
– Наш класс разделился на 5 творческих групп. Топографы расскажут о
географическом расположении поселка Аршан и о потухших вулканах. Гидрологи – о
минеральных источниках и реке Кынгырге. Климатологи – о климате п. Аршан.
Ботаники – о флоре п. Аршан. Экологи научат нас охранять и защищать природу.
– У вас на столах карточки с заданиями.
1-я группа. Топографы.
- Показать на карте Бурятии поселок Аршан и рассказать о его географическом положении;
- Рассказать о горном ландшафте Тункинской долины.
2-я группа. Гидрологи.
- Что вы узнали о реке Кынгырга?
- Расскажите о водопаде, на котором вы побывали;
- Рассказать о минеральной воде п. Аршан;
- Какие скважины с минеральной водой есть в поселке Аршан?
3-я группа. Климатологи.
- Рассказать о погоде на сегодня в г. Улан-Удэ;
- Погода в поселке Аршан – летом;
- Погода в поселке Аршан – зимой;
- Обобщить какая погода в поселке Аршан.
4-я группа. Ботаники
- Какие деревья окружают поселок Аршан?
- Какие кустарники растут в долинах рек и падях поселка Аршан?
- Какие травянистые растения произрастают в лесах поселка Аршан?
5-я группа. Экологи
- Почему в лесу надо ходит по тропинкам?
- Чем опасен шум в лесу для природы?
- Какие правила поведения в лесу вы знаете?
– На работу в группах отводится 5 минут.
(Дети работают под музыкальное сопровождение.)
V. Физкультминутка.
Рано утром солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
VI. Защита проектов по группам. Рефлексия.
(После каждого выступления группы проводится самооценка группы и оценка товарищами.)
По ходу выступлений дети собирают книжку-путеводитель п. Аршан.
VII. Физкультминутка.
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовочек соберу,
Я в осинничке рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки
А под елкой – белый гриб-боровик.
VIII. Обобщение .
Показывается готовый продукт.
– Для чего мы сделали эту книжку?
– Кому она может пригодиться? (Родным и знакомым кто собирается отдыхать в п.
Аршан.)
– Как вы сами будете использовать книжку? (мы можем рассказать родителям,
ребятам других классов, друзьям, родственникам)
IX. Домашнее задание.
- Составить кроссворд о животных местности Аршан;
- Составить викторину о животных Тункинской долины;
- Написать сообщение о животном, занесенном в Красную книгу.
Приложение. Презентация.