Аршан – жемчужина Бурятии

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Создание с детьми совместного проекта, конечным результатом которого является образовательный продукт: “Книжка – путеводитель п. Аршан”.
  2. Изучить географическое расположение курорта Аршан, климатические условия, растительный мир.
  3. Развивать умения наблюдать, высказывать свои мнения, оценивать работу товарищей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать первичные навыки охраны и защиты природы, работать в группах, формировать доброжелательное отношение между детьми.

Задачи урока:

1. Изучить дополнительную литературу; опираясь на опыт, основанный на личных наблюдениях, уметь делать выводы о климате, рельефе и растительном мире п. Аршан, а также уметь охранять и защищать природу нашего края.

Оборудование:

– Демонстрационный материал: проектор, слайды, карта Бурятии, рисунки, гербарий.
– Раздаточный материал: карточки с заданием по группам, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Приветствие учителя.
– Распределение учащихся на пять творческих групп.

1-я группа: топографы;

2-я группа: гидрологи;

3-я группа: климатологи;

4-я группа: ботаники;

5-я группа: экологи.

II. Подведение к теме урока.

Проблемная ситуация.

– Что является важным для каждого человека, для его полноценной жизни, творчества, учебы, работы?
– Куда едут люди, чтобы поправить свое здоровье?
– Какие курорты Бурятии вы знаете? (Дети звездочками отмечают курортные места РБ.)
– Летом мы с вами побывали в научно-исследовательской экспедиции в п. Аршан.
– Почему мы поехали в экспедицию именно в Аршан? (Это чудотворный природный комплекс, где человека лечат воздух, вода и вся окружающая природа.)
– Какую исследовательскую работу мы там поводили? (Еаблюдали за климатом, за растениями, познакомились с источниками, водопадом и поселком Аршан.)
– Сегодня мы с вами снова побываем в поселке Аршан, встретимся с чудесной природой, вспомним климат, растения п. Аршан, научимся сохранять и защищать природу нашего края.

III. Стихотворение “Здравствуй, Аршан!” А. Соколов.

IV. Актуализация опорных знаний.

– Сегодня наш урок пройдет в форме урока-проекта, конечным продуктом которого будет книжка-путеводитель п. Аршан.
– Наш класс разделился на 5 творческих групп. Топографы расскажут о географическом расположении поселка Аршан и о потухших вулканах. Гидрологи – о минеральных источниках и реке Кынгырге. Климатологи – о климате п. Аршан. Ботаники – о флоре п. Аршан. Экологи научат нас охранять и защищать природу.
– У вас на столах карточки с заданиями.

1-я группа. Топографы.

  1. Показать на карте Бурятии поселок Аршан и рассказать о его географическом положении;
  2. Рассказать о горном ландшафте Тункинской долины.

2-я группа. Гидрологи.

  1. Что вы узнали о реке Кынгырга?
  2. Расскажите о водопаде, на котором вы побывали;
  3. Рассказать о минеральной воде п. Аршан;
  4. Какие скважины с минеральной водой есть в поселке Аршан?

3-я группа. Климатологи.

  1. Рассказать о погоде на сегодня в г. Улан-Удэ;
  2. Погода в поселке Аршан – летом;
  3. Погода в поселке Аршан – зимой;
  4. Обобщить какая погода в поселке Аршан.

4-я группа. Ботаники

  1. Какие деревья окружают поселок Аршан?
  2. Какие кустарники растут в долинах рек и падях поселка Аршан?
  3. Какие травянистые растения произрастают в лесах поселка Аршан?

5-я группа. Экологи

  1. Почему в лесу надо ходит по тропинкам?
  2. Чем опасен шум в лесу для природы?
  3. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

– На работу в группах отводится 5 минут.

(Дети работают под музыкальное сопровождение.)

V. Физкультминутка.

Рано утром солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде раз,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.

VI. Защита проектов по группам. Рефлексия.

(После каждого выступления группы проводится самооценка группы и оценка товарищами.)

По ходу выступлений дети собирают книжку-путеводитель п. Аршан.

VII. Физкультминутка.

Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовочек соберу,
Я в осинничке рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки
А под елкой – белый гриб-боровик.

VIII. Обобщение .

Показывается готовый продукт.

– Для чего мы сделали эту книжку?
– Кому она может пригодиться? (Родным и знакомым кто собирается отдыхать в п. Аршан.)
– Как вы сами будете использовать книжку? (мы можем рассказать родителям, ребятам других классов, друзьям, родственникам)

IX. Домашнее задание.

  1. Составить кроссворд о животных местности Аршан;
  2. Составить викторину о животных Тункинской долины;
  3. Написать сообщение о животном, занесенном в Красную книгу.

Приложение. Презентация.