Вступительное слово учителя.
Когда-то давным-давно знаменитый физик-математик Блез Паскаль сказал: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным!” У нас в школе проводится Декада математики, физики и информатики и нам представился тот самый случай, когда мы можем поиграть, поиграть в игру, в которой нам необходимы математические знания, а также смекалка, сообразительность, внимательность, логика.
Представляем жюри конкурса, которые будут оценивать работу команд и вносить набранные баллы в оценочный лист (Приложение 1).
Итак, мы начинаем математический турнир, в котором будут соревноваться две (три или четыре) команды. В каждой команде выбирается капитан. Оцениваются все конкурсы по количеству правильных ответов и заносятся в оценочный лист.
Правила игры.
- О готовности ответа сообщает капитан поднятием руки.
- Капитан сообщает имя отвечающего игрока.
- Если ответ неверен, команде-сопернице дается 1 мин на обдумывание ответа.
- Задание читается 1 раз, необходимое фиксируйте на бумаге.
1-й конкурс. Разминка (шуточные вопросы).
- Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км.)
- Если два петуха закричат изо всех сил, то человек проснется. Сколько петухов должно закричать, чтобы проснулось 4 человека? (2 петуха.)
- У двух матерей по пять сыновей, все на одно имя? (Пальцы рук.)
- В семье пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6 детей.)
- Четыре брата по улицам бродят, один от другого не отстает. (Колеса машины.)
- Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (Ботинки.)
- Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели.)
- Одна нога и шапка, а головы-то нет. (Гриб.)
- Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза.)
- Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт.)
- Два брюшка, четыре ушка. (подушка.)
- Пять чуланов, а ход один. (Перчатка.)
2-й конкурс. Викторина.
- Результат сложения (сумма).
- Результат деления (частное).
- Равенство, содержащее букву (уравнение).
- Инструмент, которым строят окружность (циркуль).
- Какой цифрой заканчивается произведение 235 и 12? (Нулем.)
- Назовите два числа, разность которых равна их сумме. (0 + 0 = 0 – 0)
- Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. (2 + 2 = 2∙2)
- Назовите три разных числа, сумма которых равна их произведению (1, 2, 3).
3-й конкурс. Ход конем.
Нужно определить, какой математический термин записан на слайде. Ходить можно только конем, с какой буквы начинаем ходить – нужно определить самостоятельно. Числами отмечены клетки, в которых нет букв.
Ответы: деление, свойство, задача, квадрат, периметр, формула, разность, сложение, середина, движение.
4-й конкурс. Конкурс эрудитов.
Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово, оно отгадывается не все сразу, а по частям.
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Столяр.)Предлог и малое число
За ним мы букву скажем,
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.
(Подвал.)
Логогриф – новая загадка. В ней надо сначала догадаться, о каком слове идет речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную букву, получится новое слово.
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(Плюс – полюс)
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “я” прикажешь рядом встать
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать.
(Семь – семья)
Метаграмма – отгадываем слово, а затем заменяем одну букву на другую, чтобы получилось новое слово.
Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье,
А “ф” на “п” заменишь коль,
То превращаюсь в знак сложенья.
(Флюс – плюс)
Он грызун, но очень мелкий
И только чуть побольше белки.
А заменишь “у” на “о”,
Будет круглое число.
(Сурок – сорок)
5-й конкурс. Найди значение буквы.
а + а = а
b : b = 1
а + а = а + 11
а ∙ а = а
b : b = b
Ответы: (1. а = 0; 2. b 0; 3. а = 11; 4. а = 1; 5. b = 1)
6-й конкурс. Кто больше?
Составьте как можно больше слов из слова ТРЕУГОЛЬНИК.
(Гол, уголь, кино, лор, гонки, толь, руль, луг, куль, тур и т.д.)
7-й конкурс. Творческий конкурс.
Назовите как можно больше песен, в которых встречаются числа. На обдумывание 1 мин.
Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Награждение команды-победителя.