Урок географии по теме "Население мира: народы, страны, религии". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Использование ИКТ
Оргмомент. Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.
Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.
План-маршрут урока.
Проверка домашнего задания. Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.
Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам
Слайд 2.

Слайд 3.
Изучение новой темы. – Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.    
Остановка №1.
Человеческие расы.
Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.
– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?
Отвечают на вопросы. Слайд 3.
– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас? Называют, потом разрисовывают схему в тетради. Слайд 4.
Проводит словарную работу. По очереди читают определения. Слайд 5.
Остановка №2.
Численность населения.
Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.
Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.
Слайд 6.




Слайд 7.
Остановка №3.
Главные области расселения населения.
Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?
Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.
Слайд 8.
Остановка №4.
Привал.
Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.
Выполняют упражнения.  
Остановка №5.
Народы мира.
Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.
Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.
Слайд 9.

Слайды 10–12.
Слайд 13.
Остановка №6.
Страны мира.
– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.
Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.
Слайд 14.



Слайд 15.
Остановка №7.
Религии мира.
– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.
Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.
Слайд 16.

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.
Обобщение урока. – Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.
Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.
Слайд 24.
Слайд 25.