Звучит музыка. Слайд. Портрет. Приложение 1.
1-й ведущий: Богата славными именами земля русская... Много славных имен оставил наш народ мировой науке. С глубоким уважением произносятся они всем прогрессивным человечеством. Золотыми буквами в историю науки вписано имя М.В.Ломоносова. Образ его вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего, по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний, поэтому в истории великих людей он представляет особое исключительное явление. Наш вечер сегодня мы посвящаем ему: великому гению государства Российского Михаилу Васильевичу Ломоносову. “Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник. Он создал первый университет, он, лучше сказать, был первым нашим университетом”. А.С. Пушкин
2-й ведущий: Е.Евтушенко Русские таланты
Таланты русские, откуда вы беретесь?
Оттуда, где весной, припав к березе,
Еще не зная этому цены,
Пьют сок земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
То силу им через ступни босые
Передает их мать – земля России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
И создает “Войну и мир” и радио,
И революцией к дворцам господ приценивается,
И по луне, прищурив глаз, прицеливается.
Таланты русские – вы гордые таланты,
А гордые таланты, как тараны,
Они любые стены прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси.
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси.
Какие б годы не пришли суровые,
Из вас, поля, из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты новые,
И это вечно, как сама Россия.
1-й ведущий: готовясь к сегодняшнему мероприятию, классам были выданы задания. Мы просили вас ознакомиться с биографией Ломоносова, можете и сейчас вооружиться ручками и по ходу нашего рассказа записывать основные даты и вехи из его богатой биографии. А как вы, справитесь с нашими заданиями в дальнейшем, покажет викторина.
2-й ведущий: разрешите представить вам гостей нашего вечера, которых мы пригласили в качестве жюри, чтобы оценить некоторые конкурсы.
Слайд. Северное Приморье.
1-й ученик: Ломоносов пришел в науку пешком из далекого северного Приморья. Сын помора – мореплавателя, он знал нужду своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской.
2-й ученик: У северных крестьян процветали различные виды народного творчества. Сама жизнь, длинные, зимние вечера, которые приходилось коротать после работы на промысле или дома, за плетением сетей располагали к рассказам или песням.
1-й ведущий: приобщиться к народному творчеству того времени нам поможет 1 конкурс, который мы назвали песенный. Каждый класс должен исполнить 1 куплет русской народной песни.
Слайд. Семья.
3-й ученик: Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) в I7II году в д. Денисовка близ г. Холмогор, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Во время далеких и трудных путешествий с отцом на парусном судне "Чайка" Ломоносов знакомился не только с могучей северной природой, но и с производствами, например, соляными варницами белого моря и Вавчужской верфью. Глубокий интерес возбуждали в нем нарождающиеся в послепетровскую эпоху промышленность, торговля и техника. Первыми учителями Михаила Васильевича Ломоносова были могучая северная природа и неустанный человеческий труд.
4-й ученик: Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Юноша раздобыл лучшие по тем временам книги: "Грамматику" Смотрицкого и "Арифметику" Магницкого, заключавшего в себе, кроме курса начальной математики, сведения по физике, географии, астрономии и навигации. Книги эти Ломоносов впоследствии называл "вратами своей учености". С этими книгами он никогда не расставался, носил везде с собой и, непрестанно читая, "вытвердил их наизусть". Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года (демонстрируется кадр из фильма о Ломоносове).
Слайд. Московская академия
5-й ученик: В начале января 1731 года М.В.Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в единственное высшее учебное заведение того времени – Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Жить и учиться было очень трудно. Он писал о несказанной бедности: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил.
Слайд. Петербургская академия.
6-й ученик: В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук, учрежденную Петром I. Здесь Михаил Васильевич начал обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Занятия по математике включали и физику. Через год в числе трех более способных студентов он командируется в Германию для изучения горного дела.
7-й ученик: Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физико-математические науки, так аттестовал его: "Молодой человек с прекрасными способностями... Нисколько не сомневаюсь, что... со временем, по возвращении в отечество, может принести пользу государству..."
1-й ученик: В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Петербургской академии наук, а в 1745 году утверждают профессором химии.
2-й ученик: Ломоносов был ученым-энциклопедистом своего времени. Поражает не только глубина и широта его мыслей и идей, но и необъятный круг вопросов, научных исследований.
3-й ученик: М.В. Ломоносова можно по всей справедливости назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым физико-химиком вообще.
До Ломоносова химия, в противоположность физике, многими не считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.
4-й ученик: В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.
(Демонстрируется кадр из фильма "М.В.Ломоносов".)
5-й ученик: В 1748 году Ломоносов сформировал закон сохранения материи и движения: "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон природы простирается в самые правила движения..."
Демонстрация опытов, иллюстрирующих закон сохранения массы вещества:
- Реакция раствора щелочи со спиртовым раствором фенолфталеина;
- Реакция взаимодействия водного раствора роданида калия с водным раствором хлорида железа (III);
- Реакция раствора иодида калия с раствором нитрата свинца.
6-й ученик: В 1758 году он возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Ломоносов сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и сам присутствовал при опытных плавках состава "для получения большого зеркала в рефлекторе", изобрел "ночезрительную" трубу для видения в темноте. Предложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологические приборы с помощью особой "аэродромной машины", совершенствовал водяные двигатели и насосы.
Слайд с картинами из мозаики
7-й ученик: Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина "Полтавская баталия"”. Картина состояла из нескольких тысяч цветных стекол и имела размер 42 м2. Она предназначалась для украшения стены Успенского собора. Вскоре после смерти Ломоносова при неизвестных обстоятельствах картина исчезла бесследно. Спустя 150 лет она была обнаружена в подвалах Академии наук в разрубленном виде. Картина восстановлена.
Ведущий 1. А мы предлагаем вам 2 конкурс, который так и называется “Мозаичная картина”, но собирать ее мы будем не из стекла, а из бумаги. Из предложенных пазлов соберите картину.
1-й ученик: М.В.Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый глубоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту великого русского языка. Он писал: “Языка нашего небесна красота, в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского… краткость греческого и латинского языка”.
2-й ученик: М.В.Ломоносов создал ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первым пособием была “Риторика” – первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.
3-й ученик: Еще большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым “Российская грамматика”, выдержавшая 14 изданий и не потерявшая научного значения до настоящего времени. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. В.В.Гоголь писал: “Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги”.
Ведущий 2: следующий конкурс “Поэтический”. По 1 человеку от класса приглашаем для участия в этом конкурсе. Красивы звучные оды Ломоносова. Много поколений восхищается вдохновленными его строками. Вам необходимо прочитать строки оды для Ломоносова с чувством восхищения и вдохновления. Каждый класс вытягивает 4-стишие и поочередно зачитывают их.
- Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу. - И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,
Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам! - О, Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаем тебе признанья.
Ты наш ученый, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют. - Нет, ты не бог,
Не наделен божественной ты властью.
Но разумом божественных высот достиг,
О, Человек, что испытал все и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты – чудо-Человек! - Век восемнадцатый – России просвещение,
Расцвет в науке, шаг в литературе.
Образования явилось вдруг знаменье,
И настоящий человек заложен в той натуре.
Его фамилия известна всей России,
И в городах, и в деревнях гордятся им,
То имя на себя печать носило
И отпирало двери все благословением своим. - Открытия его нам до сих пор известны,
Важны и применяются сейчас,
И иностранцев нам высказывания лестны,
Что это был России час.
Его научные заслуги все бесценны,
В литературу новые открытья внес,
Его прекраснейшие оды очень ценны,
Талант ему признание принес. - Его произведения читают в наши дни,
И ими восхищаются все до сих пор,
Вся жизнь его – открытия одни,
А кто того не знает, сильный им укор.
Он подлинный был свет образованья,
Всемирной славы в жизни он достиг,
И заслужил он громкое признанье,
И знания великие постиг.
4-й ученик: М.В.Ломоносов глубоко любил свою Родину, глубоко верил в таланты и творчество народов нашей страны. Он не только писал стихи, но и сочинял песни на свои стихи. Чувством высокого патриотизма была проникнута его деятельность и как поэта, и как ученого, и как государственного деятеля.
Песня “Кузнечик”.
5-й ученик: Будучи больным, Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я.Штемлину, неотлучно находившемуся при нем: “Друг, я вижу, что должен умереть. И спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной”.
6-й ученик: 4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Музыка (печальная).
7-й ученик: Три столетия прошло со времени рождения Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.
"На берегах Ледовитого моря,– писал В.Г.Белинский,– подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляют ему, враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному".
Ведущий 1: Российский народ чтит память о М.В.Ломоносове. Многим учебным заведениям и предприятиям нашей страны присвоено его имя. В честь него названы города, улицы.
Специальные Ломоносовские чтения знакомят широкие круги общественности с достижениями современной науки, с замечательными исследованиями. М.В. Ломоносова. Для учащихся и студентов ежегодно стартуют Ломоносовские олимпиады по всем предметам, принять участие в которых может и каждый из вас
Ведущий 2: Прав был Б.Н. Меншуткин, относя к самому Ломоносову сделанный им последний перевод Горация:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон смотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю...
Ведущий 1: завершает наш вечер викторина “Я знаю о Ломоносове...” Выберите правильный ответ из 4 предложенных вариантов. Приложение 2.