В нашей школе традиционными стали уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся знакомятся с произведениями англоязычных авторов. Всем известно, что немало способствует воспитанию человека работа с книгой. Уроки внеклассного чтения при изучении иностранных языков приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции учащихся. Эта программа направлена на формирование у учащихся навыков чтения художественных произведений известнейших английских и американских писателей приключенческой направленности.
Актуальность данной программы заключается в том, что она на основе художественных текстов позволяет углубить и обобщить знания учащихся о Великобритании и Америке, их традициях и обычаях и в контексте диалога культур создает условия для изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры. Актуальность данной программы также состоит в том, что познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников, поэтому она направлена на привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по английскому языку; развитие индивидуальных наклонностей и творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду.
Педагогическая целесообразность данной программы - это формирование у учащихся представлений о диалоге культур, требующих от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической расовой терпимости, речевого такта, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур.
Основная цель образовательной программы - сформировать у учащихся навыки аналитического чтения художественной литературы, познакомить их с основами композиции и структуры художественного текста, научить понимать авторский замысел и способы его воплощения с помощью композиции и основных стилистических приемов.
В реализации данной программы участвуют учащиеся с 1 по 11 класс. Занятия проводятся один раз в четверть.
На данных занятиях учитель имеет возможность применять проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Учитель и ученик выступают как уважающие друг друга партнеры педагогического общения, обогащая каждую из участвующих сторон.
С начальных классов перед занятиями учащиеся получают творческие домашние задания - нарисовать иллюстрацию, придумать продолжение сказки и т.д. Творческие задания, создание образов запускают внутренние механизмы развития личности. Результаты таких творческих заданий уникальны и неповторимы.
Использование компьютерной поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне реальны. На уроках используется презентация. Это позволяет повысить мотивацию учащихся за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребёнок должен воспринимать учителя не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это: речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Во время обсуждения книг затрагиваем общечеловеческие ценности. Так, беседуя о "Сказках Дядюшки Римуса" в третьих классах, мы проводим сравнение героев - животных и реальных людей. Обсуждаем их человеческие качества, сравниваем английские сказки, пословицы и поговорки с русскими. Поэтому я привожу пример урока внеклассного чтения по книге Дж. Харриса "Сказки Дядюшки Римуса".
Цель: Формировать социокультурную и коммуникативную компетенции у учащихся младших классов с помощью приобщения к лучшим образцам мировой культуры.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями негритянского фольклора;
- Познакомить с реалиями жизни народов Америки 19 века;
- Научить детей проводить сравнение двух культур, анализировать и обобщать полученную информацию, проводить параллели в контексте диалога культур на основе сказок, пословиц и поговорок;
- Научить работать с текстом, извлекать нужную информацию;
- Расширять кругозор в области знаний традиций и культуры англоговорящих стран;
- Воспитывать ответственность за успех коллективного дела;
- Раскрывать творческий потенциал учащихся посредством участия в инсценировании эпизодов.
Подготовка к мероприятию:
- Учащиеся делятся на три группы, заранее готовят инсценирование эпизодов, которые выбирают жребием (главы "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка");
- В тексте находят поговорки и пословицы;
- Готовится выставка книг Д. Ч. Харриса и русских народных сказок с иллюстрациями;
- Презентация.
Ход беседы (слайд 1)
(слайд 2) Жил на свете маленький мальчик по имени Джоэль. Жил он давным-давно в далёкой - далёкой стране Америке. (слайд 3) (щелчок)
И он очень любил весёлые сказки про животных. Уж так он любил эти сказки, а также старого негра, дядюшку Римуса, который их рассказывал, что не удержался, вырос, издал книгу и назвал её "Сказки Дядюшки Римуса", где написал про себя, маленького мальчика, соседей и друзей. (слайд 4)
? Но кто такой - этот дядюшка Римус? Родственник? Если Джоэль и Римус - настоящие люди, тогда почему появились вместе с ними такие необычные герои, как Братец лис и братец Кролик? Настоящие они были? На кого похожи? (На каждый вопрос ученики дают свои ответы - предположения).
Говорят, было в судьбе Джоэля Харриса, автора книги, кое-что важное, что повлияло на его сказочных героев. На самом деле, был маленький веснушчатый мальчик, застенчивый с незнакомыми и озорной с друзьями. Мать воспитывала его одна. Жилось им бедно и трудно. И в 13 лет он пошёл работать в типографию одного плантатора.
? А кто такой - плантатор? (Это человек, у которого много земли - плантаций, где выращиваются растения - по-английски - plants.)
? Как вы думаете, сам он работал? (Нет, на плантациях работали наёмные рабочие и рабы.)
? А кто такие рабы? (Люди, которых привозили из других стран (в основном, из Африки (слайд 5) насильно, не по их воле, заставляли работать бесплатно в тяжёлых условиях.
(слайд 6) Жили они в старых хижинах, работали по 14 часов под палящим солнцем, не имели достаточно еды. Если они убегали от жестокого хозяина, их возвращали и наказывали. Иногда даже убивали. (слайд 7)
Вот и Джоэль ходил на работу к такому плантатору, но он был не рабом, а наёмным рабочим и получал деньги. В типографии он встречал рабов - негров, заходил к ним в хижины и слушал народные негритянские песни и сказки.
? А какие сказки называют народными? (Дети отвечают.)
Дядюшка Римус был одним из негров - рабов, но Джоэль называл его дядюшкой, так как любил и уважал старого сказочника.
Давайте вспомним главных героев его сказок: (ученики называют всех героев, учитель записывает на доску) Братец Лис, Братец Кролик, Братец Медведь, Братец Опоссум, Братец Енот, Братец Сарыч, Братец Бык, Братец Черепаха, Братец Волк, Братец Воробушек, Матушка Мидоус, Матушка Корова, Сестрица Лягушка. (слайд 8)
? А в русских народных сказках есть герои - животные? Совпадают ли с героями этих сказок? (Не все) Почему? (В сказках дядюшки Римуса присутствуют герои - животные, которые живут только в Америке.)
? Похожи ли герои русских и негритянских сказок характером? (Нет) Почему? (слайд 9) (Ох, как не похож Братец Кролик на своих ближайших родственников - добрых и безобидных зайчиков из русских сказок. На милого зверушку этот кролик совсем не тянет. Да и нет в его мире деления на "добрых" или "злых", а есть непрерывная борьба за жизнь и свободу.)
Попробуйте ответить на вопрос, который прозвучал в самом начале нашей беседы: на кого похожи герои сказок дядюшки Римуса? Докажите. (Герои сказок похожи на настоящих людей, с которыми общался Джоэль; на негров, которые хотели стать свободными. Сказочные герои ходят, говорят как люди, обладают качествами человеческого характера.)
Итак, мы перечислили всех героев. Посмотрите на экран. Здесь написаны качества характеров героев. Какого героя можно так назвать? Кому подходит такое описание? (слайд 10)
Слова: смекалистый, глуповатый, рассудительный, мудрый, изворотливый, хвастливый, мстительный, хитрец, лентяй, спокойный, трусоватый, плут, неторопливый, пройдоха. Учащиеся подбирают героев сказки с соответствующим характером.
? А бывают люди с таким же характером? (Да) Значит, действительно в сказочных героях отражены настоящие люди.
Теперь давайте вспомним наиболее интересные моменты сказок.
Вопросы группам.
- Отчего Братец Опоссум и Братец Енот не разговаривают друг с другом?
- Почему у Братца Опоссума голый хвост?
- Откуда у Братца Кролика взялась лошадь? Как ему удалось перехитрить Братца Лиса?
- Как удалось Братцу Кролику напоить всю семью молоком и при этом целым остаться?
- Почему Братец Лис сердится на Братца Черепаху?
- Как Братец Лис раздобыл чуточку ума?
- Кто таскал горох у Братца Лиса и кому за это досталось?
Братец Кролик много раз высмеивал своих товарищей. Не только Братцу Лису досталось. Вспомните, кто ещё пострадал от этого шутника. Расскажите об этом. (глава 7 - Братец Сарыч, глава 9 - Матушка Корова, глава 13 - Братец Волк, глава 22 - Братец Медведь)
Но и сам Братец Кролик попадал впросак. Братец Лис его чуть три раза не поймал. Расскажите, как это происходило. (Ребята показывают инсценированные эпизоды глав "Смоляное Чучелко", "Как Братец Кролик лишился хвоста", "Неудача Братца Волка".) (слайд 11)
Всегда хитрец выпутывался! Но, как говорил сам дядюшка Римус, был у них один братец похитрее Кролика. Кто это? (Братец Черепаха) (слайд 12) Расскажите об этом поподробнее (глава о том, как Братец Черепаха прибежал быстрее Братца Кролика).
? А кто ваши любимые герои? Почему?
Мы с вами уже говорили, что в русских народных сказках тоже встречаются животные.
Сюжет каких эпизодов из сказок дядюшки Римуса похож на русские сказки?
- Горшочек с маслом - "Лиса и Медведь"
- История с хвостом Братца Кролика - "Лиса и Волк"
- Братец Кролик строил разные дома - "Три поросёнка"
- Братец Лис съел Братца Воробушка - "Колобок". (слайд 13)
Александр Сергеевич Пушкин, знаменитый русский писатель, сказал: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". (слайд 14) А чему научили вас эти сказки? Найдите в сказках поучительные поговорки и пословицы.
- Вы, соседи, должны жить дружно.
- Будет слишком холста на пару штанов.
- Кто всем докучает и суёт нос, куда не нужно, всегда попадает впросак.
- Один натворит бед, а другой отвечает.
- Скверное дело - ябедничать. Ни один сплетник не кончил добром.
Что ж, мы с вами заканчиваем нашу беседу подведением итогов. А самый главный итог, вывод их прочитанных сказок таков: никогда не сдавайся, ищи выход из любой сложной ситуации.