Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В нашем детском саду организация поисково-познавательной работы с детьми дошкольного возраста идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности
сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их
свойства, преобразования предметов и т.д.).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.
При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, – это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Это определило тему моего проекта: “Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста”.
Цель проекта: Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Оздоровительные задачи:
1.Охранять и укреплять здоровье детей.
2. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для
гармоничного развития личности.
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их
взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об
экологических проблемах города.
Воспитательные задачи:
1.Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное
отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои
желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный – 2 младшая группа.
II этап – Организационный – средняя группа.
III этап – Преобразовательный – старшая группа.
IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа.
Участники проекта:
Дети.
Педагоги.
Музыкальный руководитель.
Специалисты ДОУ.
Заведующая учреждением.
Заместитель заведующего по ВМР.
Родители.
Сотрудники детской библиотеки.
Принципы реализации проекта. В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста экологического мировоззрения необходимо руководствовались следующими принципами:
Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Перечень форм и методов реализации проекта:
Экологические, поисково-познавательные занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Экологические сказки.
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Конкурсы и викторины, КВН.
Природоохранные акции.
Продуктивная деятельность.
Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
Ведение календаря природы.
Коллекционирование.
Экологические выставки и экспозиции.
День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”.
Инсценировки и театрализации.
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Модель реализации проекта.
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми. | 1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера. | В течение учебного года |
2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. | 2 раза в год – октябрь, апрель. | |
3. Посещение детьми центра экологии и экспериментирования. | В течение учебного года. | |
4. Цикл наблюдений за живой и неживой природой. | В течение учебного года. | |
5. Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Опыты без взрывов”. | В течение учебного года. | |
6. Чтение художественной и познавательной литературы | 1–2 раза в неделю. | |
7. Продуктивная деятельность детей. | В течение учебного года. | |
8. Инсценировки и театрализации на экологическую тематику. | В течение учебного года. | |
9. Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. | В течение учебного года. | |
10. День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души”. | В течение учебного года, июнь-август. | |
11. Проведение “Уроков доброты”. | 2–3 раза в год. | |
12. Эколого-познавательные праздники и развлечения. | В течение учебного года. | |
2. Сотрудничество с родителями.
|
||
1. Участие в природоохранных акциях (уборка территории ДОУ). | Май, июнь. | |
2. Совместная работа детей и родителей “Осенние фантазии”. | Сентябрь. | |
3. Участие в конкурсе “Осенняя сказка” (поделки из овощей). | Сентябрь. | |
4. Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. | В течение учебного года. | |
5. Изготовление атрибутов для экспериментирования | В течение учебного года. | |
6. Участие в конкурсе “Народные рецепты от гриппа”. | Январь. | |
7. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). | В течение реализации проекта | |
8. Конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Обыкновенное чудо” | Март-апрель, август | |
9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. | Июнь-август. | |
10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). | В течение учебного года. | |
11. Участие в викторинах и конкурсах, экологических КВН. | В течение учебного года. | |
12. Участие в фотовыставке, фоторепортажах (“Вот оно какое наше лето”, “Мой четвероногий друг” и т.д.). | В течение учебного года. | |
13. Беседы из рубрики “Это интересно”. | В течение учебного года. | |
14. Родительское собрание. | 1 раз в год. | |
3.Сотрудничество с социальными “институтами
детства”.
|
1. Планирование экологической работы на год. | Сентябрь-октябрь |
2. Проведение тематических, познавательных игр-занятий | Старший возраст | |
3. Организация просмотра тематических видеофильмов, презентаций. | Старший возраст | |
4. Методическое сопровождение. | 1. Организация предметно-развивающей среды. | В течение реализации проекта. |
2. Картотека дидактических игр по экологии. | В течение учебного года. | |
3. Картотека наблюдений в природе. | В течение учебного года. | |
4. Картотека опытов и экспериментов | В течение учебного года. | |
5. Цикл наблюдений за животными и растительным миром для детей дошкольного возраста. | В течение учебного года. | |
6. Подборка художественной литературы по экологии. | В течение учебного года. | |
7. Подборка литературы познавательного характера. | В течение учебного года. | |
8. Конспекты эколого-познавательных занятий, бесед. | Март-апрель. | |
9. Сценарии досугов и развлечений эколого-познавательного характера | Май. | |
10. Консультационный материал для педагогов. | В течение реализации проекта. | |
11. Консультационный материал для родителей. | В течение реализации проекта |
Ожидаемые результаты.
Для детей:
– Сформированность положительной мотивации на природу.
– Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и в быту.
– Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
– Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
– Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
– Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
– Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
– Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по
эколого-познавательной деятельности дошкольников.
– Личностный и профессиональный рост.
– Самореализация.
Для родителей:
– Повышение уровня экологического сознания.
– Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.