Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. Закрепление изученного

Разделы: Начальная школа


Общеобразовательный аспект: закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания изученных видов в пределах 20, отрабатывать навыки решения задач в 1–2 действия, на сложение и вычитание.

Развивающий аспект: развивать математическую речь, внимание, память, смекалку, логическое мышление, учить мысленно составлять план рассуждения, развивая способности в составлении алгоритма решения, искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы, развитие мелкой моторики.

Воспитательный аспект: прививать чувство взаимопомощи, воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности; воспитывать познавательный интерес к предмету, через игровую форму обучения, чувство сотрудничества, формировать творческую активность, внимание.

Форма проведения: урок-сказка.

Дидактические методы:

  1. проблемно-поисковый.
  2. репродуктивный,
  3. объяснительно-иллюстративный.

Дидактические средства:

  1. таблица для психологической разминки,
  2. карточки с примерами,
  3. разноуровневые задания на карточках (для самостоятельной работы),
  4. картинка сказочного героя “Осень”,
  5. чертеж с геометрическим заданием,
  6. рисунок математических елочек (состав числа),
  7. предметные картинки: 3 клена,
  8. карточки с изображением квадратов для творческой работы уч-ся,
  9. вееры с цифрами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологическая разминка по таблице.

А Б В Г Д
П П П В Л
Е Ж З И К
В Л П П Л
Л М Н О П
Л П Л Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

Верхний ряд – буквы алфавита нужно быстро произносить.

Нижний ряд – “П” правая рука, “Л” левая рука, “В” – руки вверх одновременно.

Дети одновременно произносят буквы и поднимают руки.

Цель: согласовать полушария головного мозга. Улучшить память, внимание, мышление.

2. Объявление целей урока.

Мы с вами отправимся в волшебное путешествие по осеннему лесу.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

3. Устный счет.

Начнем наш урок с устного счета – математической разминки.

Посмотрите на доску и решите примеры, работаем по цепочке.

9 + 7 = Н
15 – 7 = Е
11 – 5 = С
10 + 9 = Ь
12 – 8 = О

Расположите карточки с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришел сегодня на урок. (осень)

Сегодня на урок к нам пришла Осень.

Стихотворение об осени.

Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
(Т.А.Шорыгина)

На доске появляется чертеж фартука Осени из геометрических фигур.

– Какие геометрические фигуры составляет фартук осени?
– Сколько треугольников?
– Сколько квадратов?
– сколько кругов?
– Каких фигур меньше, больше?
– На сколько больше треугольников, чем четырехугольников и кругов?

Эти вопросы задают дети друг другу.

Беседа об осени.

– Какие сезонные изменения происходят в осеннем лесу с деревьями?
– Почему это происходит?
– Листья каких деревьев не изменяют окраску?

Состав числа.

– Посмотрите какие необычные математические елочки приготовила для вас Осень.

Задание: – что это за елочки?

– Что надо выполнить в этом задании? (Показ на веере.)

Задачи для устного счета.

– А теперь Осень просит нас решить несколько задач.

  1. Ежик по лесу шел,
    На обед грибы нашел:
    Два – под березой,
    Один у осины.
    Сколько их будет
    В плетеной корзине? (3)
  2. Белка сушит на веревке
    Два грибка и три морковки.
    Прибежал хорек, утащил грибок
    Съел зайчонок 2 морковки.
    Что осталось на веревке? (1 гриб, 1 морковка.)
  3. Я вошел в тенистый бор
    И увидел мухомор
    Два опенка, 2 сморчка
    Три масленка, два строчка:
    У кого ответ готов:
    Сколько я нашел грибов? (10)

Хорошо вы ребята справились с задачами

4. Работа в тетрадях.

Чистописание.

Сколько математических елочек у нас было, когда мы выполняли задание по составу чисел? (3)

– Прописываем сначала цифру 3
– А по сколько веточек было на каждой елочке? (6)
– Прописываем цифру 6

5. Закрепление изученного.

Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесу.

– На опушке леса растут 3 молодых клена. Они никак не могут поменять цвет своих листьев.
– Давайте поможем Осени одеть клены в осенний наряд
– А для этого выполним первое задание.
– Осень приготовила для вас задачу.

На прошлой неделе в нашей школе был праздник осени.

И вот по этому случаю такая задача:

Один класс нарисовал к празднику осени 8 рисунков, а второй на 2 рисунка больше. Сколько рисунков нарисовал второй класс?

А как сделать чтобы задача решалась в два действия?

Молодцы, первый клен одели.

Второе задание: самостоятельная работа (стр. 45 № 14, по вариантам).

Взаимопроверка.

Молодцы, второй клен одели.

Нам осталось одеть третий клен.

Творческая работа (работа в парах).

Задание: дорисовать фигуры составленные из 3-х равных квадратов, так, чтобы получились изображения каких-либо предметов, зверей, птиц и др.

Мы одели третий клен

Итог урока:

– Кто был у нас в гостях?
– Что мы повторяли на уроке?
– Какие задания вам понравились?
– Какие вызвали затруднения?

Оцени свою работу на уроке. Если на “5”, то приклеиваете к дереву оранжевый листик, если на “4” – розовый, на “3” – зеленый.

Домашнее задание (разноуровневое).

– Спасибо за урок!

Самоанализ открытого урока математики по теме “Закрепление изученного.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание”.

Самоанализ открытого урока математики по теме “Закрепление изученного.Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание” проходил во 2 “В” классе. Класс обучается по программе “Школа России”

Это 17-й урок в теме “Числа от 1 до 20 Сложение и вычитание”

Задачей урока является закрепить по данной теме изученный материал. Были поставлены цели: закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания, изученных видов, в пределах отрабатывать навыки решения задач в 1–2 действия, на сложение и вычитание.

Развивать математическую речь внимание, память, смекалку, логическое мышление, учить мысленно составлять план рассуждений; развивая способности в составлении алгоритма решения, искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы; развитие мелкой моторики.

Прививать чувство взаимопомощи воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности; воспитывать познавательный интерес к предмету через игровую форму изучения, чувство сотрудничество; формировать творческую активность, внимание.

На уроке предусматриваются такие психолого-педагогические воздействия, приемы, как:

  1. решение проблемной ситуации;
  2. использование активных методов обучения;
  3. уровень освоения знаний (добывание знаний, анализ, вывод);
  4. использование разноуровневых заданий для самостоятельной и домашней работы;
  5. взаимопомощь между детьми.

На данном уроке использованы следующие средства обучения: таблички с примерами, таблицы для психологической разминки, разноуровневые задания на карточках (для самостоятельной работы), сказочный герой “Осень”, чертеж с геометрическим заданием, игры на внимание, наблюдательность, учебник. Используемые формы организации на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Материал урока интегрирован с уроками чтения, естествознания.

Дидактические задачи урока соответствуют содержанию учебного материала и методами преподавания.