Общеобразовательный аспект: закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания изученных видов в пределах 20, отрабатывать навыки решения задач в 1–2 действия, на сложение и вычитание.
Развивающий аспект: развивать математическую речь, внимание, память, смекалку, логическое мышление, учить мысленно составлять план рассуждения, развивая способности в составлении алгоритма решения, искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы, развитие мелкой моторики.
Воспитательный аспект: прививать чувство взаимопомощи, воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности; воспитывать познавательный интерес к предмету, через игровую форму обучения, чувство сотрудничества, формировать творческую активность, внимание.
Форма проведения: урок-сказка.
Дидактические методы:
- проблемно-поисковый.
- репродуктивный,
- объяснительно-иллюстративный.
Дидактические средства:
- таблица для психологической разминки,
- карточки с примерами,
- разноуровневые задания на карточках (для самостоятельной работы),
- картинка сказочного героя “Осень”,
- чертеж с геометрическим заданием,
- рисунок математических елочек (состав числа),
- предметные картинки: 3 клена,
- карточки с изображением квадратов для творческой работы уч-ся,
- вееры с цифрами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологическая разминка по таблице.
А Б В Г Д П П П В Л |
Е Ж З И К В Л П П Л |
Л М Н О П Л П Л Л П |
Р С Т У Ф В П Л П В |
Х Ц Ч Ш Я Л В В П Л |
Верхний ряд – буквы алфавита нужно быстро произносить.
Нижний ряд – “П” правая рука, “Л” левая рука, “В” – руки вверх одновременно.
Дети одновременно произносят буквы и поднимают руки.
Цель: согласовать полушария головного мозга. Улучшить память,
внимание, мышление.
2. Объявление целей урока.
Мы с вами отправимся в волшебное путешествие по осеннему лесу.
Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
3. Устный счет.
Начнем наш урок с устного счета – математической разминки.
Посмотрите на доску и решите примеры, работаем по цепочке.
9 + 7 = Н
15 – 7 = Е
11 – 5 = С
10 + 9 = Ь
12 – 8 = О
Расположите карточки с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришел сегодня на урок. (осень)
Сегодня на урок к нам пришла Осень.
Стихотворение об осени.
Повязала осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по лесу,
Листья позолотой обвела.
(Т.А.Шорыгина)
На доске появляется чертеж фартука Осени из геометрических фигур.
– Какие геометрические фигуры составляет фартук осени?
– Сколько треугольников?
– Сколько квадратов?
– сколько кругов?
– Каких фигур меньше, больше?
– На сколько больше треугольников, чем четырехугольников и кругов?
Эти вопросы задают дети друг другу.
Беседа об осени.
– Какие сезонные изменения происходят в осеннем лесу с деревьями?
– Почему это происходит?
– Листья каких деревьев не изменяют окраску?
Состав числа.
– Посмотрите какие необычные математические елочки приготовила для вас Осень.
Задание: – что это за елочки?
– Что надо выполнить в этом задании? (Показ на веере.)
Задачи для устного счета.
– А теперь Осень просит нас решить несколько задач.
- Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два – под березой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3) - Белка сушит на веревке
Два грибка и три морковки.
Прибежал хорек, утащил грибок
Съел зайчонок 2 морковки.
Что осталось на веревке? (1 гриб, 1 морковка.) - Я вошел в тенистый бор
И увидел мухомор
Два опенка, 2 сморчка
Три масленка, два строчка:
У кого ответ готов:
Сколько я нашел грибов? (10)
Хорошо вы ребята справились с задачами
4. Работа в тетрадях.
Чистописание.
Сколько математических елочек у нас было, когда мы выполняли задание по составу чисел? (3)
– Прописываем сначала цифру 3
– А по сколько веточек было на каждой елочке? (6)
– Прописываем цифру 6
5. Закрепление изученного.
Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесу.
– На опушке леса растут 3 молодых клена. Они никак не могут поменять цвет
своих листьев.
– Давайте поможем Осени одеть клены в осенний наряд
– А для этого выполним первое задание.
– Осень приготовила для вас задачу.
На прошлой неделе в нашей школе был праздник осени.
И вот по этому случаю такая задача:
Один класс нарисовал к празднику осени 8 рисунков, а второй на 2 рисунка больше. Сколько рисунков нарисовал второй класс?
А как сделать чтобы задача решалась в два действия?
Молодцы, первый клен одели.
Второе задание: самостоятельная работа (стр. 45 № 14, по вариантам).
Взаимопроверка.
Молодцы, второй клен одели.
Нам осталось одеть третий клен.
Творческая работа (работа в парах).
Задание: дорисовать фигуры составленные из 3-х равных квадратов, так, чтобы получились изображения каких-либо предметов, зверей, птиц и др.
Мы одели третий клен
Итог урока:
– Кто был у нас в гостях?
– Что мы повторяли на уроке?
– Какие задания вам понравились?
– Какие вызвали затруднения?
Оцени свою работу на уроке. Если на “5”, то приклеиваете к дереву оранжевый листик, если на “4” – розовый, на “3” – зеленый.
Домашнее задание (разноуровневое).
– Спасибо за урок!
Самоанализ открытого урока математики по теме “Закрепление изученного.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание”.
Самоанализ открытого урока математики по теме “Закрепление изученного.Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание” проходил во 2 “В” классе. Класс обучается по программе “Школа России”
Это 17-й урок в теме “Числа от 1 до 20 Сложение и вычитание”
Задачей урока является закрепить по данной теме изученный материал. Были поставлены цели: закреплять устные и письменные приемы сложения и вычитания, изученных видов, в пределах отрабатывать навыки решения задач в 1–2 действия, на сложение и вычитание.
Развивать математическую речь внимание, память, смекалку, логическое мышление, учить мысленно составлять план рассуждений; развивая способности в составлении алгоритма решения, искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы; развитие мелкой моторики.
Прививать чувство взаимопомощи воспитание коммуникативных способностей и взаимопонимания через организацию совместной деятельности; воспитывать познавательный интерес к предмету через игровую форму изучения, чувство сотрудничество; формировать творческую активность, внимание.
На уроке предусматриваются такие психолого-педагогические воздействия, приемы, как:
- решение проблемной ситуации;
- использование активных методов обучения;
- уровень освоения знаний (добывание знаний, анализ, вывод);
- использование разноуровневых заданий для самостоятельной и домашней работы;
- взаимопомощь между детьми.
На данном уроке использованы следующие средства обучения: таблички с примерами, таблицы для психологической разминки, разноуровневые задания на карточках (для самостоятельной работы), сказочный герой “Осень”, чертеж с геометрическим заданием, игры на внимание, наблюдательность, учебник. Используемые формы организации на уроке: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Материал урока интегрирован с уроками чтения, естествознания.
Дидактические задачи урока соответствуют содержанию учебного материала и методами преподавания.