Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Задачи:
- Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
- Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
- Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вы настроились на работу? Удачи вам!
II. Актуализация опорных знаний.
– Вот одно из заданий. Посмотрите на доску. Что скажите?
е ж т е л ь т
– Какие задания можно предложить?
(Разделить на 2 группы по фонеме, по графике, записать в алфавитном порядке, составить слова.)
– Что такое алфавит? Подберите синоним к слову алфавит.
– Для чего нам нужен алфавит?
– Какое слово можно составить из всех букв?
желтеть
– назовите орфограммы. Скажите, а можно проверить безударную гласную?
(Нет, это непроверяемая гласная и ее нужно запомнить.)
– Подберите однокоренные слова.
(Вывешиваю табличку: желтый, желтенький, желтизна, пожелтеть.)
– А что это за слово? Докажите. (Вывешиваю табличку: (Глагол)).
– Что еще знаете о глаголе? (Вывешиваю таблички: Что делать? Что сделать?
Единственное и множественное число, Настоящее и будущее время)
– Употребите глаголы желтеть и пожелтеть в настоящем и будущем времени.
желтеют
пожелтеют желтеет
пожелтеет
– Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
– Что показывает настоящее время глаголов? А будущее время?
– Определите лицо и число глаголов.
– А теперь составьте предложения с этими глаголами.
А) простое предложение;
Б) Простое предложение с однородными членами;
В) Сложное предложение.
– Докажите. Назовите грамматические основы.
III. Постановка учебной задачи.
– В каком еще времени могут употребляться глаголы? (В прошедшем времени.)
– Так какая тема урока? (Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и
числам.)
– На какие же вопросы нам предстоит сегодня ответить?
* На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
* Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний глаголов в
настоящем и будущем времени? *Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
IV. Работа по теме.
1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава. В берлоге заснул медведь. Скудно светило солнце.
На доске:
Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.
– Что показывает прошедшее время глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы?
* Сделайте вывод.
Вывод. Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делала? Что делал? и т. д.
2. Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.
Выполнение упражнения № 80 (устно).
– Назовите выделенные существительные и глаголы.
– Выделите окончания. Укажите род существительных.
– Какие окончания у глаголов?
– От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени? (От рода
существительных.)
3. Выполнение упражнения № 81.
– Прочитайте.
– Что прочитали? (Предложения.)
– Что вы можете сказать об этих предложениях? (Состоят из грамматической основы,
нераспространенные предложения.)
– На какие группы можно их распределить? (По роду глаголов.)
– Запишите в три группы, выделяя окончания глаголов. (1-й вариант – 1, а 2-й
вариант – 2.)
Проверка.
– Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
– Какие окончания в среднем роде?
– Есть ли особое окончание в мужском роде?
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По
вопросам).
– Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем
и будущем времени?
Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.
Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.
– Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие
суффикса – л.)
– Распространите предложения . (Устно.)
– А теперь обратимся к правилу на стр. 55.
– Правильный ли вывод сделали мы?
– А как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во
множественном числе? Почему?
V. Физкультминутка.
1. Для улучшения мозгового кровообращения.
(И.П. – сидя на стуле, “1, 2” – отвести голову назад и плавно наклонить назад; “3, 4” – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; “5, 6” – голову наклонить влево: “7, 8” – голову наклонить вправо.)
2. Гимнастик для глаз.
Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (сосчитать до 5).
Повторить 4–5 раз.
VI. Закрепление.
1. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделите окончания, укажите род.
(Наступить) ясное утро. Солнце ярко (сиять) в голубом небе. Алмазами (сверкать) роса на траве, на листьях деревьев. Кругом (стоять) тишина. Ветерок теплой струйкой (пробежать) по моему лицу.
Взаимопроверка.
Проверка. (у учащихся сигналы и карточки с окончаниями –о, -а, нулевое
окончание).
– Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
– как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По
вопросам.)
2. Работа в паре.
Указать время и род глаголов, подобрать и записать к ним синонимы в том же
времени и такого же рода.
Караулила – ................................
Мастерил – ..................................
Берегли – ......................................
Указать род и время глаголов, подобрать к ним антонимы в том же времени и
такого же рода.
Наказало – .....................................
Хвалил – .....................................
Строили – .................................
Болтала – ..................................
Проверка. (У учащихся сигналы.)
VII. Тестирование.
Тест по теме “Глагол”
1. Выбери и верное утверждение.
А) глагол – это часть слова.
Б) Глагол – это часть речи.
2. Выбери верное утверждение.
А) Глагол обозначает предмет.
Б) Глагол обозначает действие предмета.
В) Глагол обозначает признак предмета.
3. Какое слово в каждой группе является “лишним”?
* говорил, пишите, вязала, висело;
* воркует, борется, сотрет, хохочет;
* буду шить, срисует, занесла, обласкает.
4. Укажите предложения, в которых глагол употребляется в форме прошедшего времени.
А) По реке плывет баржа.
Б) В лесу ребята свернули с тропинки.
В) Летом Даша отдыхала в деревне.
Г) Мы идем по лесу.
Д) Петя читал интересную книгу.
Проверка. Самоконтроль. На доске табличка с ответами. (У учащихся сигналы.)
- Б
- Б
- Гладит – наст. вр.
Сотрет – буд. вр.
Занесла – прош. вр. - Б – мн. число
В – жен. Род
Д – муж. Род
VIII. Итог урока.
– Давайте сделаем общий вывод.
* Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде – а, в среднем – е.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.
Во множественном числе род глагола не определяется.
У глаголов в прошедшем времени есть суффикс – л.
– Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде? (По вопросам.)
Домашнее задание.
– Подберите пословицы, в которых глагол в прошедшем времени.
№ 84 стр. 57, № 86 по выбору, правила на стр. 55 и стр. 58.
– Кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Урок окончен.