Цели:
- Образовательная: закреплять умения устных и письменных приёмов сложения и вычитания двузначного и однозначного числа; отрабатывать вычислительные навыки в решении задач.
- Воспитательная: воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
- Развивающая: уметь переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию для решения проблем.
Ход урока
Орг. момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку «5».
Работа над темой урока
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, в свои карты движения и скажите, у кого ещё есть трудности и в каких заданиях?
- В решении задач, в заданиях на логическое мышление. ( Проблемы вывешиваются на доску).
- А поднимите руку, у кого нет проблем в решении задач. Значит, вы будете сегодня нашими консультантами, и помогать устранять эти проблемы.
- Больше всего проблем в решении задач.
- Так что мы будем делать сегодня на уроке? (решать задачи)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. ( Решение задач)
Работа над проблемой: Решение задач
Перед вами лежит оценочный лист (слайд 3). Проставьте, пожалуйста, в каких заданиях вы всё умеете, в каких ещё есть сомнения, а где нужна помощь.
-Давайте вспомним, какие составные части есть в задаче: условие, вопрос, решение, ответ (слайд 4).
- Вы умеете решать задачи? Тогда соедините схему и выражение стрелками.
Работа в группах. Давайте повторим правила работы в группах (слайд 5)
- Работаем дружно.
- Важно учитывать мнение каждого.
- Объяснить свою точку зрения.
Проверяем (слайд 6).
Что находили в первой задаче? (неизвестную часть)
Как нужно найти неизвестную часть? (надо из целого вычесть известную часть)
Что находили во второй задаче? (другую часть)
А в третьей? (целое)
Как находим целое? (складываем части)
Ко второй схеме придумайте задачу.
На тарелке лежало 12 конфет. 5 конфет из них чупа-чупсы, а остальные шоколадные. Сколько шоколадных конфет лежало на тарелке?
Вывод: Чтобы правильно решать такие задачи, что вы должны уметь? (Правильно определять, что будем находить в задаче, часть или целое)
С этим заданием справились, а сможете выполнить такое задание?
Прочитайте задачу (слайд 7): В коробке лежали белые и черные шарики. Белых было 10, а черных на 5 шариков больше.
- Мы можем решить эту задачу? (нет)
- Почему? (нет вопроса)
- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась одним действием. (Сколько черных шариков было в коробке?)
-Выберите и заполните схему.
-Давайте проверим, какая схема подходит к нашей задаче?
-Консультанты проверьте и если правильно, то поставьте + возле заполненной схемы.
- Почему эта? (Потому что, в нашей задаче одна часть известна, а другая нет, но сказано, что на 5 шариков больше)
-Решите задачу.
-Какой ответ у вас получился? Проверим (слайд 8).
- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями. (Сколько всего шариков белых и черных лежало в коробке?)
-Что нужно дополнить в схеме? (фигурную скобку)
- Что теперь будем находить? (целое)
-Решите задачу.
Сколько всего шариков? (25)
Проверяем (слайд 8). Решение с объяснением каждая группа вывешивает на доску. Консультанты проверяют и оценивают.
Вывод: Что вы должны знать и уметь, чтобы решать такие задачи? ( Правильно определять и чертить схему, определять, что будем находить: целое или часть, что нужно узнать сначала, что потом, выполнить решение и проверить).
Презентация Ульяны
- Ульяна приготовила для вас еще одну задачу. Решим её?
Для того чтобы решить задачу правильно, я для себя составила памятку. Предлагаю и вам воспользоваться ей.
Памятка «Как решать задачи» (слайд 9)
- Начерти схему к задаче.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос (или вопросы) задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
- Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в ней.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Мы каждый день ходим с вами в школу и носим портфель-рюкзак. Мне всегда хотелось узнать, не слишком ли он тяжелый, ведь таким детям как мы, можно поднимать не более 5 кг. А поможет нам в этом задача, которую нам надо решить.
Задача (слайд 10).
Моя масса – 20 кг.
Масса рюкзака - ?, на 15 кг меньше. Сколько весит рюкзак? Сколько весим мы вместе с рюкзаком?
-Начертите схему и решите задачу
Ульяна: Ну что мы узнали? Рюкзак наш не тяжелый? Сколько он весит? (5 кг) А сколько мы весим вместе с рюкзаком? (25 кг)
-Проверим?
- Консультанты проверяйте и отмечайте правильные ответы.
-Я решала задачу так (слайд 10):
1) 20-15=5 (кг) весит рюкзак
2) 20+5=25(кг) наша масса с рюкзаком
Ответ: 25 килограммов весим мы вместе.
Вывод: Чтобы правильно решать задачи, что нужно знать и уметь? Внимательно прочитать задачу, выяснить, что обозначает каждое число, определить, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом? Выполнить решение, проверить решение и ответить на вопрос задачи.
- После решения задач, у вас остались ещё проблемы? Тогда давайте проверим. Решите задачу самостоятельно. Может нужно вернуться к памятке Ульяны, которая поможет и вам правильно справиться с задачей. В этой задаче выполняете: построение схемы, решение, пояснение, ответ.
1в. В живом уголке 5 кроликов, а ёжиков - на 6 больше, чем кроликов. Сколько в живом уголке кроликов и ёжиков вместе? (слайд 11)
2в. Ребята изготовили к празднику 8 открыток, а поделок-на 3 меньше, чем открыток. Сколько всего открыток и поделок изготовили ребята к празднику? (слайд 11)
Проверка (слайд 12):
1в - поднимите руки, у кого получился ответ 16 кроликов и ёжиков в живом уголке.
2в - поднимите руки, у кого получился ответ 13 открыток и поделок изготовили ребята к празднику.
- Поднимите руки, у кого получился другой ответ? (Значит, ёще не до конца разобрались. Будем продолжать работать над этой проблемой.)
- Теперь вернемся к оценочным листам. Ещё раз проставьте, пожалуйста, в каких заданиях вы всё умеете, в каких ещё есть сомнения, а где нужна помощь. (Слайд 13)
Работа над проблемой: Логические задачи-шутки.
- А в этой части урока мне помогут Марк, Сабина и Тимур. Они приготовили для вас логические задания. Попробуем справиться с ними? (да)
Выбери правильный ответ
Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз смотрело на репку? (слайд 14) (12 глаз)
Улитка ползёт по перилам веранды в одну сторону полтора часа, а в другую девяносто минут. Почему такая разница? (слайд 15) (одинаково)
В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (слайд 16) (Ответ: останется 20 свечей, остальные сгорят, а задутые свечи не сгорят полностью)
Вывод: Что нужно знать и уметь, чтобы решать логические задания? ( Внимательно читать задание, нарисовать рисунок, если нужно, определить что известно, а что нет, логически мыслить, представить себе разные возможные варианты и сравнить их между собой. Решить и проверить).
После решения логических задач, у вас остались ещё проблемы?
Рефлексия:
- Какое задание было понятным, а какое вызвало затруднение?
- Что осталось ещё проблемным?
- Что самое важное, на ваш взгляд, надо было понять на уроке?
- Что уже было известно?
Спасибо за урок. Вы ребята молодцы.