Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о домашних животных и культурных растениях.
- Познакомить с ролью домашних животных в хозяйстве человека.
- Познакомить с разнообразием домашних животных и их особенностями.
- Познакомить с ролью культурных растений в хозяйстве человека.
- Познакомить с разнообразием культурных растений и их особенностями: садовые, огородные, полевые.
- Воспитывать бережное отношение к домашним животным и растениям.
Технология группового обучения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и презентация.
- Энциклопедии о животных.
- Раздаточный материал (морковь, картофель, лук).
- Картинки и иллюстрации с овощами, фруктами, полевыми культурами.
- Карточки для самостоятельных работ.
- Кроссворд, картинки для кроссворда.
- Картинки животных.
Ход урока
(Презентация.) (Слайд 1)
1. Организационный момент.
Дети рассажены на 3 группы.
– Сегодня на уроке мы вспомним все о чем мы узнали на прошлых уроках и узнаем еще много интересного.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– На какие две группы можно разделить животных? (Слайд 2)
– Какие животные относятся к диким, а какие к домашним? (Слайд 3)
– Расскажите о своих исследованиях домашних животных.
(Доклады от каждой группы.)
– Какими бывают растения? (Слайд 4)
– Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным? (Слайд 5)
– Я загадаю вам загадки, а вы, отгадав их, назовете мне тему нашего урока.
- Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова.) (Слайд 6) - Хвост крючком.
Нос пяточком. (Поросенок.) (Слайд 7) - Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает. (Петух.) (Слайд 8) - Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста.) (Слайд 9) - В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор) (Слайд 10) - В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух.) (Слайд 11)
– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
– Кем являются для нас домашние животные и чем являются культурные растения? (Слайд 12)
3. Совместное открытие новых знаний.
– Каких животных и какие растения разводят люди для получения продуктов питания?
– Для чего еще разводят животных?
– На прошлом уроке мы узнали, от кого произошли собаки. Уточните. (От волков.) (Слайд 13)
– Как вы думаете, от кого произошли коровы? (От быка тура.) (Слайд 14)
– Свиньи? (От кабанов.) (Слайд 15)
– Лошади? (От диких лошадей.) (Слайд 16)
– Кошки? (От диких кошек.) (Слайд 17)
– Но в природе диким животным приходится трудно. Главная проблема – им надо найти пищу или приспособиться к тому, что ее долго не будет.
– Как животные приспосабливаются к трудным условиям природы? (Медведь.) (Слайд 18)
Медведи.
.– Когда медведь впадает в спячку, его сердце бьется медленно, пищеварение и дыхание замедляются, а температура тела медведя падает до 10 градусов. В таком состоянии медведь постепенно использует свои запасы жира, которые накопил летом. Медведь может находиться в зимней спячке несколько месяцев. Впадают в спячку медведи для того, чтобы компенсировать временное отсутствие еды. Если медведя разбудить во время спячки, он может погибнуть от недостатка еды, так как для возвращения обратно в спячку медведю требуется новая энергия, которой может у него уже не быть. Белые медведи зимой спят больше, чем летом, но это не зимняя спячка. Температура и дыхание белых медведей остаются в норме, а во время потепления белые медведи могут гулять целый день. Самки белых медведей спят зимой больше, чем самцы. Они залегают в берлогу, их заносит снегом иногда на недели. Во время этого зимнего сна у белых медведиц рождаются детеныши. Некоторые животные приспосабливаются к тому, чтобы их не съели другие хищники. Какие животные и как это делают? (Заяц – длинные уши, ноги, смена окраски.) (Слайд 19) Нужно животным и приспособиться и к смене погоды: зимой холодно, летом – жарко. Как животные к этому приспосабливаются? (Линька. Лиса летом и зимой, песец) (Слайд 20)
Вывод: “В природе диким животным надо самим заботиться о себе и своем потомстве”.
– Когда у диких животных появляются детеныши? (Весной, в то время, когда достаточно пищи.)
– А заботу о домашних животных взял на себя человек.
– Чем питается корова? (Травой.)
– А в зимнее время, когда на пастбищах нет травы? (О животных заботятся люди. Чтобы у коров круглый год был корм, люди заготавливают сухую траву – сено, в хранилища закладывают картофель, морковь, свеклу, зерно.)
– Где содержатся животные, как устроен дом, в котором они живут?
(Животноводческая ферма, скотный двор) (Слайд 21)
– Здесь (иллюстрации) в ряде длинных помещений расположены коровники. Для каждой коровы отведено место – стойло. К стойлу подведены автопоилки и кормушки. Коров доят с помощью электродоилок. За коровами смотрят доярки, за их здоровьем следят врачи – ветеринары, поэтому коровам не надо менять цвет шерсти, не надо запасать корм, ведь за ними ухаживает человек.
– Почему человек ухаживает за коровами?
– Какую пользу приносят коровы?
– Молоко в специальных цистернах привозят на молокозавод. Что там из него получают? Некоторых коров забивают на мясо, рога и копыта идут на изготовление клея, из рогов умельцы делают украшения.
Фронтальная работа с учебником с. 66–67.
– Но человек научился изобретать разные машины, многие из которых заменили животных.
– Труд каких домашних животных заменили машины? (Лошади, собаки, петухи.) с.66
Может быть домашние животные уже не нужны? (Нет.) Ни одна машина не может давать молоко как … (Корова)
Ни одна механическая игрушка не может стать таким другом, как … (собака.)
Игра “Собери пару: животное и его детеныш”.
-Как называют детенышей домашних животных?
(Работа с раздаточным материалом по группам)
– Какую еще пользу приносят животные человеку? Т.с.63 № 1.
– В какое время года домашние животные появляются? (В любое, зависит от человека.)
– В чем отличие домашних животных от диких животных? (У домашних достаточно пищи.)
4. Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах. Заполните таблицу. (Корова, лошадь, курица) Приложение 1.
Работа с энциклопедиями.
Слова для справок: конюшня, коровник, овчарня, птичник, трава, сено, силос, овес, зерно, шерсть, кожа, мясо, рога, копыта, яйца, перо, молоко, езда, спорт. (Слайд 22)
Выступление команд.
Физкультминутка. Юнна Мориц “Попрыгать-поиграть”.
Стоит в лесу избушка,
А в ней живет Петрушка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть!
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Идут после охоты
Попрыгать-поиграть!
Малиновка,
Овсянка,
Живая обезьянка,
У всех одно и тоже –
Попрыгать-поиграть!
5. Совместное открытие новых знаний.
Давайте разгадаем кроссворд “Что и где растет?”. Приложение 2.
– Каждая группа находит ответ, выделенный в строке. Выходит и выбирает правильное слово (вывешивает на доске карточки со словами).
Проверяем. (Слайды 23, 24, 25)
– Какие три группы растений мы выделили?
6. Самостоятельное применение знаний.
Практическая работа.
Морковь, лук, картофель (раздать каждой группе овощ) Приложение 3.
– Съедобными бывают разные части растения: у моркови и редиса-корнеплод, это видоизмененный корень. У картофеля образуются клубни-видоизмененные побеги (стебли и листья), как и луковица у лука (тоже видоизмененный стебель с листьями).
7. Итог урока. Рефлексия.
– Что узнали нового?
– Человек не может обойтись без растений и животных, живущих рядом с ним. Они помогают ему жить. Но и человек должен заботиться о животных и растениях, которые он приручил (Слайд 26).
8. Творческое домашнее задание.
– Провести научное исследование и выяснить, пища из каких растений съедена сегодня (Слайд 27).