Класс: 5.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Тип урока: комбинированный урок.
Время проведения: 2 академических часа (90 минут)
Основные понятия: моделирование одежды, драпировка, конструирование .
Межпредметные связи: история, математика.
Оборудование: персональный компьютер, раздаточный материал, экран, проектор.
Наглядные пособия: образцы фартуков, манекен, ткань, презентация.
Инструменты и приспособления: сантиметровая лента и шнурок – по 1 шт. на
каждые две ученицы, рабочая тетрадь.
Цели учителя:
- Заложить основы понимания построения чертежа изделия, и выявить зависимость конечного вида изделия и размеров этого изделия.
- Показать во взаимосвязи развитие знаний и умений.
- Научить основам планирования и организации собственной деятельности.
- Способствовать развитию навыков работы в группе.
- Способствовать развитию навыков пространственного мышления.
Особое внимание уделить созданию своего образа в собственном доме и для домочадцев. Подчеркнуть значимость культуры домашнего очага и взаимоотношений в семье.
Цели учащихся:
Я должен узнать:
– как строится выкройка-чертеж фартука,
– откуда берутся и на что влияют размеры изделия,
– что такое драпировка,
– как строится выкройка – чертеж складок изделия,
– для чего нужен фартук вообще и дома в частности.
Я хочу узнать, как строить более сложные модели фартука.
Данный урок предлагаю построить на основе следующих этапов работы (Правила моделирования):
1. Первый этап: ответить на вопрос: Что мы знаем? Что мы можем сделать?
2. Второй этап: Что мы не можем сделать? Что нам нужно узнать?
3. На третьем этапе создание пробной модели
4. Четвертый этап – реализация, воплощение созданной модели.
5. Оценка результата.
Этапы работы представляются учащимся в качестве индивидуального раздаточного материала.
На доске написаны основные термины урока:
Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия; создание модели чего-либо.
Моделирование – построение моделей реально существующих предметов для изучения.
Драпировка – украшение одежды или интерьера складками ткани.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала (фронтальный опрос). (Презентация)
Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке
1.Что такое фартук?
2. Какова история фартука, когда он появился, как
менялся?
3. Как называли фартук раньше, чем различались друг от друга эти прообразы
современного фартука?
4. Из чего делали фартуки, от чего завесил выбор материала?
Мозговой штурм.
Как вы думаете, для чего фартуки украшали?
Все ответы без комментариев и обсуждения фиксируем на доске.
Мотивирование учащихся на работу (сообщение сведений для размышления).
25–27 лет жизни мы отдаем сну.
15 лет учимся.
Более 10 лет жизни мы проводим на работе.
10 лет жизни блуждаем по интернету и смотрим телевизор.
6–8 лет жизни общаемся с себе подобными (мужчины, как правило, “набалтывают” на год меньше женщин).
5–8 лет жизни готовим пищу (мужчины, как правило, затрачивают на это на 5 лет меньше женщин).
3 года жизни поглощаем пищу.
3–5 лет женщины тратят на покупки.
3 года жизни обустраиваем дом (ремонт, уборка и т.д.).
2–3 года жизни женщины тратят на то, чтобы привести себя в порядок перед выходом из дома (душ, укладка волос, макияж).
Так сколько же времени, в среднем, женщина может провести в фартуке?
Каким же должен быть фартук современной женщины?
III. Создание проблемной ситуации (для разрешения которой нужны новые знания).
Вот и давайте пошьем красивый фартук.
Перед вами есть бумага для выкройки, у вас есть сантиметровая линейка,
линейка для чертежа, карандаш. На прошлом уроке мы научились снимать мерки.
Приступайте!
IV. Новый материал: основы моделирования, (на основе уже изученного материала) + работа с этапами моделирования (раздаточный материал).
1. Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека.
Какие мерки вы знаете?
Какие мерки нужны для построения фартука?
Прочитайте первый пункт правил моделирования (раздаточный материал: ответить
на вопрос: Что мы знаем? Что мы можем сделать?), ответьте на вопросы:
Какие будут размеры изделия и как от них зависит внешний вид изделия?
2. Быстрая обратная проработка – демонстрация изделия и предположение: какие размеры оно будет иметь с детализацией размеров ширины и длины передника и ширины и высоты нагрудника, а так же с обращением внимания на закругленность или четкость углов. (Работа на манекене с фартуками которые есть в кабинете трудов как наглядный материал.)
Прочитайте второй пункт правил моделирования (раздаточный материал: Что мы не
можем сделать? Что нам нужно узнать?). Возвращение к фартуку который учитель
предложил пошить в начале. Ответьте на вопросы:
Что вы теперь можете сказать о фартуке?
Что вы уже знаете о фартуке?
Строим чертеж фартука настолько, насколько сейчас знаем и можем – базовый чертеж фартука.
Новый материал: основы драпировки.
Для начинающего портного иногда бывает очень сложно рассчитать сколько ткани понадобится для создания складок, поэтому сейчас мы научимся создавать выкройку складок.
Прочитайте третий пункт правил моделирования, ответьте на вопрос, и
приступайте к работе.
Работа с чертежом.
V. Построение чертежа и создание бумажной модели – выкройки, которую на следующем уроке перенесем на ткань.
VI. Подведение итогов урока, демонстрация получившихся бумажных моделей фартуков.
VII. Сегодня на уроке мы с вами реализовали три пункта правил моделирования. На следующем уроке нам предстоит воплотить четвертый и пятый пункты. Это значит, что на следующем уроке мы пошьем фартук авторской модели.