Цели: Создание педагогических условий, обеспечивающих общее гармоничное развитие младших школьников в процессе его учебной деятельности. Формировать понятие “виды животных”.Систематизировать и расширять знания о группах животных, о признаках каждой группах.
Задачи:
- Предметно-информационные: Познакомить с классификацией животных. Изучить основные признаки групп животных.
- Деятельностно-коммуникативные: Развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку. Закрепить умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
- Ценностно-ориентированные: Развитие любознательности, наблюдательности ,чувства гармонии человека с природой.
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.
Оборудование: учебник, сигнальные карточки, рабочие тетради “Мир вокруг нас.”, 3 класс, ручки, карандаши, компьютерная презентация, компьютер, карточки в конвертах.
Тип урока: сообщение нового материала.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Разнообразие животных”.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Начинаем урок.
2. Беседа о погоде.
3. Постановка темы и цели урока.
Перед вами конверты . Ваше задание – из разрезанных частей составить слова. Учащиеся выкладывают слова на партах.
Полученные слова учащиеся перечисляют. Прикрепляем их на доске:
насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие.
Как назвать составленные слова одним словом? (Животные.)
Определите тему урока. Как вы думаете на какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
4. Вступительное слово учителя.
Как называется наука о живой природе?
Как называется наука о растениях?
Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ.
Ученые – зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать.
С некоторыми группами животных мы уже знакомы.
5. Этап получения новых знаний и способов действий.
1. Актуализация опорных знаний.
Итак, вы получаете конверты с заданиями. После работы с заданием находите табличку с названием своей группы и забираете ее на стол
Учащиеся вскрывают конверты и выполняют задания.
1-я группа. Отгадайте загадку:
1. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
Напишите отгадку: 1. -------------------– ---------------.
Рассмотрите картинки (даны картинки в конверте: комар, бабочка, пчела, жук). Определите сходство. Сосчитайте количество лапок. Запишите------- Как называется группа животных?. Напишите------------------------------------ Сделайте вывод:------------------------- это группа животных, у которых--------- ног. К ним относятся жуки, бабочки, стрекозы ,пчелы, мухи.
2-я группа.
Откройте ваш учебник на странице 90–92. Найдите группы животных. Найдите, как называются животные, тело которых покрыто чешуей-------------------------------------- Что им помогает передвигаться-------------------------------------- Что они имеют для дыхания------------------------------------------- Сделайте вывод:--------------------- водные животные, тело которых покрыто скользкой-----------------. Это водные обитатели. Передвигаться им помогают---------------------. С помощью--------------------------они дышат кислородом, растворенным в воде.
3-я группа.
Найдите на выставке книг “Энциклопедию животных”. По оглавлению найдите раздел “Птицы” Откройте этот раздел. Прочитайте характеристику этого вида.
Сделайте вывод: Птицы-животные, тело которых покрыто----------------------. Все птицы откладывают--------------------------.
4-я группа.
Рассмотрите картинки. Напишите названия животных--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Чем покрыта их кожа---------------------------------. Как называется эта группа---------------------------. Сделайте вывод: ----------------- или млекопитающие, – животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детенышей они вскармливают молоком.
(В конверте картинки: лошади, зайца, медведя, овцы, белки.)
2. Проверка – чтение выводов учащимися.
3. Работа с учебником.
Прочитайте на с. 90–91 названия тех видов животных, о которых мы не упомянули в работе.
4. Рассказ учителя о незнакомых видах животных.
6. Физ.пауза. (Под веселую песенку “Добрый жук”.)
7. Закрепление нового материала.
1. Организуется работа в тетрадях на печатной основе с.42 № 5. (Работа с источниками.)
Взаимопроверка.
2. Разгадай загадки и определи, к какой группе животное относится.
Дети называют ответ, а учитель показывает слайд.
- Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет…(Черепаха). пресмыкающееся - У маленькой животинки
Сто серебряных
Монеток на спинке. (Рыба.) - Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать ее опасно –
Укусит. Ясно? (Змея.) пресмыкающееся - Скачет зверушка:
Не рот – а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка.) земноводное - Деловитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.) - У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля.) - Какая коняшка
Ходит в тельняшке? (Зебра.)
3. Давайте расшифруем названия животных и определим группу, к которой они относятся. (Презентация.) (Слайды)
4. Игра “4-й лишний” (слайды).
8. Подведение итога урока.
Вывод:
- Какая наука изучает животных?
- На какие группы делятся животные?
Рекомендация выставки научно –популярной литературы.
9. Рефлексия. Очень жаль, но наш урок подошел к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.
А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке.
10. Домашнее задание – Кто из вас хотел бы еще больше узнать о жизни животных? Как ты собираешься это делать?
Подготовить рассказ о разных видах животных. Рабочая тетрадь с.43 № 6.
Учебник с 90–92 повторить группы животных и их признаки.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите свое тепло всему живому на планете. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.